Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:15, курс лекций
Для выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает определенный результат.
Первый метод– этимологический. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему слово, мысль, понятие, рассуждение и закон. Древнегреческие философы считали, что в речах человека есть некая сила. Она побуждает, сказав «А», сказать и «Б». В основе этого принуждения лежит человеческий разум, который отыскивает в природе необходимое и отбрасывает случайное.
Для выяснения
предмета логики можно использовать
несколько методов, каждый из которых
дает определенный результат.
Первый метод– этимологический. Он заключается в
том, что требуется прояснить значение
слова, которое используется для названия
данной науки. Термин «логика» восходит
к древнегреческому слову «логос», означавшему
слово, мысль, понятие, рассуждение и закон.
Древнегреческие философы считали, что
в речах человека есть некая сила. Она
побуждает, сказав «А», сказать и «Б». В
основе этого принуждения лежит человеческий
разум, который отыскивает в природе необходимое
и отбрасывает случайное.
Этимология слова «логика» показывает,
что это наука, имеющая отношение к человеческому
мышлению, обосновывает рассуждения с
помощью оснований, которые впоследствии
стали называться логическими законами.
Недостатком данного метода является
многозначность слова «логика». В повседневной
жизни, в популярной, общенаучной и философской
литературе это слово используется в большом
спектре значений. Оценки «логично» и
«нелогично» могут использоваться для
характеристики человеческих действий,
оценки событий и т. п.
Второй метод– справочно-академический.
Он заключается в том, что ответ на вопрос
мы ищем в словарях и энциклопедиях. В
большинстве словарей и учебников логика
определяется как наука о законах и формах
правильного мышления, а предметом данной
науки признается человеческое мышление.
Однако логика рассматривает не только
правильное мышление, но и ошибки, возникающие
в процессе мышления: софизмы, парадоксы
и т. д.
Логика– наука о законах
и формах человеческого мышления, рассматриваемого
как средство познания окружающей действительности.
Значение логикисостоит
в следующем:
1) логика выступает важнейшим средством
формирования убеждений (прежде всего
научных). Эти убеждения опираются на доказательные
процедуры своего представления и обоснования.
Именно в этом плане логика применялась
даже средневековыми схоластами, пытавшимися
придать христианскому вероучению рациональную
форму, что послужило формальной предпосылкой
возникновения действительной науки,
отказавшейся от теологических подходов;
2) формальная логика применяется в науке
и технике. При этом техническими приложениями
формальной логики являются: исчисление
высказываний и исчисление предикатов.
Без исчисления предикатов не могли появиться
искусственные информационные языки,
основа современной компьютерной техники.
Традиционная формальная логика остается
важнейшим логическим инструментом построения
доказательств, обоснований во всех науках;
3) традиционная формальная логика остается
важнейшим средством в сфере всех видов
образования. Она является основой организации
всех видов знания для его подачи в процессе
обучения;
4) логика является важнейшим и незаменимым
инструментом развития культуры. Без логики
не может обойтись никакая культурная
деятельность вообще, поскольку в ней
присутствуют и играют принципиальную
роль рациональные элементы.
В своем развитии логика прошла
два этапа:
1) с IV в. до н. э. до XIX в. н. э. В этот период произошло
возникновение формальной логики, автором
которой традиционно считается Аристотель,
и ее медленное совершенствование;
2) с конца XIX в. до наших дней произошла научная
революция и на смену аристотелевской
логике пришла современная.
Отдельные логические проблемы возникали
перед человечеством уже свыше 2,5 тыс. лет
назад в Древней Индии. В индийской логике
много внимания уделяется теории умозаключения,
которое в ней отождествляется с доказательством.
Логика в Древней Индии не рассматривалась
как система, а трактовалась в виде кратких
афоризмов. При этом логика была полностью
зависима от других наук. Логика Древней
Индии была практически неизвестна в Западной
Европе. Поэтому считается, что логические
проблемы получают свое освещение только
в Древней Греции и Риме.
