Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 16:45, контрольная работа
Юристу крайне важно владеть логикой рассуждения — уметь обосновывать свою правоту и логически доказывать несостоятельность тезисов оппонента. Для того чтобы правильно построить рассуждение, чтобы придти к истинному выводу из истинных посылок, необходимо знание сформулированных логикой основных законов мышления — закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания. Любой акт мышления должен соответствовать законам логики. Это имеет большое значение для повышения эффективности мыслительной деятельности оратора, для предотвращения возможных ошибок. Нельзя построить осмысленное высказывание вопреки логическим правилам или игнорируя их.
ЛОГИКА СУДЕБНОГО РАССУЖДЕНИЯ…………………………………3
Отношение теоретиков и практиков к выразительности судебной речи………………………………………………………………………………..3
Убедительность судебной речи……………………………………..5
Логическая структура судебной речи …………………………...…8
ЯЗАКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ РЕЧИ………………………..11
Вопросительные предложения в судебной речи…………………………………………………………………………………11
Логическая корректность рассуждения. Особенности судебной речи ………………...............................................................................................12
ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ РЕЧИ…………………….….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...15
качества подсудимого, на то, что перед ними - законопослушный человек. [5]
Одна из отличительных особенностей судебного рассуждения- использование в ней вопросительных предложений.
Речевая деятельность во время судебного процесса с учетом цели и задачи, характера аудитории судебного заседания, организации самого процесса отличается от всех других видов речевой деятельности, например, публичных и вузовских лекций, выступлений на митингах и собраниях.
Судебную риторику интересуют вопросы, встречающиеся в речах судебных ораторов. Риторика определяет назначение вопросительных предложений, степень их экспрессивности и выразительности. В связи с этим наибольший интерес для судебной риторики представляет вопросы в речах прокуроров и адвокатов. Их исследование свидетельствует не только о неизменном внимании представителей защиты и обвинения к этому материалу, о мастерском его использовании, но и о разнообразии функций вопросительных предложений в судебных выступлениях. Во-первых, вопросительные предложения- отличное средство, позволяющее вести односторонний разговор с оппонентом, заострить внимание на наиболее слабых, уязвимых сторонах его речи. Во-вторых, вопросы речи прокурора и защитника могут служить своеобразными вехами, указывать но переход от одной мысли к другой, определять содержание последующего изложения. В-третьих, действенное средство диалогизации монолога. Говорящий задает вопросы, активизирует слушателей, вовлекает их в обсуждение рассматриваемого дела и предопределяет их реакцию, формирует их мнение. В-четвертых, вопросительные предложения служат средством выразительности. Они предают речи эмоциональность, усиливают ее воздействие на слушателей, пробуждают в них соответствующие чувства. Диалогизация монолога- явление не новое. Оно было характерно еще для аттического красноречия, одного из направлений ораторского искусства Греции, которое отличалось наряду с изысканностью стиля тяготения к разговорности, в частности к диалогической форме. Цель диалогического монолога повысить эффективность речи, вовлечь слушателя в коллективное размышление, сделать их своими единомышленниками. [3]
Рассуждением называется логическая форма теоретического познания, в результате которой из множества исходных суждений (посылок) по логическим правилам выводится новое суждение (заключение). По структуре рассуждения, таким образом, представляет собой последовательность суждений, состоящих из суждения и заключения, объединенных отношением логического следствия. По типу логического следствия различают дедуктивные и индуктивные рассуждения.
Дедуктивным называется рассуждение, в котором заключение следует из посылок с логической необходимостью, то есть для дедуктивных рассуждений имеются разрешающие процедура, позволяющая в конечное число шагов установить, является ли заключение логическим следствием из данных посылок или нет. Пример дедуктивного рассуждения «Если я поступлю на дневное отделение института, значит мне не более 35 лет. Мне 40 лет. следовательно, я не поступлю на дневное отделение института».
Индуктивным называют
рассуждение, в котором
Адвокаты нередко выражают мнение, что судьи не слушают их выступления в судебных прениях. Привлечь внимание суда, усилить эффективность психологического воздействия речи поможет четкая композиция, определенная лингвистическая организация текста речи. Основу целостности судебного выступления составляют предметно-структурное содержание и логическая структура, организованная вокруг основной мысли. Для судебной речи, как и для любой другой публичной речи, характерно трех частное деление: вступление- основная часть- заключение.
