Объем и содержание понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 17:52, реферат

Описание работы

Тема понятия является актуальной в наши дни, так как, во-первых, постоянно появляются новые науки и, соответственно, новые термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление о том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает под собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Он должен разбираться в понятиях и определениях в своей отрасли.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________3

1. Понятие как форма мышления_____________________________4

1.1. Общая характеристика понятия. Свойства и признаки_______4

1.2. Логические приёмы образования понятий_________________6

2. Понятие и слово_________________________________________9

3. Содержание и объём понятий______________________________11

Заключение____________________________________________________13

Список использованной литературы_________________________12

Файлы: 1 файл

понятие.docx

— 24.26 Кб (Скачать файл)

 

Новосибирский государственный аграрный университет

Наименование факультета

Кафедра философии

 

 

 

 

Реферат по логике

Объем и содержание понятий

 

 

 

Выполнил:

                                                                                          Курс:1

Группа:

Дата:

Проверил: Черных С.И

                                                                                      Дата:

                                                                                          Подпись:

 

 

 

 

Новосибирск 2015

 

План:

 

Введение_____________________________________________________3

 

1. Понятие как форма  мышления_____________________________4

 

1.1. Общая характеристика  понятия. Свойства и признаки_______4

 

1.2. Логические приёмы  образования понятий_________________6

 

2. Понятие и слово_________________________________________9

 

3. Содержание и объём  понятий______________________________11

 

Заключение____________________________________________________13

 

Список использованной литературы_________________________12

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 Тема понятия является актуальной в наши дни, так как, во-первых, постоянно появляются новые науки и, соответственно, новые термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление о том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает под собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Он должен разбираться в понятиях и определениях в своей отрасли.  

     

 Цель работы: рассмотреть  общую характеристику понятий, логические приемы образования понятий, соотношение понятия и слова и какие бывают виды понятий.

 

 

 

 

1. Понятие как  форма мышления.

 

1.1. Общая характеристика  понятия. Свойства и признаки.

 

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

 

Признаком предмета называется, то в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

 

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) так же рассматривается как его признак: Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

 

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков.  Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются  единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки. Одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только  данному человеку и отличают его от других людей. Другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т.д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других  живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

 

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и не существенные.

 

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.

 

Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов включают общие существенные признаки.  Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»),  наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без  которой отличить Аристотеля от других людей и философов  Древней Греции невозможно.

 

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а таем более воспринять здание вообще. Восприятие или представление - это чувственно-наглядный образ, какого-либо конкретного здания, например храм Василия Блаженного на Красной площади.  Понятие лишено наглядности. Понятие «здание» характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нём отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для посещения, учёбы, работы  или жилья.

 

Понятие как форма мышления отражает предметы и их  совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

 

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки – понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

 

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем,  отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

 

1.2. Логические  приёмы образования понятий.

 

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью  ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

 

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

 

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

 

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от не существенных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное  выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

 

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные, с помощью анализа, должны быть соединены, в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного  анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

 

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения – приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

 

Таким образом, устанавливая сходство (или различие)  между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование),  соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления – понятия.

 

2. Понятие и  слово.

 

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирования понятий, ни оперирование ими.

 

Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и тоже понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Например, слово русского языка «связка» употребляется в значениях:

 

1.    несколько однородных  предметов, связанных вместе («связка  книг»),

 

2.    сухожилие, соединяющее  отдельные части скелета или  органа тела («мышечные связки»)

 

3.   элемент суждения, связывающий субъект и предикат  или простые суждения.

 

Несколько значений имеет слово « закон », « субъект », « край » и др.

 

В любом языке существуют омонимы и синонимы.

 

Омонимы (от греч. homos – «одинаковый» и onyma – «имя») – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, коса – это сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудия для срезания травы, злаков и т.п.; нота – графическое изображение музыкального звука и дипломатическое обращение одного государства к другому; заключение – суждение, полученное логическим путем из посылок,  и состояния лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего – либо).

 

Синонимами (от греч. synonymus – «одноименный») называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «родина» и «отечество», «юридическая наука», «правоведение» и  «юриспруденция», «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.

 

Многозначность слов (полисемия), слова – омонимы и синонимы нередко проводят к смешению, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значения слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

 

В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология – система терминов, употребляемых в данной области знаний.

 

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью,  по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук. Важное значение разработки и уточнению терминологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснения терминов, употребляемых в определенной области права. Например, в Уголовно – процессуальном кодексе разъясняются термины (наименования): «суд», «суд первой инстанции», «кассационная инстанция», «надзорная инстанция», «судья», «прокурор», «следователь», «законные представители» и др.

 

Эти и подобные разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.

 

3. Содержание и  объём понятия.

 

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

 

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объёмом понятия «совокупность предметов». Объём понятия «преступление» охватывает все преступления (должностные, воинские, хозяйственные), поскольку они имеют общие существенные признаки.

 

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество множества») и «элемент класса».

 

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т.д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуется понятие юридического закона.

 

Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений - подкласс должностных преступлений.

 

Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) выражается при помощи знака Ì: А Ì В. Это выражение читается: А является подклассом В. Так , если А – следователи, а В – юристы, то А будет подклассом класса В.

 

Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Балашихинский институт бизнеса, права и информационных технологий, Белгородская технологическая академия и т. д.

 

Отношение элемента классу выражается при помощи знака Î: А Î В (А является элементом класса В).

 

Если, например, А – юрист Иванов, а В – юристы, то А будет элементом класса В.

 

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.

 

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит не одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю.

Информация о работе Объем и содержание понятий