Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:15, курс лекций
Для выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает определенный результат.
Первый метод– этимологический. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему слово, мысль, понятие, рассуждение и закон. Древнегреческие философы считали, что в речах человека есть некая сила. Она побуждает, сказав «А», сказать и «Б». В основе этого принуждения лежит человеческий разум, который отыскивает в природе необходимое и отбрасывает случайное.
По характеру
определяемого определения подразделяются на два вида:
реальные и номинальные.
Реальное – это определение самого предмета,
отраженного в понятии. Примеры таких
определений дают энциклопедии и специальные
научные словари.
В номинальных определениях раскрывается
смысл самого слова.
Примером данного определения служат
толковые словари.
По характеру определяющего определения
выделяются через ближайший род и видовое
отличие, а также соотносительные определения.
Определение через ближайший род и видовое
отличие имеет множество разновидностей:
генетическое определение, сущностное
определение, функциональное определение,
структурное определение.
Деление – это логическая операция, при
помощи которой развивается объем понятия.
Благодаря делению выявляется круг предметов,
на которые распространяется слово, выражающее
понятие о них.
Деление следует отличать от мысленного
расчленения. Первое есть деление рода
на виды, а второе – членение целого на
части.
Деление – это родовое понятие, объем
которого раскрывается через составляющие
его виды.
Члены деления – полученные в результате
самой операции виды родового понятия.
Основание деления – признак, по которому
производится эта операция.
В зависимости от характера признака различают
следующие виды деления:
1) деление по наличию или отсутствию признака,
служащего основанием деления;
2) деление по видоизменению признака,
положенного в основание этой операции;
3)смешанное деление.
Классификацией называется распределение
вещей по классам согласно сходству между
ними. Классификация вещей, или распределение
их по классам, преследует определенные
задачи, которые можно формулировать так:
распределение вещей по группам в таком
порядке, который наиболее полезен для
припоминания вещей и для определения
их свойств.
Классификация широко используется в
науке, и именно здесь встречаются наиболее
сложные и совершенные классификации.
Отличным примером научной классификации
является Периодическая система элементов
Д. И. Менделеева. Она фиксирует связи между
химическими элементами и определяет
место каждого из них в единой таблице.
Первое требование хорошей классификации
заключается в том, чтобы пункты сходства,
на основании которых мы составляем классы,
были важны в практическом отношении.
Требование классификации состоит в том,
чтобы она давала возможность сделать
наибольшее число утверждений. Та классификация
будет наилучшей, в которой предметы сходны
друг с другом в возможно большем числе
признаков. Выделяют следующие виды классификаций:
1) естественная классификация. В качестве
ее основания берутся существенные признаки,
из которых вытекают многие производные
свойства упорядочиваемых объектов;
2) искусственная классификация – использует
для упорядочения объектов несущественные
признаки, вплоть до ссылки на начальные
буквы классифицируемых объектов.
Искусственная классификация дает очень
скудные и неглубокие знания о своих объектах;
естественная же классификация приводит
их в систему, содержащую наиболее важную
информацию о них.
Более
сложной по сравнению с понятием
формой мышления выступает суждение.
Оно включает понятие, но не сводится
к нему, а представляет собой качественно
особую форму, выполняющую иные свои функции в мышлении. В нем утверждается
или отрицается связь между предметом
и его признаком или отношение между предметами.
Суждение обладает свойством выражать
либо истину, либо ложь.
Истинное суждение – суждение в котором
мысль, отражая действительность, во-первых,
связывает то, что связано в самой действительности;
во-вторых, в истинном суждении мысль связывает
предметы и разделяет их таким образом,
каким они связываются и разделяются в
самой действительности.
Ложное суждение – суждение в котором
мысль, во-первых, связывает то, что не
связано в самой действительности, и разделяет
то, что в самой действительности СОсвязано, во-вторых, суждение
ложно даже в тех случаях, когда оно, пытаясь
соединить то, что соединено в самой действительности,
связывает предметы не так, как они связаны
в самой действительности.
Каждое суждение обладает определенной
структурой, состоящей из двух тесно связанных
между собой компонентов: субъекта и предиката.
Субъект суждения– это
понятие, о котором что-либо утверждается
или отрицается, сокращенно обозначается
в логике буквой «S».
Предикат суждения– это
понятие о том, что именно утверждается
или отрицается о некотором другом понятии,
сокращенно обозначается буквой «Р».
Субъект и предикат называются терминами
суждения. В этом состоит одна из логических
функций понятий.
Термины суждения носят соотносительный
характер. Один не существует без другого.
Однако роль
терминов в суждении далеко не одинакова.
Субъект содержит уже известное знание,
а предикат несет о нем новое знание.
Отношение между субъектом и предикатом
раскрывается посредством логической
связки и в языке выражается словами «есть»
(«не есть»), «является» («не является»),
«представляет собой» («не представляет
собой») и др. Иногда связка отсутствует,
а логическое соотношение между субъектом
и предикатом раскрывается посредством
грамматического согласования слов: «Конституция
принята».
