Логический интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:42, реферат

Описание работы

Логический интеллект — это наша способность оперировать абстрактными понятиями с целью разложить сложную задачу на несколько более простых. Он также отражает то, каким именно образом мы усваиваем новую информацию. Логический интеллект проявляется в последовательном решении задачи: чтобы получить ответ, необходимо поэтапно проанализировать элементы условия и выявить связи между ними. Анализ последовательностей позволяет понять смысл задачи.

Файлы: 1 файл

Вербальный кр.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

. Не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

. Не будьте излишне чувствительны  к эмоциональным словам. Слушая  сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл общения.

. Убедитесь, что нет неясностей  и недопонимания. Если собеседник  уже высказался, повторите главные  пункты его монолога своими  словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду.

9. Не заостряйте внимание на  разговорных особенностях собеседника.

 

Заключение

 

Итак, вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Последовательность действий говорящего исследована достаточно подробно. С  точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «коммуникатор - сообщение - реципиент» асимметрична.

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования, так как «говорящий» сначала имеет определённый замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчётливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: её осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим  смысла высказывания может стать  очевидной для коммуникатора  лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

Мера известной согласованности  действий коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени  зависит от их включённости в общий  контекст деятельности. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнёры обеспечивают тематическую направленность информации, а также её двусторонний характер.

Точно так же всесторонне исследованы  способы повышения воздействия текста сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-анализа, устанавливающая определённые пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления.

 

Список использованных источников

 

1.Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2004. - 414 с.

2.Горанчук В.В. Психология делового  общения и управленческих воздействий. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. - 288 с.

.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в  общую психологию. ? М: Черо, 2006. - 336 с.

4.Немов Р.С. Психология: Учеб. для  студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 688 с.

5.Олпорт-Гордон В. Личность в  психологии «КСП+». - М.: Ювента; СПб.: (При участии психологического  центра «Ленато», СПб), 2006. - 345 с.

.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие. / Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2005. - 384 с.

7.Первин Л., Джон О. Психология  личности: Теория и исследования. / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян;  под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2000 - 607 с.

8.Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., 2001.

9.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории  личности (Основные положения, исследования  и применение). - СПб.: Питер Ком, 2006.

 

 

Ростов-на-Дону

Содержание

 

Введение

. Понятие и сущность вербальной коммуникации

. Устно-речевые средства коммуникации

. Письменно-речевая коммуникация

. Слушание как средство вербальной  коммуникации

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам. Но часть из них носят особый характер для общения. Это, в первую очередь, визуальная и вербальная коммуникации. Еще Ницше в своих афоризмах написал: «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду». Эти слова достаточно точно передают то, что мы не умеем в равной степени контролировать визуальный канал, как это делается с каналом вербальным. Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.

Вербальная коммуникация воздействует на человека на многих уровнях, а не только с помощью содержания. Успех  многих политиков, актеров, деловых  людей связан с тембром голоса. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Слова могут иметь разные значения для разных людей. То, что человек намерен сообщить, необязательно будет интерпретировано таким же способом другим человеком. Зачастую, те же слова выражают разные значения.

Значение слова интерпретируется через опыт и варьирует в зависимости  от контекста, ситуации, в которой  было использовано. Никто не может  быть абсолютно уверенным в том, что собеседник понимает слова, так  же, как понимает их тот человек, который доносит информацию до других.

Для эффективного обмена информацией  необходимо полное понимание значения слов, используемых и пытаться полностью  понять значение, что вы вкладывается в слова.

Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербального общения.

Целью данной работы является изучение основных средств вербального общения.

В рамках достижения поставленной цели выявлены для решения следующие  задачи:

·раскрыть понятие и сущность вербальной коммуникации;

·изучить устно-речевые и письменно-речевые  средства коммуникаций;

·проанализировать слушание как средство вербальной коммуникации.

 

1. Понятие и сущность  вербальной коммуникации

речь вербальный коммуникация общение

Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь - это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.).

Отличия речи от языка состоят в  следующем. Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Во-вторых, речь активна, в отличие  от языка менее консервативна, более  динамична, подвижна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.

