Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 02:38, реферат
Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.
Введение 3
Глава I. Общая характеристика понятий 4
§1.Логические приёмы образования понятий 5
§2. Понятие и слово 5
Глава II Содержание и объём поняти 6
Глава III Виды понятий 7
Глава IV Отношение между понятиями 9
§1. Совместимые понятия 9
§2. Несовместимые понятия 10
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Приложение
Отдельный
предмет, входящий в объем понятия,
называется элементом объема. К примеру,
объем понятия «человек»
Содержание
понятия и его объем связаны
между собой принципом
С уменьшением содержания объем имени увеличивается.
Операцией обобщения называется переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности. К примеру, обобщениями являются переход от понятия «плоская геометрическая фигура» к понятию «геометрическая фигура».
Операцией ограничения называется переход от понятия большей общности к понятию меньшей собщности. Ограничениями являются, например, переход от понятия «плоская геометрическая фигура» к понятию «плоская замкнутая геометрическая фигура».
При обобщении понятия какие-то признаки из числа входящих в его содержание отбрасываются. При ограничении в содержание понятия добавляются новын, отсутствовавшие в нем признаки.
Глава III. Виды понятий
Понятия принято делить на следующие виды:
a) Понятия единичные и общие:
В зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Токио», «А.С.Пушкин», «МГИМО»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «университет»).
Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Регистрирующие понятия имеют конечный объем (например, «свидетели по делу Петрова», «ученики 9 класса»).
Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, адвокаты, жалобы прошедшего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.
b) Понятия собирательные и не собирательные.
Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «группа», «команда»,«класс». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими (группа, класс) и единичными (команда нашего института, 9 класс школы №5).
Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным.
Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным. Например, «Студенты 1-го курса изучают логику», понятие «Студенты 1-го курса» употребляется в разделительном смысле, так как данное утвержение относится к каждому студенту 1-курса. В высказывании «Студенты 1-го курса провели благотворительный вечер помощи детям-сиротам» утверждение относится ко всем студентам 1-го курса в целом и употребляется в собирательном смысле.
c) Понятия конкретные и абстрактные.
В зависимости оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).
Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.
Понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.
Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое(«стол», «страна», «субъект»), и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим(«мудрость», «уважение», «храбрость»).
Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.
Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие похититель - общее, конкретное; понятие похищение - общее, абстрактное). Как конкретным так и абстрактным может быть единичное понятие (например, понятие « Организация Североатлантического договора» - единичное, конкретное; понятие «очарование Наташи Ростовой» - единичное, абстрактное).
d) Понятия положительные и отрицательные.
В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.
Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия: красивый и сила, являются положительными, а понятия некрасивый и бессилие - отрицательными.
e) Понятия безотносительные и соотносительные.
В зависимости
от того, мыслятся ли в них предметы,
существующие раздельно или в
отношении с другими
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «рабочий», «суд», «правительство» и др.
Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: «преступение»( по отношению к «наказанию» и наоборот), «ученик» («учитель»).
Определить,
к какому виду относится то или
иное понятие, значит, дать ему логическую
характеристику. Логическая характеристика
понятий помогает уточнить их содержание
и объем, вырабатывает навыки более точного
употребления понятий в процессе рассуждения.
Глава IV. Отношения между понятиями
Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые и несравнимые.
Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом (например, «треугольник» и «квадрат» — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие геометрические фигуры).
Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например, «поэзия» и «власть»).
Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом.
Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.
§1. Совместимые понятия
Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов.
Отношение
между понятиями принято
Существуют три вида отношений совместимости:
a) равнозначные
В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнозначности находятся, например, понятия «Венера» (А) и «вторая по растоянию от Солнца планета» (В), «свободомыслие» и «вольнодумство».
Так, отношение
между двумя равнообъемными понятиями
должно быть изображено в виде двух
полностью совпадающих кругов (приложение
1).
b) пересечение (перекрещивание)
В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого, составляя его часть. Содержание этих понятий различно.
В отношении
пересечения находятся понятия
«спортсмен» (А) и «лыжник» (В): некоторые
спортсмены являются лыжниками (как некоторые
лыжники - спортсменами). С помощью круговых
схем это отношение изображается в виде
двух пересекающихся кругов (приложение
2).
с) подчинение (субординация)
В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.
В таком отношении находятся, например, понятия «нелетающие птицы» (А) и «пингвины» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме «нелетающих» существуют и другие виды птиц .Понятие «пингвины» полностью входит в объем понятия «нелетающие птицы» (приложение 3).
Понятие,
имеющее больший объем и
Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом. Так, понятие «пингвины» будет видом по отношению к понятию «нелетающие птицы».
Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например: понятие «русский поэт» (В) — это род по отношению к понятию «Лермонтов» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «поэт» (А). (приложение 4).
Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее), понятие является видом, а единичное (подчиненное) является индивидом. В таком отношении будут, находится, например, понятия «русский поэт» и «Лермонтов».
Отношения
«род» — «вид» — «индивид»
широко используются в логических операциях
с понятиями — в обобщении,
ограничении, определении и делении.
§2.
Несовместимые понятия
Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.
Существуют три вида отношений несовместимости:
a) соподчинение(координация)
В отношении соподчинения находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «рыбы » (А), «карп» (В), «треска» (С). Понятия, находящиеся в отношении подчинения к общему для них понятию, называются соподчиненными(В и С). 9приложение 5)
b) противоположность
В отношении
противоположности находятся
Понятие «европейская страна»(А) содержит признаки, не совместимые с признаками понятия «азиатская страна»(В). Объемы этих понятий не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия «страна»: существуют и другие страны. (приложение 6)