Материальной формой суждения, ее носителем
является предложение. Повествовательные
предложения выражают суждение. В вопросительных
предложениях суждения содержатся неявно.
Побудительные предложения, подобно вопросительным,
также основаны на каких-либо суждениях.
В полном смысле суждения выражают только
повествовательные предложения.
Обладая определенной структурой, суждения
различаются прежде всего по степени сложности.
В зависимости от этого суждения делятся
на две большие группы – простые и сложные.
Простые суждения– это
суждения, в которых нельзя выделить правильную
часть, которая в свою очередь была бы
самостоятельным суждением. Например:
«Я – человек» или «Ничто человеческое
мне не чуждо».
Сложные суждения состоят из двух или
более простых суждений, они выражаются
при помощи сложных предложений или предложений
с однородными членами. Например: «Я –
человек, и ничто человеческое мне не чуждо».
Поскольку
в простых суждениях выражается
безусловная связь между
Особое значение в логике придается делению
простых суждений на виды по характеру
связки (ее качеству) и субъекта (по его
количеству).
Качество суждениявыражает
не фактическое содержание, а логическую
форму: утвердительную или отрицательную.
По характеру связки простые суждения
делятся на утвердительные и отрицательные.
В утвердительных суждениях раскрывается
наличие какой-либо связи между субъектом
и предикатом: «S есть Р».
В отрицательных суждениях раскрывается
отсутствие той или иной связи между субъектом
и предикатом: «S не есть Р».
Также простые суждения делятся по количеству.
Количество суждения определяется логическим
объемом суждения. В зависимости от этого
выделяются общие, частные и единичные
суждения.
Общими называются суждения, в которых
что-либо утверждается для всей группы
предметов в раздельном смысле: «Все S
есть Р» («Ни одно S не есть Р»).
Частные суждения – это суждения, в которых
что-либо высказывается о части какой-то
группы предметов:
«Некоторые S есть (не есть) Р».
Единичные суждения– это
такие суждения, в которых нечто высказывается
об отдельном предмете мысли: «Это S есть
(не есть) Р».
В логике большое значение придается объединенной
классификации суждений по их количеству
и качеству. Выделяют четыре вида таких
суждений: общеутвердительные, частноутвердительные,
общеотрицательные, частноотрицательные.
Общеутвердительнымиявляются
суждения, которые по количеству общие,
а по качеству – утвердительные. Например:
«Все адвокаты – юристы».
Частноутвердительные суждения–
частные по количеству, утвердительные
по качеству. Например: «Некоторые свидетели
дают достоверные показания».
Общеотрицательные– общие
по количеству, отрицательные по качеству.
Например: «Ни один обвиняемый не оправдан».
Частноотрицательные–
частные по количеству, отрицательные
по качеству. Например: «Некоторые свидетели
не дают верных показаний».
Предикат суждения, будучи носителем новизны,
может иметь различный характер. С этой
точки зрения выделяют: атрибутивные,
реляционные и экзистенциальные.
Атрибутивные суждения–
раскрывают наличие или отсутствие у предмета
мысли тех или иных свойств или признаков:
«СНГ непрочен».
Реляционные суждения–
раскрывают наличие или отсутствие у предмета
мысли того или иного отношения к другому
предмету: «СНГ не равно СССР».
Экзистенциальные суждения–
раскрывают наличие или отсутствие предмета
мысли: «СНГ существует».
Отношения между простыми суждениями
определяются, с одной стороны, их конкретным
содержанием, а с другой – логической
формой. По содержанию простые суждения
бывают сравнимые и несравнимые.
У несравнимых суждений предметные области
совершенно не совпадают.
Сравнимые суждения имеют одинаковые
термины, но могут различаться по количеству
и качеству.
Сложные
суждения образуются из простых путем
их соединения. Сложные суждения могут
быть истинными или ложными, истинность или ложность которых зависит прежде
всего от истинности или ложности составляющих
его простых и иных суждений.
В сложных суждениях, в отличие от простых,
одновременно раскрывается не одна, а
несколько связей между предметами мысли.
Основными структурообразующими элементами
выступают самостоятельные суждения.
Не всякое сложное суждение выражается
сложным предложением, но всякое сложное
предложение выражает сложное суждение.
Выделяют следующие виды сложных
суждений:1)соединительные (конъюнкция);
2) разделительные (дизъюнкция);
3) условные (импликация);
4) эквивалентные. Конъюнкция– образуется
из нескольких простых,
связанных логической связкой «и». Например,
«Никто не забыт и ничто не забыто» – А
В. (Где А – Никто не забыт; В – ничто не
забыто. А и В – члены конъюнкции).
Для конъюнкции свойственна взаимозаменяемость
положения членов конъюнкции: А В, или
В А.
