Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:07, реферат
Свойства и отношения в своей совокупности составляют признаки предмета. Другими словами, признаком предмета можно считать наличие или отсутствие у него некоторого свойства или отношения. Нередко все признаки делят на существенные и несущественные. При этом существенными считают признаки, которые связаны с его носителем таким образом, что, теряя эта признаки, их носитель перестает быть самим собой, он становится другим предметом. Несущественными считают признаки, приобретая или теряя которые их носитель не меняет своей сущности, он остается самим собой.
Свойства и отношения в своей совокупности составляют признаки предмета. Другими словами, признаком предмета можно считать наличие или отсутствие у него некоторого свойства или отношения. Нередко все признаки делят на существенные и несущественные. При этом существенными считают признаки, которые связаны с его носителем таким образом, что, теряя эта признаки, их носитель перестает быть самим собой, он становится другим предметом. Несущественными считают признаки, приобретая или теряя которые их носитель не меняет своей сущности, он остается самим собой.
Понятие форма мышления, в которой на основе существенных признаков обобщаются в некоторый класс и выделяются предметы.
Понятие одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т.е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов. Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Существуют слова омонимы, имеющие раз личное значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие. Существуют слова синонимы, имеющие одинаковое значение, т.е. выражающие и то же понятие, но различно звучащие.
Глава 1. Общая характеристика понятия.
1.1 Логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.
Рассматривая вопросы этой темы, следует обратить внимание на то, что здесь приходится вводить много исходных понятий, таких как, "анализ", "синтез", "сравнение" и др. Поэтому очень важно, чтобы с самого начала эти понятия были правильно определены. Надо дать определения и самому понятию "понятие", под которым понимается форма мышления, отражающая предметы в их существенных (и отличительных) признаках. Понятия подразделяются на сравнимые и несравнимые. Логика имеет дело только со сравнимыми понятиями. Недаром ведь говорят, что "все познается в сравнении". Больше того, формирование понятия как раз и начинается с логической операции сравнения предметов, в результате которой обнаруживается те признаки предметов, по которым и можно судить либо о сходстве, либо о различии предметов в разных их отношениях. Образование понятия - не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший диалектический процесс. Он предполагает активность исследователя и включает в себя множество логических приемов, важнейшими из которых является анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, т.е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое, с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке. В большинстве учебников и учебных пособий по логике, как правило, анализ, синтез и другие методы рассматриваются в качестве логических приемов образования понятий. На наш взгляд, представлять эти методы только как приемы образования понятий, значит сужать методологическую палитру этих методов, ибо они используются не только в образовании понятии, но в одинаковой степени присущи всей теоретической (да и практической) деятельности человека. Анализ как мысленный прием, как метод одинаково используется и в эмпирическом, обыденном, и в теоретическом, высоко-абстрактном мышлении. Эти методы одинаково работают при исследовании всех форм мысли. Аналитическая способность человека пронизывает всю его жизнедеятельность. Поскольку окружающий человека внешний (да и внутренний) мир состоит из структурированных объектов, т.е. из каких-то частей, из более простых элементов, то естественно, что вся познавательная деятельность человека и есть деятельность аналитическая, она предполагает разложение этих объектов на составные их части. В мышлении эта процедура выявляет некие свои составные части, свои элементы. Мышление «делимо» как на простейшие единицы мысли, так и на простейшие мыслительные действия, которыми и являются анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и некоторые другие. Логика не интересуется ни генезисом, ни историей аналитической способности человека, логика не оспаривает зависимость аналитической способности мышления от практической деятельности. Для логики важен лишь собственно анализ, т.е. поиск простейшего элемента.
1. Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысли (предметом мысли может быть все что угодно, в том числе и сама мысль), мысленное выделение в них признаков. В определенном отношении можно даже проводить аналогию между анализом и арифметическим действием делением. Затем необходимо изучить эти элементы в сравнении друг с другом, а также в отношении к частям и сторонам функционирования других предметов. Здесь выполняется следующий шаг образования понятий сравнение.
2. Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Понятно, что сравнение можно осуществить лишь между сходными то ли по объему, то ли по содержанию мыслями, потому что о несравнимых мыслях ничего иного отметить невозможно. Сравнение позволяет отличить тот или иной предмет мысли от других, ту или иную мысль от другой. Устанавливая общее между предметами мысли, сравнение позволяет приблизиться к открытию самого важного в науке - закона, который, как известно, есть общее, устойчивое и повторяющееся в предметах, явлениях, процессах. Устанавливая различие, сравнение позволяет по определенным показателям отличать тот или иной предмет (мысль) от других. Сравнение заметно сложнее анализа и синтеза, если их рассматривать в отдельности. Сравнение - это уже и выделение по какому-то признаку общего в предметах (тождество), и установление различия между ними.
Следующая операция абстрагирование позволяет существенно сократить количество рассматриваемых признаков.
3. Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. В результате этой операции происходит освобождение от множества несущественных признаков и появляется возможность, на основании выделенных, составить класс мыслимых предметов, т.е. провести обобщение. Результатом абстрагирования выступают абстракции, т.е. понятия разной степени общности, а так как понятия отражают существенное, поэтому многие и рассматривают данную операцию как способ образования понятий. Но абстрагировать можно любой признак, не обязательно существенный по природе предмета, а существенный для целей исследования, для решения узкоспециальных задач.