Каждое высказывание в процессе коммуникации выполняет ту или иную функцию (установление контакта, привлечение  внимания, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называются функциями речи. Обычно выделяют следующие функции речи:

) Коммуникативную, или репрезентативную (репрезентация - представление,  изображение), которая является доминирующей;

) Апеллятивная (апелляция - призыв, обращение, т.е. воздействие), которая  грамматически выражается в основном  в повелительном наклонении и  звательной форме;

) Экспрессивная - выражение выразительности  речи;

) Фактическая, т.е. контактоустанавливающая. Затрагивает область речевого этикета и осуществляется посредством обмена ритуальными формулами;

) Метаязыковая, т.е. функция толкования, когда говорящему или слушающему  необходимо проверить, пользуются  ли они при общении одним и тем же кодом;

) Волюнтативная, т.е. функция  волеизъявления.

Итак, функции, которые выполняет  речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид  высказывания, в первую очередь отбор  слов и синтаксических конструкций. Мы отметили, что доминирующей функцией речи является коммуникативная функция, т.е. обслуживание процесса коммуникации. Коммуникационный процесс можно рассматривать как обмен информацией между людьми, а его целью считать осознание и понимание передаваемой и получаемой информации. Информация, содержащаяся в речи, определяется как вербализированная передача уже добытых, осмысленных и организованных фактов объективной действительности.

Рассмотрим особенности основной модели передачи информации с точки  зрения вербальной коммуникации. Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, а также технические средства распространения информации. Код в случае речевого общения - это сама речь. При этом, кодирование определяется как перевод информации в языковые единицы, а декодирование - как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной коммуникации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего. Однако, код можно рассматривать и как средство зашифровки сообщения. Помехи и искажения - следующий важный элемент рассматриваемой модели вербальной коммуникации. В данном случае искажения могут быть обусловлены лингвистическими, экстралингвистическими и акустико-произносительными причинами или графическим обликом сообщения в письменной речи. Лингвистические искажения связаны с недостаточной отточенностью фразы, чрезмерной усложненностью сообщения, неправильным синтаксическим оформлением и т.д. Экстралингвистические помехи обусловлены запасом знаний получателя сообщения. Также психологи замечают, что защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида и не воспринимают то, что противоречит взглядам и убеждениям человека. Чтобы придать сообщению помехоустойчивость, любая информация должна обладать некоторой долей избыточности. Избыточность информации - это полное или частичное повторение сообщения, которое сопровождает получение новых данных и служит для проверки и корректировки наших представлений. Подсчитано, что избыточность должна составлять от 50 до 95% запаса знаний в рассматриваемой области.

Очень важная характеристика вербальной информации - ценность. Под ценностью понимается новая информация, получаемая от реализации информативности, содержащейся в языковом знаке. Ценность информации содержательного характера определяется ее новизной и неожиданностью.

Таким образом, мы кратко охарактеризовали основные особенности передачи вербальной информации. Однако, в реальном общении целью акта вербальной коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторое воздействие на собеседника.

По этой причине выделяют три  основных типа результатов коммуникации:

·изменения в знаниях получателя;

·изменение установок получателя, т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида;

·изменение проведения получателя сообщения.

Формы речевой коммуникации. В зависимости  от направленности речевого потока при коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями - репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от речевой ситуации), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности.

К основным языковым особенностям диалога  относят: наличие повторов в реагирующих  репликах, синтаксическую неполноту  реплик, экспрессивность, обилие вопросительных и побудительных предложений.

Выделяют следующие типы диалога:

информативный диалог;

прескриптивный диалог (содержит просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить  предлагаемое действие);

диалог - обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия);

диалог с целью установления или регулирования межличностных отношений;

праздноречивый диалог (это может  быть эмоциональное общение или  интеллектуальный разговор).

Цель вербализации - поддержать единство функциональных образований, возникающих  в процессе делового общения, расположить  к себе людей, побудить их к большей душевной щедрости. Особое место в вербальном общении занимает выявление и поощрение человеком потенциальных возможностей собеседника. Умение говорить доброжелательно и красиво обладает притягательной силой и создает условия для возникновения взаимоотношений с людьми, основанных на взаимной симпатии, необходимой для благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Речь - основной, присущий только человеку способ коммуникации. Речь прежде всего  подразделяется на внутреннюю, т.е. разговор человека мысленно с самим собой, через который осознаются мотивы его поведения, планируется и управляется деятельностью и т.д., и внешнюю, направленную на партнера по общению. Внешняя речь существует на основе внутренней. Перевод содержания внутренней речи во внешний план связан с возникновением трудностей проговаривания вслух.

Информация о работе Логический интеллект