Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 00:31, реферат
Цель данной работы: описать виды понятий и рассмотреть отношения между понятиями.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
Дать характеристику «понятия»
Рассмотреть виды понятий и логическим приёмам их образования.
Предмет: понятие как форма мышления.
Введение 3
Раздел 1. Понятие как форма мышления. 4
1.1. Общая характеристика понятий. 4
1.2 Логические приёмы образования понятий. 6
1.3 Содержание и объем понятий 7
1.4 Понятие и слово 11
Раздел 2. Виды понятий. 14
Раздел 3. Определение понятий. Сущность и значение определения. 19
3.1 Виды определения. 19
3.2 Правила определения 22
Вывод 25
Список литературы: 27
Содержание:
Актуальность: Большое внимание в теоретической логике уделяется понятию. Понятие есть выраженная отдельным словом или словосочетанием мысль о существенных и отличительных признаках какого-либо предмета или класса однородных предметов. Переход от чувственной ступени познания к познанию на уровне абстрактного мышления характеризуют как переход от отражения мира в форме ощущений, восприятий и представлений к отражению мира в понятиях и формулируемых на их основе суждениях, умозаключениях и, в конечном счёте, научных теориях.
Одним словом, понятие является формой мышления, отражающей предметы в их общих существенных признаках.
Тема понятия является актуальной в наши дни, так как, во-первых, постоянно появляются новые науки и, соответственно, новые термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление о том, что говорит он или другие.
Цель данной работы: описать виды понятий и рассмотреть отношения между понятиями.
Задачи:
Предмет: понятие как форма мышления.
Объект: виды понятий и приемы их образования
Структура работы: данная работа состоит из введения, раздела 1 «Понятие как форма мышления», раздела 2 «Виды понятий», раздела 3 «Определение понятий. Сущность и значение определения», трех выводов к разделам, общего вывода и списка литературы.
В первом разделе раскрывается сущность понятий, их образования. Во втором рассматриваются виды понятий. В третьем описывается сущность и значение определений.
Как особая наука логика берет свое начало в работах Аристотеля. Он создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.
Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия — сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. Понятие — это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории.
В современной логике понятие - это форма мышления, с помощью которой обобщаются предметы по их существенным признакам. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в сознании человека и заменяют предметы и явления объективного мира, являясь их идеальными образами.
Иметь понятие о предмете - значит осмыслить, логически освоить изучаемое явление, выделить его существенные признаки, уметь отличать данный предмет (или класс подобных предметов) от всех других, подняться до уровня абстракций и закрепить знание в языке. Если этого нет, то человек, в лучшем случае, остается на уровне представления о предмете, явлении, которое трудно «выразить словами», как и любой чувственный образ.
Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.
Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.
Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.
Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. “Аристотель”), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.
Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.
Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Восприятие и представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.
Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание. [5, c. 202-213]
Приемами образования понятий являются: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Абстрагирование – это прием образования понятий, при котором необходимо отвлечься от ряда несущественных признаков предмета, отринуть их и оставить лишь существенные.
В процессе абстрагирования значительную роль играет сравнение.
Анализ – это мысленное дробление предмета, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними, а также выявления происходящих внутри исследуемого объекта процессов.
Анализ необходим для получения отражения уже существующего понятия.
Синтез – это мысленная сборка составных частей предмета, явления или процесса воедино.
Синтез – это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Зачастую мысленному синтезу предшествует, если речь идет о предмете, практическая сборка данного предмета со строгим соблюдением последовательности постановки составных частей.
Синтез применяется для создания новых понятий на основе уже существующих, подвергнутых синтезу, или выявления неточностей в понятии, а также внесения в эти понятия изменений.
Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение – мысленное объединение группы предметов в новый ряд или добавление одного предмета в уже существующий на основе присущих этим предметам признаков.
Сравнение и обобщение позволяют достичь большей точности в суждениях, отделить одно от другого или, наоборот, объединить несколько предметов в одну группу (класс). Как факультативный признак, способствуют лучшему усвоению информации человеческим мозгом.
Все логические приемы образования понятий имеют важнейшее значение. Они связаны между собой, их невозможно представить один без другого. Часто применяются вместе или предшествуют один другому.
Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие. [3, c. 54-65]
Любое понятие имеет содержание и объем.
Содержанием понятия является совокупность характеризующих его предмет существенных признаков, подразумевающихся в данном понятии.
Объем понятия составляет совокупность или множество предметов, которое мыслится в понятии.
