Логические основы теории аргументации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

На протяжении веков люди хотят познать не только природу, закономерности экономических, социально-культурных, исторических и прочих процессов, но и закономерности человеческого мышления. Человеческая память, основанная на запоминании событий и фактов, составлении их в одну цепочку, иногда дает сбой. И для того, чтобы человеку восстановить даже одно звено из этой цепи, требуется логика. Логика изучает мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.

Содержание работы

Введение. 3
§1. Понятие доказательства. 5
§2 Прямое и непрямое (косвенное) доказательство. 7
§3. Понятие опровержений. 8
§4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях. 10
§5. Понятие о софизмах и логических парадоксах. 12
Заключение. 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

ЛОГИКА КР.docx

— 38.72 Кб (Скачать файл)
  1. Тезис должен быть логически определенным.
  2. Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же, на протяжении всего доказательства или опровержения.

Ошибки относительно доказываемого  тезиса.

  1. «Подмена тезиса» (нарушение правила тождества тезиса)
  2. «Довод к человеку» (подмена доказательства самого тезиса ссылками на личные качества человека, выдвинувшего тезис)
  3. «Переход в другой ряд» - («кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает» и «кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает»).

Правила по отношению к  аргументу.

  1. Аргументы, приводимые для доказательства тезиса, должны быть истинными и не противоречащими друг другу.
  2. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса.
  3. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.

Ошибки в основаниях (аргументах) доказательствах.

  1. Ложность оснований («основное заблуждение»).
  2. «Предвосхищение оснований» - аргументы не доказаны, а тезис опирается на них.
  3. «Порочный круг»- тезис обосновывается аргументами, а аргументы – этим же тезисом

Правило по отношению  формы обоснования тезиса (демонстрации).

Тезис должен быть заключением, логически следующим  из аргументов по общим правилам умозаключений  или полученным в соответствии с  правилами косвенного доказательства.

Ошибки в  форме доказательства.

  1. Мнимое следование – если тезис не следует из аргументов
  2. От сказанного с условием, к сказанному безусловно – аргумент истинный только с учетом определенного времени, отношения, меры, нельзя приводить в качестве безусловного, верного во всех случаях.
  3. Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии).

§5. Понятие о  софизмах и логических парадоксах.

Непреднамеренная  ошибка, допущенная человеком в мышлении, называется паралогизмом. Паралогизмы допускают многие люди. Преднамеренная ошибка с целью запутать своего противника и выдать ложное суждение за истинное называется софизмом. Софистами называют людей, которые ложь пытаются выдать за истину путем различных ухищрений.

Математические  софизмы.

  1. 5=6
  2. 2х2=5
  3. 2=3 и т.д.

 

Понятие о  логических парадоксах.

Парадокс  – это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения или доказывающее как это суждение, так и его отрицание. Парадоксы были известны еще в древности. Они имеют названия «Куча», «Лысый», «Каталог всех нормальных каталогов», «Мэр города», Генерал и брадобрей».

Парадокс  «Куча» заключается в том, что  разница между кучей и не-кучей не в одной песчинке, т.е. постепенные количественные изменения (убавление на 1 песчинку) не приводят к качественным изменениям.

Парадокс  «Лысый» аналогичен парадоксу «Куча» т.е. разница между лысым и не-лысым не в одной волосинке.

 

Парадоксы теории множеств..

Бертран Рассел обнаружил парадокс множества всех нормальных множеств. (нормальным множеством называется множество, не содержащее себя в качестве элемента).

Парадокс  «Мэр города».

Каждый мэр  города живет или в своем городе, или вне его. Был издан приказ о выделении одного специального города, где жили бы только мэры, не живущие в своем городе.

Где должен жить мэр этого специального города:

А)  Если он хочет жить в своем городе, то он не может этого сделать, так  как там живут только мэры, не живущие в своем городе.

Б) если он не хочет жить в своем городе, то, как и все мэры, не живущие в своих городах, должен жить в отведенном городе, т.е. в своем.

Итак, он не может  жить ни в своем городе, ни вне его.

 

Заключение.

 

Таким образом, актуальность исследования аргументации обусловлена тем, что научное познание и общественная практика всегда были связаны с процедурами доказательства истинности или ложности каких-либо суждений. Систематически это находит свое выражение в различных способах объяснения, демонстрации, обоснования, верификации и т.п. Объективной основой аргументации  служит  противопоставление  истинного  и  ложного,  корректного  и некорректного,  последовательного  и  непоследовательного,  конкретного  и  абстрактного знания.

Аргументация  –  неотъемлемый  компонент  общественно-политической  жизни.  Она используется  в  противоборстве  социально-политических  доктрин,  идеологий, мировоззрений.  Отражая  конфликт  нового  и  старого,  прогрессивного  и  реакционного, общечеловеческого индивидуального, аргументация характеризует степень обоснованности программ, манифестов, идей конфликтующих субъектов.

Кроме того, аргументация вплетена во все структуры общественного  процесса, так как в нем действуют конкретные люди со своим сознанием, мировоззрением, социальными качествами.  Одним  из  профессиональных  требований  в  общественной  жизни  к  каждому человеку является умение убедительно говорить на заседаниях, конференциях, официальных завтраках и обедах. В наши дни это обычная практика в правительствах, организациях и фирмах

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алексеев, А. П. Аргументация. Познание. Общение /А. П. Алексеев. – М., 1991.
  2. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие.- М.: Омега-Л; 2003, стр.287-305.
  3. Гильмутдинова, Н. А. Логика и теория аргументации: Учебное пособие / Н. А. Гильмутдинова. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – стр. 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Логические основы теории аргументации