Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:55, реферат
Логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области.
1. Логика как наука……………………………………………………………..3
2. Понятие как форма мысли…………………………………………………..7
3. Суждение как форма мысли………………………………………………11
4. Умозаключение как форма мысли………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПЛАН:
1. Логика как наука……………………………………………………………..
а) Предмет и законы логики…………………………………………….......
б) Понятие логической формы. Логические категории и символы……………5
2. Понятие как форма мысли…………………………………………………..7
а) Понятие как форма мысли. Логическая характеристика понятий…………..7
б) Соотношение между понятиями по объему………………………………….7
в) Деление понятий. Правила и виды делений………………………………….8
г) Обобщение и ограничение
3. Суждение
как форма мысли………………………………………
а) Виды и структура суждений…………………………………………………11
б) Классификация простых
атрибутивных суждений по количеству
и качеству……………………………………………………
в) Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении………....13
г) Правила вывода из суждений по логическому квадрату………….............15
4. Умозаключение
как форма мысли………………………………………
а) Понятие и виды умозаключений……………………………………………
б) Простой категорический силлогизм: правила, фигуры и модусы…………18
в) Условное и разделительно – категорическое умозаключение……………..20
г) Условно – категорическое
умозаключение: правильные и неправильные
модусы………………………………………………………………
д) Условно – разделительное
умозаключение. Сложные и простые
модусы………………………………………………………………
е) Сокращенный силлогизм…………………………………………………….
ж) Индуктивные умозаключения. Виды индукции…………………………..26
з) Умозаключения по аналогии………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
1. Логика как наука
а) Предмет и законы логики
Логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области.
Следовательно, предмет логики составляют:
1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания
объективного мира.
2. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.
3. Методы получения нового выводного знания - сходства, различия
сопутствующих изменений, остатков и другие.
4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и
косвенное доказательство, опровержение и так далее.
Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.
Логические законы.
Самый простой из всех логических законов – это, пожалуй, закон тождества. Он говорит: если утверждение истинно, то оно истинно, «если А, то А». Он утверждает только, что если вещь меняется, то она меняется, а если она остается одной и той же, то она остается той же.
Закон противоречия говорит о противоречащих друг другу высказываниях, то есть о таких высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом – это же самое отрицается.
Если обозначить буквой А произвольное высказывание, то выражение не-А, будет отрицанием этого высказывания.
Идея, выражаемая законом противоречия, кажется простой и даже банальной: высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными.
Закон противоречия говорит о противоречащих высказываниях – отсюда его название. Но он отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости – отсюда другое распространенное имя – закон непротиворечия.
Закон исключительного третьего, как и закон противоречия, устанавливает связь между противоречащими друг другу высказываниями. И опять-таки идея, выражаемая им, представляется поначалу простой и очевидной: из двух противоречащих высказываний одно является истинным.
Истинность отрицания равнозначна ложности утверждения. В силу этого закон исключенного третьего можно передать и так: каждое высказывание является истинным или ложным.
Само название закона выражает его смысл: дело обстоит так, как описывается в рассматриваемом высказывании, иди так, как говорит его отрицание, и никакой третьей возможности нет.
Четвертый основной закон формальной логики выражает то фундаментальное свойство логической мысли, которое называют обоснованностью или доказанностью. Формулируется он обычно так: всякая мысль истинна или ложна не сама по себе, а в силу достаточного основания. Это значит: любое положение, прежде чем стать научной истиной, должно быть подтверждено аргументами, достаточными для признания его твердо и неопровержимо доказанным. Закон достаточного основания был введен, как уже отмечалось, Лейбницем и не сразу получил признание логиков.
б) Понятие логической формы. Логические категории и символы
Формальная логика - наука о законах и формах правильного мышления. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, то есть способ связи ее составных частей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).
Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа.
Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384 - 322 до н.э.), который впервые дал систематическое изложение логики.
Традиционная формальная логика включает разделы, понятие, суждение, умозаключение, законы логики, доказательства и опровержение, гипотеза. Основным содержанием аристотелевой логики является теория дедукции.
Вторым составляющим первого этапа является логика стоиков (античная философская школа, 3 в. до н.э.). В стоитской логике таковыми выступают развернутые суждения, обозначающие смысл ситуаций или развернутых фактов.
Новый, более высокий этап в развитии логики, начинается с 17 века. В рамках наряду с дедуктивной логикой логики индуктивной. Ее родоначальником стал Фрэнсис Бэкон.
Позднее она была систематизирована и развита английским философом Джоном Стюартом Миллем.
Категория (от греч. kategoria - высказывание, обвинение, признак) – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде. Характеристику некоторых особенностей категорий можно дать, опираясь на операцию обобщения понятий. К категориям относятся предельно широкие по своему объему понятия, то есть те, для которых нельзя найти более широкие родовые понятия. Как правило, категории являются философские понятия – «бытие», «субъект», «сущность», «качество», «количество», «материя», «сознание» и тому подобное. В каждой конкретной науке имеется своя система категорий. В логике к числу наиболее общих и фундаментальных понятий относятся понятия логического вывода, суждения, умозаключения, индукции, дедукции и другие. Категории изменяются вместе с развитием нашего познания: обогащается их содержание, изменяются взаимосвязи между категориями, меняется их состав и тому подобное.
Символ (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. Символ стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования. Символ используется человеком в некоторых видах деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда служит обнаружению чего-то неявного, не лежащего на поверхности, непредсказуемого. Если цель отсутствует, то нет и символа как элемента социальной жизни, а есть то, что обычно называется знаком и служит для простого обозначения объекта. Роль символа в человеческой практике и познании мира невозможно переоценить. Разъяснение смысла символа неизбежно ведет к новым символам; которые не только не способны исчерпать всю его глубину, но и сами требуют разъяснения.
2. Понятие как форма мысли
а) Понятие как форма мысли. Логическая характеристика понятий
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.
Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.
Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.
Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.
Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Восприятие и представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.
Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.
б) Соотношение между понятиями по объему
Предмет, о котором известно только то, что он подходит под то или иное понятие, и больше ничего, есть целиком мыслительное образование и называется абстрактным предметом. Совокупность абстрактных предметов, соответствующих одному и тому же понятию, составляет его объем.
Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.
Объем понятия, составляют все другие понятия, для которых оно является общим. Например, понятие машины является общим для таких понятий, как автомобиль, грейдер, экскаватор и так далее. Такой объем можно было бы назвать объемом разнообразия, потому что он показывает, как велико число разновидностей данного явления, как разнообразно оно: объем понятия – все предметы, к которым относится данное понятие.
Объём понятия не может состоять из реальных предметов, а может состоять лишь из мыслей. объем понятия составляют утверждения о наличии (существовании) конкретных предметов (или их категорий, понимаемых как одно целое), которые обладают свойствами, подходящими под данное понятие, что позволяет быть реальным и данному понятию. Объемы, составленные из утверждений о существовании предметов, соответствующих данному понятию; могут быть названы количественными.
При обращении с объемами понятий возможна следующая ошибка: части предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько у предмета частей, таков и его объем. Но части предмета – это не экземпляры, не категории и разновидности предмета. Плавник не есть разновидность рыбы, потому объемы этих двух понятий не соприкасаются.
в) Деление понятий. Правила и виды делений
При изучении какого-либо понятия нередко встает задача раскрыть его объем, то есть распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.
Различают деление:
1) Деление по видоизменению признака.
Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства делятся на унитарные и федеративные.
Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления должны предъявляться некоторые требования, важнейшее из которых – объективность основания.
Правила деления
В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.