Дизъюнкция состоит из нескольких простых,
связанных логической связкой «или»: А
V В.
Выделяют две разновидности
разделительного суждения:
1) нестрогую (слабую) дизъюнкцию;
2) строгую (сильную) дизъюнкцию.
Слабая дизъюнкция– объединяемые
ею суждения не исключают друг друга, т. е.
вместо «или» можно поставить «и» (символ
V). Слабая дизъюнкция истинна в тех случаях,
когда истинно одно из суждений (или оба),
и ложна, когда оба суждения ложны.
Сильная дизъюнкция– образуется
логической связкой «либо», и ее составляющие
исключают друг друга. Строгая дизъюнкция
истинна только тогда, когда одно из суждений
истинно, а другое – ложно.
Импликация– суждения
объединяются на основе логической связки
«если... то», например: «Если будет хорошая
погода, то соревнования состоятся».
Эквивалентные суждения–
это суждения с взаимной условной зависимостью,
выражаемые логической связкой «если
и только если..., то...». Например, если и
только если человек достиг пенсионного
возраста, то он имеет право на получение
пенсии по возрасту.
Между сложными суждениями существуют
определенные отношения, они могут быть
совместимыми и несовместимыми.
Совместимые суждения – это суждения,
которые могут быть одновременно истинными.
Выделяют три вида совместимости
сложных суждений:
1) эквивалентность;
2) частичная совместимость;
3) подчинение.
Эквивалентнымиявляются
суждения, являющиеся истинными или ложными
одновременно.
Частично совместимымиявляются
суждения, которые могут быть одновременно
истинными, но не могут быть одновременно
ложными.
К подчиненнымотносятся
такие суждения, в которых при истинности
подчиняющего подчиненное всегда истинно.
Суждения, которые одновременно не могут
быть истинными, являются несовместимыми.
Выделяют два вида несовместимости:1)
противоположность; 2) противоречие.
Противоположность– отношение
между суждениями, которые одновременно
не могут быть истинными, но могут быть
одновременно ложными.
Противоречащимиявляются
суждения, которые не могут быть одновременно
истинными и ложными.
Термин
распределенный, если то, что о нем
высказывается в суждении, относится
ко всему классу предметов. Если же
термин мыслится в суждении в части
своего объема, то он является нераспределенным.
Анализ распределенности терминов, входящих
в суждение, имеет значение для установления
правил возможных преобразований формы
суждений, а также (в особенности) для установления
правил выводов, которые могут быть получены
из суждений.
Но способ распределенности понятий в
суждениях имеет значение не только при
преобразовании формы суждения. Способ
распределенности понятий в суждении
имеет значение также и во всех случаях,
когда мы делаем выводы.
Логика изучает все возможные случаи распределенности
субъекта и предиката в суждениях, зависящие
от различий между суждениями по качеству
и по количеству.
В общеутвердительных суждениях о принадлежности
предмета классу предметов субъект распределен,
предикат не распределен.
В частноутвердительных суждениях о принадлежности
предмета классу предметов субъект всегда
не распределен, предикат же не распределен
в суждениях, где субъект и предикат –
понятия перекрещивающиеся, и распределен
также в суждениях, где предикат подчинен
субъекту.
В общеотрицательных суждениях и субъект,
и предикат суждения распределены.
В частноотрицательных суждениях субъект
не распределен, а предикат распределен
в обоих случаях.
Рассмотрев распределенность субъекта
и предиката в суждениях всех видов качества
и количества, можно сделать следующие
выводы:
1) субъект распределен в общих суждениях
и не распределен в частных;
2) предикат распределен во всех отрицательных
суждениях и в тех частноутвердительных,
в которых предикат подчинен субъекту.
Предикат не распределен в общеутвердительных
и в тех частноутвердитель-ных суждениях,
в которых субъект и предикат – понятия
перекрещивающиеся.
Модальность– это в суждении
дополнительная информация о степени
его обоснованности, логическом или фактическом
статусе, о регулятивных, оценочных и других
характеристиках.
В логике выделяют три вида
модальности:
1) алетическую;
2) деонтическую;
3) эпистемическую. Алетическая модальность–
выражается в суждении в терминах «необходимо»,
«случайно» или «возможно», «невозможно»
– информация о логической или фактической
обусловленности суждений.
Суждения, выражающие вероятность высказываемого
утверждения, называются вероятными.
Деонтическая модальность–
это выраженные в суждении просьба, совет,
приказ или предписание, побуждающие кого-либо
к совершению определенных действий.
Эпистемическая модальность–
это выраженная в суждении информация
достоверного знания, выраженная в суждении
степень его обоснованности.
Данная модальность определяет,
на каком основании было принято данное
суждение – на вере или на знании:
1) вера – это принятие как истинных, так
и ложных чужих мнений;
2) знание – это принятие как истинного,
так и ложного суждения в результате его
обоснования другими суждениями, из которых
данное суждение вытекает как следствие.