Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:06, контрольная работа
На протяжении веков люди хотят познать не только природу, закономерности экономических, социально-культурных, исторических и прочих процессов, но и закономерности человеческого мышления. Человеческая память, основанная на запоминании событий и фактов, составлении их в одну цепочку, иногда дает сбой. И для того, чтобы человеку восстановить даже одно звено из этой цепи, требуется логика. Логика изучает мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.
Введение. 3
§1. Понятие доказательства. 5
§2 Прямое и непрямое (косвенное) доказательство. 7
§3. Понятие опровержений. 8
§4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях. 10
§5. Понятие о софизмах и логических парадоксах. 12
Заключение. 14
Список литературы 15
Содержание
Введение. 3
§1. Понятие доказательства. 5
§2 Прямое и непрямое (косвенное) доказательство. 7
§3. Понятие опровержений. 8
§4. Правила
доказательного рассуждения. Логические
ошибки, встречающиеся в
§5. Понятие о софизмах и логических парадоксах. 12
Заключение. 14
Список литературы 15
На протяжении веков люди хотят познать не только природу, закономерности экономических, социально-культурных, исторических и прочих процессов, но и закономерности человеческого мышления. Человеческая память, основанная на запоминании событий и фактов, составлении их в одну цепочку, иногда дает сбой. И для того, чтобы человеку восстановить даже одно звено из этой цепи, требуется логика. Логика изучает мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.
Ученые и философы рассматривали логику с разных сторон, привнося в нее каждый свой аспект. Например, Аристотель – основатель логики, впервые обстоятельно проанализировал и описал основные логические формы и правила рассуждений. Демокрит в своем трактате «О логике» («Каноны») рассмотрел вопросы индуктивной логики. Логика стоиков, разработанная стоиками Зеноном и Хризиппом и мегариками Диодором, Стилпоном, Филоном и Евбулидом, дала анализ логических понятий отрицания, конъюнкции, дизъюнкции и импликации.
В средневековье в основном изучались вопросы модальной логики, теория логического следования, теория семантических парадоксов, а также проводился анализ выделяющих и исключающих суждений. Наиболее известными учеными, работавшими над вопросами логики в Средиземноморье, являются Вильям Оккам (создал логическое орудие «Лезвие Оккама»), Дунс Скотт, Раймунд Луллий, Жан Буридан, Альберт Саксонский.
Вопросами логики в арабском мире занимались такие ученые, как аль-Фараби – основатель сирийской логики, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроес).
Френсис Бэкон, основатель английского материализма, внес значительный вклад в разработку материалистического логического подхода. Работа Бэкона «Новый Органон» рассматривает вопросы индукции, методы определения причинной связи между предметами и явлениями (сходства и различия сопутствующих изменений, остатков и объединенный метод сходства и различия).
Вопросами логики в эпоху Возрождения занимались и другие ученые, среди которых особо известен французский философ Рене Декарт. Им была создана научная работа «Логика, или искусство мыслить», идеей которой было освобождение логики Аристотеля от изменений, внесенных средневековыми учеными.
Таким образом, многие ученые участвовали в создании логики, как науки. Как и любая другая наука, логика развивается и в наше время. Одним из направлений логики является теория аргументации. Целью моей работы является рассмотрение данной теории.
Познание отдельных предметов, их свойств начинается с чувственных форм (ощущений и восприятий). Открываемые этими формами истины не подлежат особому доказательству, они очевидны. Однако во многих случаях, например, в ходе полемики, на судебных заседаниях, нам приходится доказывать, обосновывать высказываемые нами суждения.
Доказательность – важное качество правильного мышления. Доказательство связано с аргументацией, но они не тождественны.
Аргументация – способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и у оппонентов; обосновывается целесообразность принятия тезиса с целью выработки активной жизненной позиции и реализации определенных программ действий, вытекающих из доказываемого положения. Понятие «аргументации» богаче по содержанию, чем понятие «доказательство»: целью доказательства является установление истинности тезиса, а целью аргументации – еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса, показ его важного значения в данной жизненной ситуации. В теории аргументации «аргумент» также понимается шире, чем в теории доказательства, ибо в первой имеются в виду не только аргументы, подтверждающие истинность тезиса, но и аргументы, обосновывающие целесообразность его принятия, демонстрирующие его преимущества перед другими подобными утверждениями (предложениями). Аргументы в процессе аргументации гораздо разнообразнее, чем в процессе доказательства.
Форма аргументации и форма доказательства также не совпадают полностью. Первая, как и последняя, включает в себя различные виды умозаключений (дедуктивные, индуктивные, по аналогии) или их цепь. Но, кроме того, сочетая доказательство и опровержение, предусматривает обоснование. Форма аргументации чаще всего носит характер диалога – аргументирующий не только доказывает свой тезис, но и опровергает антитезис оппонента, убеждая его и/или являющуюся свидетелем дискуссии аудиторию в правильности своего тезиса, стремится сделать их своими единомышленниками.