Внимание к судебной речи в значительной мере зависит от того, как она начинается, как оратор сумеет установить контакт с составом суда, активизировать внимание судей и присяжных заседателей, психологически подготовить их к восприятию речи. Вступительная часть определяется замыслом речи и является основой для дальнейшего исследования обстоятельств дела, содержит проблему, которую следует разрешить. Какое бы вступление ни избрал судебный оратор, важно помнить, что в нем должен отразиться тот конфликт, на котором строиться судебная речь, оно должно быть связано с главной частью, служить отправной точкой для исследования обстоятельств дела, не должно быть длинным, стилистически должно гармонировать с основной частью. Итак, вступление сконцентрировало внимание суда и аудитории, но надо его удержать на протяжении всей речи. Поэтому речь должна быть хорошо организована логически, мысль оратора- двигаться от старого к новому, от известного- к неизвестному, от менее сильных аргументов - к более сильным. Поддержанию внимания способствует наличие конфликтной ситуации, подача фактов в противопоставлении. Таким образом, овладение логическими основами убедительности, внимательное отношение к построению речи и к логике изложения позволит судебному оратору сделать речь по-настоящему доказательной и убедительной.[7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мастерство судебного оратора основывается на постоянном упорном, целенаправленном труде. Ведь оратор не только человек, который произносит речь; оратор - тот, кто обладает умением произносить речь, умением излагать свои мысли сразу перед множеством людей, кто владеет законами и приемами ораторского искусства. В искусстве судоговорения «уметь» - значит свободно владеть всеми материалами дела, всеми доказательствами, ощущать форму своей речи, понимать ее значение, знать секреты профессии оратора. Четкое, ясное, безупречно аргументированное изложение своей позиции - важный признак культуры ораторского труда.
Чтобы приобрести умения, чтобы стать хорошим судебным оратором, нужно овладеть логикой рассуждения и изложения, методами убеждения, ораторскими приемами, методикой подготовки и произнесения убедительной, воздействующей речи. Важной композиционной частью судебной речи является заключение - последняя часть, конец речи. Оно должно подвести итог всему сказанному. Если в начале речи оратору необходимо привлечь внимание судей, то в заключении важно усилить значение сказанного. В этом его назначение.
В данной работе представлен принцип убедительности в судебной речи. Для того, чтобы этот принцип соблюдать, нужно знать правила аргументации и основные законы логики. Важное место в судебной речи занимает логическая структура, о чем рассказано в представленной работе. Один из основных принципов композиции - принцип усиления. Для соблюдения принципов ораторского мастерства необходимо знание логики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Инвестор, квота, аудитор, альянс, апеллировать, секвестр, адекватный, идентичный, вердикт, детальный, импорт, экспорт.
Инвестор - вкладчик; вкладчик капитала; инвеститор.
Квота - доля; часть; контингент; норма.
Аудитор - ученик; заседатель; ревизор.
Апеллировать - обратиться; просить; воззвать; обжаловать; обращаться; взывать; жаловаться; направляться.
Секвестр - Запрещение; ограничение.
Адекватный - приравненный; равный; соответствующее; верное; точное.
Идентичный - тождественный
Вердикт - постановление; решение; приговор
Детальный - подробный; подробно разработанный; доскональный; обстоятельный; частный; всесторонний
Импорт - экспорт
Экспорт-вывоз; экспортирование; импортирование
Антонимы: импорт и экспорт, импорт – ввоз, экспорт - вывоз.
Антонимы: действие и бездействие, действие – процесс взаимодействия с каким – либо предметом, бездействие - неподвижность, отсутствие действий.
Военнообязанный, дееспособный, трудоспособный, легитимный, трудовой (доход), подчинение, выдача (заработной платы), выполнение.
Военнообязанный – непригодный, дееспособный - недееспособный, трудоспособный – ленивый, подчинение - бездействие, выполнение – невыполнение.