Основными причинами возникновения
логики как науки являются:
1) зарождение и развитие наук. Логика и
пыталась выявить и объяснить те требования,
которымдолжно удовлетворять научное
мышление, чтобы его результаты соответствовали
действительности;
2) развитие ораторского искусства и искусства
спора. Основателем логики как науки принято
считать Аристотеля. Однако первое систематическое
изложение логических проблем было раньше
дано другим древнегреческим философом
– Демокритом. Среди его многочисленных
трудов был и обширный трактат в трех книгах
«О логическом, или о канонах» (от греч.
canon – «правило, предписание»). В данной
работе была раскрыта сущность основных
форм познания и критерии
истины, показана роль логических рассуждений
в познании, дана классификация суждений
и предпринята попытка разработать индуктивную
логику.
В центре логических размышлений Аристотеля
лежит теория дедуктивных умозаключений
и доказательства. Он также дал классификацию
категорий и близкую к демокритовской
классификацию суждений, сформулировал
три фундаментальных закона мышления
– закон тождества, закон противоречия
и закон исключенного третьего.
В Средние века в развитии логики как науки
сыграла проблема общих понятий – «универсалий».
Суть проблемы заключается в том, что появляется
раньше – общие понятия, вытекающие из
нашего разума (рационализм), или единичные,
фактические предметы (номинализм).
В эпоху Возрождения логика переживала
настоящий кризис. Она расценивалась как
искусственное мышление и противопоставлялась
естественному мышлению, основывающемуся
на интуиции и воображении.
Следующий этап в развитии логики начинается
с XVII в. Он связан с созданием в ее рамках
индуктивной логики, в которой нашли отражение
многообразные процессы получения общих
знаний на основе накопившегося эмпирического
материала. Потребность в таких знаниях
наиболее полно осознал и выразил в своих
трудах Ф. Бэкон. Он и стал родоначальником
интуитивной логики.
Растущие потребности научно-технического
прогресса обусловливают дальнейшее развитие
современной логики.
Понятие– это форма мышления, отражающая предметы
или явления на основе существенных и
отличительных признаков.
Исходной формой абстрактного человеческого
мышления является понятие. Любая мысль
выражается посредством понятия.
Понятие образуется на основе ощущения,
восприятия и представления с помощью
общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстрагирование. Эти приемы
широко используются в познании. Важную
роль они играют в формировании понятий,
основанном на выявлении существенных
признаков.
Чтобы составить понятие о предмете, нужно
сравнить данный предмет с другими предметами,
найти признаки сходства и различия. Логический
прием, устанавливающий сходство или различие
предметов, называется сравнением.
Выделение признаков связано с мысленным
расчленением предмета на составляющие
его части, стороны, элементы. Мысленное
расчленение предмета на части называется анализом.
Выделение с помощью анализа признаков
позволяет отличить существенные признаки
от несущественных и отвлечься, абстрагироваться
от последних. Мысленное выделение признаков
одного предмета и отвлечение от других
признаков называется абстрагированием.
Элементы, стороны, признаки предмета,
выделенные с помощью анализа, должны
быть соединены в единое целое. Это достигается
с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза,представляющего
собой мысленное соединение частей предмета,
расчлененного анализом. Признаки изучаемых
предметов распространяются на все сходные
предметы. Эта операция осуществляется
путем обобщения– приема, с помощью
которого отдельные предметы на основе
присущих им одинаковых свойств объединяются
в группы однородных предметов. Благодаря
обобщению существенные признаки, выявленные
у отдельных предметов, рассматриваются
как признаки всех предметов, к которым
приложимо данное понятие.
Признаки– это то, в чем
предметы сходны друг с другом или отличны
друг от друга.
Следовательно, свойства предметов и их
отношения являются признаками. Предметы
могут быть тождественны по своим признакам
(например, сахар и мед сладкие), но могут
и отличаться (мед сладкий, полынь горькая).
Понятие неразрывно связано с основной
языковой единицей – словом. Понятия выражаются
и закрепляются в словах и словосочетаниях,
без которых невозможно ни формирование
понятий, ни оперирование ими.
Любое понятие имеет структуру, которая
включает объем и содержание.
Объем понятия– совокупность
предметов, которая мыслится в данном
понятии. Объем понятия «преступление»
охватывает все преступления, поскольку
они имеют общие существенные признаки.