Диалог как наиболее аргументированная форма ведения беседы пришел к нам из древности (так, Древняя Греция – родина диалогов Платона, техники спора в форме вопросов и ответов Сократа и т.п.). Но диалог – это внешняя форма аргументации: оппонент может только мыслиться (что особенно наглядно проявляется в письменной аргументации). Внутренняя форма аргументации представляет собой цепь доказательств и опровержений аргументирующего в процессе доказательства им тезиса и осуществления убеждения. В процессе аргументации выработка убеждений у собеседника или аудитории часто связана с переубеждением. Поэтому в аргументации велика роль риторики в ее традиционном понимании как искусства красноречия. В этом смысле до сих пор представляет интерес «Риторика» Аристотеля, в которой наука о красноречии рассматривается как теория и практика убеждения в процессе доказательства истинности тезиса. Не было периода в истории, когда бы люди не аргументировали. Без аргументации высказываний невозможно интеллектуальное общение, так как она – необходимый инструмент познания истины.
Теория доказательства и опровержения является в современных условиях средством формирования научно обоснованных убеждений. В науке ученым приходится доказывать самые различные суждения, например суждение о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаруженные при археологических раскопках, об атмосфере планет Солнечной системы, о звездах и галактиках Вселенной, о тайнах мирового океана и космоса. Все эти суждения должны быть научно обоснованы.
Доказательство – это совокупность логических приемов, обоснования истинности тезиса. Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны, например, на религиозной вере, на предрассудках, на неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, на видимости доказательности основанной на различного рода софизмах. Поэтому – убедить не значит доказать.
Структура доказательства. Тезис, аргументы, демонстрация.
Тезис – суждение,
истинность которого нужно доказать.
Аргументы – те истинностные суждения,
которыми пользуются при доказательстве
тезиса. Формой доказательства, или
демонстрацией, называется способ логической
связи между тезисом и
Виды аргументов:
В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.
Доказательства по форме делятся на прямые и непрямые (косвенные). Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. По этому типу проводятся доказательства в судебной практике, в науке, в полемике и т.д. Широко используется прямое доказательство в статистических отчетах, в различного рода документах, постановлениях, в художественной и другой литературе.
Непрямое косвенное доказательство – это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательство ложности антитезиса. На языке логики антитезис обозначается инверсией.
Апагогическое косвенное доказательство (доказательство от «противного») осуществляется путем установления ложности противоречащего тезису суждения. Этот метод часто используется в математике.
Пусть а – тезис или теорема, которую надо доказать. Предполагаем от противного, что а ложно, т.е. истинно не а. Из допущения не а выводим следствия, которые противоречат действительности или ранее доказанным теоремам. Имеем а ˅ ᾱ, при этом ᾱ ложно, значит истинно его отрицание, т.е. , которое по закону двузначной классической логики (. значит а истинно, что и требовалось доказать.
Разделительное доказательство (методом исключения). Антитезис является одним из членов разделительного суждения, в котором должны быть обязательно перечислены все возможные альтернативы.
Истинность
тезиса устанавливается путем
Здесь применяется
структура отрицающе-
Опровержение – логическая операция установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.
Опровержение должно показать, что:
Суждение, которое надо опровергнуть, называется тезисом опровержения. Суждения, с помощью которых опровергается тезис, называются аргументами опровержения.
Существуют три способа опровержения:
Подвергаются критике аргументы, которые были выдвинутые оппонентом в обоснование его тезиса. Доказывается ложность или несостоятельность этих аргументов.
Ложность аргументов не означает ложности тезиса: тезис может оставаться истинным.
Нельзя достоверно умозаключать от отрицания основания к отрицанию следствия. Но бывает достаточно показать, что тезис не доказан. Иногда бывает, что тезис истинен, но человек не может подобрать для его доказательства истинные аргументы. Случается и так, что человек не виновен, но не имеет достаточно аргументов для доказательства этого. В ходе опровержения аргументов следует об этих случаях помнить.
Этот способ опровержения состоит в том, что показываются ошибки в форме доказательства. Наиболее распространенной ошибкой является та, что истинность опровергаемого тезиса не следует из аргументов, приведенных в подтверждение тезиса. Доказательство может быть неправильно построено, если нарушено какое-либо правило дедуктивного умозаключения или сделано «поспешное обобщение». Но обнаружив ошибки в ходе демонстрации, мы опровергаем ее ход, но не опровергаем сам тезис. Задача же доказательства истинности тезиса лежит на том, кто его выдвинул.
Часто все
перечисленные способы
Если будет нарушено хотя бы одно из перечисленных ниже правил, то могут произойти ошибки относительно доказываемого тезиса, ошибки по отношению к аргументам и ошибки в форме доказательства.
Правила по отношению к тезису.