Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:01, контрольная работа
Логистический процесс на складе требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне.
Логистический процесс на складе включает:
- снабжение запасами;
- контроль за поставками;
- разгрузку и приемку грузов;
- внутрискладскую транспортировку грузов;
1. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА СКЛАДЕ
Логистический процесс на складе требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне.
Логистический процесс на складе включает:
- снабжение запасами;
- контроль за поставками;
- разгрузку и приемку грузов;
- внутрискладскую транспортировку грузов;
- складирование и хранение грузов;
- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;
- транспортировку и экспедицию заказов;
- сбор и доставку порожних товароносителей;
- контроль за выполнением заказов;
- информационное обслуживание склада;
- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).
Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на 3 составляющие: 1. операции, направленные на координацию службы закупки; 2. операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией; 3. операции, направленные на координацию службы продаж.
Снабжение запасами. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности б закупке запасов должно согласовываться со службой продаж и имеющейся мощностью склада.
Контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора. Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор по грузом погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения. Проводимые на данном этапе операции включают;
- разгрузку транспортных средств;
- контроль документального и физического соответствия заказов поставки;
- документальное оформление прибывшего груза через информационную систему;
- формирование складской грузовой единицы.
Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве.
Складирование и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования - эффективное использование объема зоны хранения - оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его разрешения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) иди свободного (груз размешается на любом свободном месте) выбора места складирования. Процесс складирования и хранения включает:
- закладку груза на хранение;
- хранение
груза и обеспечение
- контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.
Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:
- получение
заказа клиента (отборочный
- отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
- комплектацию
отобранного товара для
- подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
- документальное
оформление подготовленного
- объединение
заказов клиентов в партию
отправки и оформление
- отгрузку
грузов в транспортное
Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляются через информационную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада. Благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов.
Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя. Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара- оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю.
Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охватывает:
- обработку входящей документации; " предложения по заказам поставщиков;
- оформление заказов поставщиков;
- управление приемом и отправкой;
- контроль наличия товаров на складе;
- прием заказов потребителей;
- оформление документации отправки;
- диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;
- обработку счетов клиентов;
- обмен
информацией с оперативным
- различную статистическую информацию.
Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживании. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может стать важнейшим, стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг. К продажным услугам относят:
- сортировку товаров;
- полную
проверку качества
- фасовку и упаковку;
- замену заказанного товара (изменение заказа);
- экспедиторские
услуги с осуществлением
- информационные услуги;
- заключение
договоров с транспортными
Послепродажные услуги охватывают спектр услуг, оказываемых потребителям продукции:
- установку изделий;
- гарантийное обслуживание;
- обеспечение запасными частями;
- временную замену товаров;
- прием дефектной продукции и замену ее.
Рациональное осуществление логистического процесса на складе - залог его рентабельности. Поэтому при организации этого процесса необходимо добиваться:
1. рациональной
планировки склада при
2. эффективного
использования пространства
3. использования
универсального оборудования, выполняющего
различные складские операции, что
дает существенное сокращение
парка подъемно-транспортных
4. минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
5. осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
6. максимального
использования возможностей
2. ВЫБОР ПОСТАВЩИКА. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОК
Выбор поставщика является очень
важным этапом при осуществлении функций
закупочной логистики.
Имеются два основных критерия выбора поставщика:
стоимость приобретения продукции и услуг, качество обслуживания. Стоимость приобретения товаров и услуг включает в себя цену приобретаемого товара за вычетом полезности, которую трудно оценить в денежном выражении (как то: деловая репутация фирмы-поставщика, формирование имиджа организации за счет поставщиков и имеющихся экономических связей, перспектива роста и развития и др.). Качество обслуживания состоит из:
1) качества продукции (услуги) — соответствия всем требуемым стандартам и основным эксплуатационным характеристикам;
2) надежности обслуживания — гарантированности обслуживания потребителя необходимыми ему производственными ресурсами в течение заданного периода времени независимо от других непредвиденных случайных внешних факторов (недопоставок, забастовок, погодных условий и др.), т.е. полное выполнение договорных обязательств, хорошее сервисное обслуживание.
Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В некоторых случаях цена услуги или товара не включает в себя качество обслуживания, а это является частью деловой репутации организации.
Другие критерии выбора поставщика:
1) местоположение организации поставщика относительно местоположения организации потребителя;
2) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
3) наличие у поставщика резервных мощностей;
4) организация и наличие системы управления качеством у поставщика;
5) психологический климат в трудовом коллективе поставщика (отсутствие риска забастовок);
6) способность поставщика обслуживать запчастями поставленное оборудование в течение всего срока его эксплуатации на предприятии, возможность и качество послепродажного обслуживания;
7) кредитоспособность и финансовое положение поставщика;
8) готовность поставщика к выполнению заказов и работе с заказчиками без предварительной оплаты, работа в кредит, предоставление рассрочек;
9) деловая репутация поставщика, его имидж;
10) наличие связей у поставщика с организациями с высокой деловой репутацией;
11) количество лет существования поставщика на рынке товаров и услуг.
Вступая в деловые отношения с неизвестной организацией, предприятие подвергает себя определенному риску (как то: издержки от простоев производства, потеря собственной деловой репутации, неустойки от невыполнения заказов в срок, потеря финансовой устойчивости).
Поиск поставщика подразделяется на несколько этапов:
1) поиск потенциальных поставщиков:
а) объявление конкурса;
б) изучение рекламных материалов;
в) посещение выставок, ярмарок;
г) переписка, налаживание личных связей с потенциальными поставщиками.
Определяется список возможных поставщиков;