Содержание понятия– это
совокупность основных существенных признаков
предмета или группы однородных предметов,
отраженных в данном понятии. Например,
содержанием понятия «преступление» является
совокупность существенных признаков
преступления: общественно опасный характер
деяния, виновность, противоправность,
наказуемость.
В практике
мышления функционирует множество
определенных и разнообразных понятий.
Они подразделяются на виды в соответствии
с двумя фундаментальными логическими характеристиками
любого понятия – содержанием и объемом.
Объективные различия между предметом
мысли отражаются в различиях между понятиями
прежде всего по их содержанию. В соответствии
с этим признаком понятия делятся на следующие
наиболее значимые группы.
Конкретные – понятия, в которых находят
свое отражение сами предметы и явления,
обладающие относительной самостоятельностью
существования (книга, ручка).
Абстрактные – это понятия, в которых
мыслятся свойства предметов или отношения
между предметами, не существующие самостоятельно
без этих предметов (жесткость, электропроводимость).
Необходимо учитывать, что если абстрактное
понятие, отражающее свойство, употребляется
применительно к самим предметам, обладающим
этим свойством, то они обретают множественное
число.
Те понятия, в которых отражается наличие
у предметов мысли каких-либо качеств,
свойств и так далее, называются положительными.
Отрицательные понятия – это понятия,
характеризующиеся отсутствием у предметов
мысли каких-либо качеств, свойств и т. п.
Для выражения отрицательных понятий
используются отрицательные частицы («не»)
и отрицательные приставки («без-» и «бес-»).
Кроме русских, могут быть использованы
иностранные отрицательные приставки
(«а-», «анти-», «дез-», «контр-» и др.
Также понятия делятся на соотносительные
и безотносительные.
В соотносительных понятиях один предмет
мысли предполагает существование другого
и без него невозможен – соотносится с
ним («родители» и «дети»: нельзя быть
сыном или дочерью без родителей).
В безотносительных понятиях мыслится
предмет, существующий до известной степени
самостоятельно – отдельно от других:
«природа», «человек» и т. д.
Собирательные и несобирательные понятия
различаются в зависимости от того, как
соотносится с охватываемыми ими предметами
мысль: с группой предметов в целом или
с каждым предметом этой группы в отдельности.
Одна из особенностей собирательных понятий
состоит в том, что они не могут быть отнесены
к каждому предмету одного класса.
Особенность несобирательных понятий
заключается в том, что они относятся не
только к группе предметов в целом, но
и к каждому отдельному предмету данной
группы.
Пустые понятия – они относятся к реально
не существующим предметам или явлениям
(«русалка», «леший», «идеальный газ»).
Непустые понятия относятся к реальным
предметам («город», «космическое тело»).
Единичные понятия – объем понятия, составляющий
один предмет («Солнце», «Россия»).
Общие понятия – отражают в своем объеме
группу предметов («звезда», «планета»).
Деление понятий на виды по их содержанию
и объему позволяет в огромном понятийном
материале выделить наиболее крупные
и распространенные группы, а также более
или менее отчетливо представлять себе
особенности этих групп.
Единичное понятие– такое,
в объем которого входит один элемент
(город Саратов, Россия и др.).
Общее понятие– такое,
в объем которого входит более одного
элемента (студент, солдат, преступник
и др.).
Отношения
между понятиями отражают в кругах
Эйлера, где каждый круг обозначает
объем понятия, а каждая точка
– предмет, входящий в объем понятия.
1. Равнозначныминазывают такие понятия, содержания которых
соответствуют друг другу, а объемы совпадают.
Например, «великая русская река» и «Волга».
X – Волга; R – великая русская река. (рис. 2)
Рис. 2
2. В отношении пересечениянаходятся
понятия, объем одного из которых частично
входит в объем другого понятия. Например,
«юрист» и «военнослужащий». X – юрист;
R – военнослужащий. (рис. 3)
Рис. 3
В совместившейся части круга х и R (заштрихованная
часть) мыслятся те юристы, которые являются
военнослужащими.
3. В отношении подчинениянаходятся
понятия, объем одного из которых полностью
входит в объем другого, составляя его
часть. Например, «преступление» и «взятка».
