Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:42, реферат
Логический интеллект — это наша способность оперировать абстрактными понятиями с целью разложить сложную задачу на несколько более простых. Он также отражает то, каким именно образом мы усваиваем новую информацию. Логический интеллект проявляется в последовательном решении задачи: чтобы получить ответ, необходимо поэтапно проанализировать элементы условия и выявить связи между ними. Анализ последовательностей позволяет понять смысл задачи.
Логический интеллект — это наша способность оперировать абстрактными понятиями с целью разложить сложную задачу на несколько более простых. Он также отражает то, каким именно образом мы усваиваем новую информацию. Логический интеллект проявляется в последовательном решении задачи: чтобы получить ответ, необходимо поэтапно проанализировать элементы условия и выявить связи между ними. Анализ последовательностей позволяет понять смысл задачи.
Логический интеллект присущ методичным, организованным личностям, склонным к планированию и предвидению. Этот тип интеллекта характерен для ученых, исследователей и всех тех, кто хочет понять устройство мира. Интеллектом такого типа обладают те, кто ощущает потребность во всем находить смысл.
Вы мыслите предельно логически. Вы умеете добраться до сути проблемы и выявить закономерности, позволяющие найти правильное решение. Кроме того, столкнувшись с новой ситуацией, вы в состоянии увидеть её сходство с уже знакомой вам и применить соответствующий тип рассуждений.
Чтобы развить логические способности, постарайтесь задумываться об устройстве разных процессов или механизмов, о том, что именно происходит и в какой последовательности; не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к другим людям. Это прекрасное упражнение. Например: почему с человеком случается солнечный удар? Узнав последовательность событий (длительное пребывание на солнце, вызывающее обезвоживание кожи…), которые приводят к этому явлению, вы тем самым сможете объяснить его для себя. Тривиальные вопросы вроде приведенного выше могут стать предлогом для эффективной тренировки умственных способностей.
Другой способ — развивать в себе методичность: опишите в уме или на бумаге последовательность возможных событий. Если, к примеру, вы хотите попросить у начальника внеочередной отпуск, разработайте заранее несколько сценариев.
1) Если я буду мотивировать свою просьбу потребностью в отдыхе, который мне необходим для того, чтобы впоследствии работать более эффективно, то начальник может поставить под сомнение мое умение организовать свой труд.
2) Если я заговорю о несоответствии объема моих обязанностей и моего оклада, он предложит ме выбирать между отпуском и повышением зарплаты и т. п.
При этом важно соблюдать правила логического вывода: из каждого элемента следующий выводится в соответствии с определенной закономерностью, а ответом на вопрос является сама эта последовательность элементов.
Вербальный интеллект
Вы прекрасно владеете языком. Этот талант важен в повседневном общении. Проанализировав ещё и ваши результаты теста на эмоциональный интеллект (EQ), вы получите четкое представление о ваших преимуществах и, несомненно, подкрепите сложившуюся у вас картину ваших достоинств.
Как вы уже поняли, без чтения не обойтись. Не стоит сразу с головой погружаться в классику, для начала просто увеличьте количество текстовой информации вокруг себя. Если вы будете читать осознанно (запоминать мысли и новые слова, выяснять значение незнакомых выражений), то это будет лучшим способом обогащения словарного запаса. Усваивая новые знания и активируя процесс обучения, вы тем самым разовьете свой вербальный интеллект. Ведь он нуждается в тренировке! Играйте во все игры вроде кроссвордов, шарад, «виселицы», буриме, ассоциаций… — это очень полезная гимнастика для ума. Вы можете упражняться и устно, выдвигая аргументацию и отстаивая свою позицию, — это активизирует ваши нейроны и разовьет умение излагать свои мысли.
С раннего детства ребенок начинает классифицировать информацию, делить её на категории, искать общее и различия. Это работа математического интеллекта на конкретном уровне. Затем происходит овладение цифрами и понимание системы счета. Постепенно мы начинаем осваивать математические операции, затем приобретаем способность производить в уме все более и более сложные вычисления. Развив свое математическое мышление, мы вступаем в область абстракций и способности строить рассуждения на основании гипотез. Чем более развит наш математический интеллект, тем сложнее могут быть наши умозаключения. Математический ум позволяет проверять существующие гипотезы и выдвигать новые.
Такой тип интеллекта присущ изобретателям, ученным и вообще всем, кто должен манипулировать фактами. Фалес из Милета придумал свою теорему, наблюдая за тенью, которую отбрасывали пирамиды. Его мучил вопрос о том, «как измерить высоту этих каменных гигантов». И он нашел ответ, который теперь кажется очевидным!