Любое понятие может быть полно охарактеризовано при помощи определения его содержания (иными словами – смысла) и установления предметов, с которыми данное понятие имеет определенные связи.
Независимо от сознания человека в окружающем мире существуют различные предметы. Эти предметы характеризуются множеством. Множество может быть конечным или бесконечным. Если количество предметов, входящих в множество, поддается исчислению, множество считается конечным. Если такие предметы не поддаются исчислению, множество называют бесконечным.
Содержание понятия называется его интенсиональностью, а его отношение к каким-либо объектам – экстенсиональностью.
Интенсиональность понятий. Чаще всего в процессе толкования термина «содержание понятия» его определяют в качестве понятия как такового. В этом случае подразумевается, что содержание понятия есть система признаков, при посредстве которых предметы, содержащиеся в понятии, обобщаются и выделяются из массы других. Иногда под содержанием понимается значение понятия или все взятые вместе существенные признаки предмета, содержащиеся в понятии. В некоторых исследованиях содержание понятия отождествляется со всем комплексом сведений, которые известны о данном предмете.
Из сказанного выше видно, что содержанием понятия является некая информация, содержащая сведения о предметах, явлениях, процессах, входящих в данное понятие. Эти сведения необходимы для образования понятия, определения его формы и рационального рассмотрения. Такими сведениями может быть любая информация о предмете, позволяющая выделить его из массы однородных (и неоднородных) предметов и четко определить его характеристики. Другими словами, это информация о существенных и иных признаках предмета.
В процессе общения с точки зрения эффективности передачи информации особый интерес вызывает такой элемент содержания понятия, как коннотация. Это всевозможные вариации произношения, интонации, ударения на отдельные слова, этические, эстетические, этнические, профессиональные, уменьшительно-ласкательные и другие оттенки и окрасы понятий, применяемые в речи. Такие вариации могут приводить к изменению значения понятия без изменения его словесной формы, а изменение словесной формы чаще всего приводит к изменению значения.
Необходимо сказать о так называемой величине содержания понятий. Она неразрывно связана с их объемом. В данном случае подразумевается способность одних понятий быть шире, чем другие, и тем самым как бы «перекрывать» их.
Таким образом, сравнению по величине содержания объема подлежат лишь подчиненные и подчиняющие понятия.
Экстенсиональность понятий. Любое понятие отражает какой-либо предмет, содержит признаки, характеризующие и отделяющие его от других предметов. Этот предмет всегда связан с другими предметами, которые не входят в содержание данного понятия, однако имеют признаки, частично повторяющие признаки предмета, отраженного в понятии. Эти предметы составляют особую группу. Такую группу можно определить как совокупность объектов, характеризующихся наличием общих признаков, закрепленных хотя бы одним понятием.
Однако одного только отражения предмета тем или иным понятием недостаточно. Предмет, который существует реально, и предмет как объект мысли не тождественны. Это связано с представлением абстрактного (мнимого, мыслимого) и реального (имеющего реальное воплощение) предмета. Абстрактный предмет – это мыслительная конструкция, которая может точно отражать признаки, свойства предмета, но может и содержать ошибку или неточность. В данном контексте можно определить объем понятия как совокупность абстрактных предметов, относящихся к нему.
Таким образом, реальный предмет – это объект материального мира, обладающий присущими только ему характерными признаками. Абстрактный предмет не имеет материального воплощения и характеризуется только информацией о своей принадлежности к какому-либо понятию.
К вопросу о принадлежности к понятию существует два подхода, согласно которым объем понятия может быть объемом разнообразия или количественным. Первый подход подразумевает, что в объем понятия входит несколько других понятий. Соответственно, это последнее понятие является общим для всех входящих.
К понятию имеют отношение не только сами предметы, но и категории, этим предметам свойственные. Объем же понятия составляет вся совокупность предметов, связанных с ним. Понятие, а соответственно, характеризующие его содержание и объем являются мыслительными образованиями. Поэтому объем понятия не может состоять из реальных предметов, как не может мысль о воде состоять из самой воды. Он состоит из мысленных отражений этих предметов и их свойств. Главным условием является то, что такие отражения, мысль о предметах, должны подпадать под признаки, подразумевающиеся в понятии. Реальными понятие и предметы, входящие в его объем, делает представление о реальности этих предметов. Таким образом, количественным объемом понятия можно назвать объем, составленный из мысленных отражений реально существующих предметов, соответствующих данному понятию. [9, c. 145-154]
Информация о работе Определение понятий. Сущность и значение определения