X – преступление; R – взятка.(рис. 4)
Рис. 4
Понятие, имеющее больший объем и включающее
объем другого понятия, называется подчиняющим.
Понятие, имеющее меньший объем и составляющее
часть объема другого понятия, – подчиненным.
Если в отношении подчинения находятся два
общих понятия, то подчиняющее понятие
называется родом, а подчиненное – видом.
Если в отношении подчинения находятся
общее и единичное понятие, то общее называют
видом, а единичное – индивидом. Понятия,
объемы которых не совпадают ни полностью,
ни частично, называются несовместимыми.
Существуют три вида несовместимости:
соподчинение, противоположность, противоречие.
1. В отношении соподчинениянаходятся
два или более неперекрещивающихся понятия,
подчиненных общему для них понятию.
Например, «следователь», «адвокат» и
«юрист». Z – юрист; У – следователь; X –
адвокат. (рис. 5)
Рис. 5
2. В отношении противоположностинаходятся
понятия, одно из которых содержит некоторые
признаки, а другое эти признаки отрицает,
заменяя их на противоположные. Например,
«черный» и «белый». Z – черный; Р – белый.
(рис. 6)
Рис. 6
3. В отношении противоречиянаходятся
понятия, одно из которых содержит некоторые
признаки, а другое эти же признаки исключает,
не замещая их никакими другими признаками.
В отношении противоречия находятся отрицательные
и положительные понятия.
Определение– это логическая операция, раскрывающая
содержание понятия.
Виды определений:
1) номинальное– это определение,
посредством которого взамен описания
какого-либо предмета вводится новый термин
(имя). Цель данного определения – формирование
нового термина. Например, несоответствие
субъективных представлений человека
объективному положению вещей называется
заблуждением. В данном случае мы ввели
новый термин – заблуждение – вместо
описания процесса;
2) реальное– это определение,
раскрывающее существенные признаки предмета.
Например, логика – философская наука
о законах и формах человеческого мышления,
рассматриваемого как средство познания
окружающей действительности.
Так как определение понятия состоит в
установлении его существенных признаков,
то правила определения должны, очевидно,
заключать в себе указания приемов, с помощью
которых могут быть найдены именно существенные,
а не иные признаки определяемого понятия.
Во многих случаях перечисление всех таких
признаков – слишком продолжительное
занятие. Существует иной способ, который
состоит в том, что указывается, во-первых,
ближайший род, к которому данное определяемое
понятие принадлежит. Во-вторых, указывается
особый признак, посредством которого
данное понятие отличается как вид от
всех других видов указанного рода. Этот
признак называют «видовым отличием»,
а сам прием определения называется определением
«через ближайший род и через видовое
отличие».
Определение через ближайший род и видообразую-щее
отличие применяется всюду, где предыдущее
исследование выяснило, что определяемое
понятие есть понятие о предмете, принадлежащем
к одному из видов некоторого рода. Таковы
многие понятия математических, физических
и других наук. Например, логику можно
определить как философскую науку о законах
и формах человеческого мышления, рассматриваемого
как средство познания окружающей действительности.
Это есть определение через род и видовое
отличие.
Определение через ближайший род и видообразующее
отличие предполагает, что определяемое
понятие есть понятие о предмете, который:
1) уже возник и существует;
2) связан определенным отношением принадлежности
к другому классу предметов, заключающему
его в себе так, как род включает вид.
При этом способ возникновения предмета
не отмечается в самом определении.
Приемы, сходные с определением: описание,
сравнение, характеристика, различение.
Описание– перечисление,
как правило, внешних признаков предмета.
Оно играет важную роль в деятельности.
Так, принимая какое-либо решение, необходимо
стремиться к наиболее полному описанию
всех следствий, к которым приведет данное
действие.
Характеристика– это указание
отличительных, характерных черт и признаков
единичного предмета.
Сравнение– это прием,
который используется для образной характеристики
предмета.
С помощью различения устанавливаются
признаки, отличающие один предмет от
других, сходных с ним, предметов. Например,
в практике следователя часто встречаются
так называемые «особые приметы».