Вы давно подозревали в себе такие задатки: вам наверняка говорили, что у вас есть «математическая жилка». А если не говорили, то только потому, что вы окружены завистниками…
Забудьте про калькулятор и
Развитие математического
В истории психологических
Приведем несколько
и т.д.), которые превращают восприятия
в знания или критически пересматривают
и анализируют уже имеющиеся знания».
Интеллект отождествляют также с системой
умственных операций, со стилем решения
проблем, с индивидуальным когнитивным
стилем и т.д. Отсутствие однозначности
в определениях интеллекта связано с многообразием
его проявлений. Однако всем этим проявлениям
присуще то общее, что позволяет отличать
их от других особенностей поведения,
а именно: активизация в любом интеллектуальном
акте мышления, памяти, воображения всех
тех психических функций, которые отвечают
за познание окружающего мира.
Г.Айзенк выделяет три вида интеллекта:
Рассмотрим эту классификацию подробнее.
Именно он измеряется с помощью тестов. Несмотря на тавтологичность этого определения (интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта), в психометрическом определении имеется смысл, поскольку факторный анализ множества тестов определения специальных способностей показывает, что за понятием «психометрический интеллект» действительно стоит какой-то основополагающий фактор человеческой психики, определенным образом организующий ментальный опыт человека и отвечающий за эффективность переработки поступающей информации.
Еще со времен сэра Ф.Гальтона предполагалось,
что высоким интеллектом
Например, предложена гипотеза, что уровень умственных способностей зависит от количества ошибок, которые возникают при обработке и передаче информации в коре головного мозга на уровне синапсов. Чем больше подобных ошибок, тем ниже коэффициент интеллекта. Даже если и не существует непосредственной зависимости психометрического интеллекта от биологического, в ходе современных психофизиологических исследований обнаружено наличие корреляционной связи между психометрическим интеллектом, определяемым стандартными тестами интеллекта, и такими физиологическими показателями, как уровень сенсорного различения, время реакции, а также уровень слухового различения.
Г.Айзенк полагает, что именно измерение уровня биологического интеллекта отвечает современной научной парадигме, так как, по его мнению, все остальные виды интеллекта – социальный и психометрический – лишь следствие, внешнее проявление биологического интеллекта, который и является его основной детерминантой.
Социальный интеллект рассматривается как проявление социально полезной адаптации. Подобное определение интеллекта имеет давнюю традицию. В.Штерн определил интеллект как «некоторую общую способность к новым жизненным условиям». Приспособительный акт – решение жизненной задачи с помощью интеллекта – осуществляется посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при доминирующей роли сознания над бессознательным. Благодаря этому решение проблемы «может быть осуществлено здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во внутреннем плане действия». В данном случае «критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней».
В отечественной психологии Б.Ф.Теплов определял практический ум как направляющий свое действие от абстрактного мышления к практике, от общих принципов – к конкретным обстоятельствам, в отличие от теоретического ума, направленного от «живого созерцания к абстрактному мышлению».
М.К.Акимов и др. наметили два пути
анализа практического
Вопрос о том, каким образом репрезентируется понятие «интеллект» в обыденном общественном сознании, исследовал Р.Стернберг, проводя опрос экспертов и исследуя полученные результаты методом факторного анализа. В результате он выделил три формы интеллектуального поведения:
Попытка упорядочить информацию, накопленную
в области экспериментально-
Она выделила восемь основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта.
1. Социокультурный интеллект рассматривается как результат процесса социализации и влияния культуры в целом (Дж.Бруннер; Л.Леви-Брюль; А.Р.Лурия; Л.С.Выготский и др.).
2. Генетический интеллект
3. Процессуально-деятельностный
4. Образовательный интеллект
5. Информационный интеллект
6. Феноменологический интеллект
рассматривается как особая
7. Структурно-уровневый
8. Регуляционный интеллект
М.А.Холодная предлагает понимание интеллекта как всей совокупности ментального опыта, за которым не стоит никакого общего организующего фактора. Полемизируя с ней, В.Н.Дружинин обращает внимание прежде всего именно на наличие этого общего фактора, который служит организующим механизмом для ментального опыта: «организация ментального опыта определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно: общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту». Именно определение этой психической системы и изучение особенностей ее функционирования у разных индивидов – главная задача при изучении интеллекта.