4. Обобщение - мысленное расширение, увеличение, перенесение (экстраполяция) известного на область неизвестного; метод выделения отличительных черт, свойств и признаков, принадлежащих группам известных предметов (явлений, процессов, мыслей о них), и распространение их на другие, еще не известные группы. Обобщение не просто выделение общего, а выделение отличительно-специфического для области предметов, для класса, объема, множества, для предмета мысли. Обобщение, кроме того, и подведение итога, суммирование, осмысление накопленного материала (знания), формирование на этой основе общего положения (например, определения или закона). Обобщенный взгляд на тот или иной предмет является в то же время и упрощением, поскольку общий взгляд, конечно же, опускает частности, детали; обобщение как бы сводит сложное к простому. Обобщение увеличивает объем мысли. Обобщение, как и другие мыслительные, методы выполняет многообразные функции в интеллектуальной деятельности человека. Благодаря обобщению, существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым применимо данное понятие. Сравнение и обобщение позволяют достичь большей точности в суждениях, отделить одно от другого или, наоборот, объединить несколько предметов в одну группу (класс). Как факультативный признак, способствуют лучшему усвоению информации человеческим мозгом. Процесс образования понятия завершается сведением в совокупность перечисленных операций, т.е. синтезом.
5. Синтез - мысленное соединение составных частей и сторон функционирования предмета в единое целое. Исследование самих частей, как и законов связи между ними, -- вот что позволяет в перспективе осуществить и синтез, который будет не просто «сгребанием» в кучу разрозненных анализом частей, а соединением их по определенному закону, в соответствии с той необходимой взаимосвязью между ними, которая определяется природой данного целого, диалектическим единством составных его частей. Синтез - это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Зачастую мысленному синтезу предшествует, если речь идет о предмете, практическая сборка данного предмета со строгим соблюдением последовательности постановки составных частей. Синтез применяется для создания новых понятий на основе уже существующих, подвергнутых синтезу, или выявления неточностей в понятии, а также внесения в эти понятия изменений. Все логические приемы образования понятий имеют важнейшее значение. Они взаимосвязаны и образуют единый процесс. Его результатом является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна - понятие. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова. Часто применяются вместе или предшествуют один другому. Перечисленные выше логические приемы используются при формировании понятий, как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения (в школе, вузе и других учебных заведениях). Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления - понятие.
Приведем пример:
Мы сталкиваемся с различными деревьями и другими растениями (трава, кустарник и т.д.).
1. В процессе образования понятия "дерево" мы предварительно мысленно выделяем разные свойства, присущие различным деревьям и другим растениям, например, иметь ветви, ствол, корень, листву; терять листву зимой, плодоносить осенью; существовать в течение одного года, быть многолетним.
2. Проведя сравнения, мы обнаружим, что всем деревьям присуши признаки наличия корня, ствола, ветвей и быть многолетними, а другие признаки только некоторым; что деревья многолетние в отличие от других растений, также имеющих корни, стволы, ветви.
3.Выделяя одни признаки и отвлекаясь от других, мы можем выделить такие классы предметов среди растений, которые обладают признаками: первый иметь ветви, второй иметь ствол, третий иметь корни, четвёртый быть многолетним растением.
4. Синтезируя выделенные классы в один, мы получаем совокупность существенных признаков, составляющих понятие «дерево».
Пример:
Понятие "антиобщественное поведение" есть понятие сравнимое с понятием "общественное поведение". Здесь есть сходство, состоящее в том, что и то, и другое означает поведение гражданина, и есть различие, состоящее в том, что в одном случае поведение является общественным, а в другом - антиобщественным. Реальное формирование понятий начинает осуществляться благодаря операции анализа. Суть этой операции состоит в том, что рассматриваемый предмет мысленно расчленяется на его составные части. Так, поведение гражданина (см. рассмотренный выше пример) может быть подразделено на поведение, подчиняющееся общественным требованиям, и на поведение, противостоящее им. В первом случае поведение гражданина определяется как законопослушное, а во втором - как незаконопослушное. Последнее, в свою очередь, подразделяется на поведение без отягчающих последствий и на поведение с различного рода отягощениями вплоть до уголовно наказуемых. Так выделяются различные признаки поведения. Такое выделение признаков предмета есть их абстрагирование, т. е. отвлечение их от других признаков предмета. Абстрагированные признаки объединяют в некоторые их совокупности, что является процессом синтезирования этих признаков в одно понятие. Полученные представления распространяются уже на весь класс предметов. Такая процедура называется обобщением. Итак, понятие образуется путем последовательного проведения операций сравнения, анализа, абстрагирования, синтеза и обобщения.
1.2. Логическое определение понятий.
Наряду с раскрытием объема понятия существует необходимость и в раскрытии содержания понятия. Надо запомнить, что логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением понятия, или дефиницией понятия. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (или дефиниендумом), понятие же, с помощью которого раскрывается содержание определяемого понятия, называется определяющим (или дефиниенсом). Символически дефиниендум обозначается как Dfd, а дефиниенс - Dfn. Обратим внимание, что определения понятия могут быть номинальными и реальными. Термин "номинальное" происходит от латинского "имя", а это значит, что в номинальных определениях данное понятие получает другое имя.2
Пример:
"Логика" есть "наука" о законах и формах рационального мышления. Здесь имя "логика" замещается именем "наука". Термин "реальное" происходит от латинского "существовать на самом деле", а это значит, что в реальных определениях понятия раскрываются существенные признаки предмета, обозначаемого этим понятием.
Пример:
"Улика есть факт, подтверждающий виновность обвиняемого в совершении им преступления". Обратим внимание также и на то, что номинальные и реальные определения могут быть выраженными явно и неявно. Явные определения понятия отличаются от неявных тем, что содержат в себе четко выраженные дефиниендум и дефиниенс. Основным видом явного определения понятия выступает его определение через ближайший его род и видовое его отличие: А=В*с, где А - определяемое понятие (дефиниендум), В - понятие ближайшего рода, с - понятие видового отличия.
Замечание:
Сущность определения понятия состоит в том, чтобы указать границы (от лат. "Предел" - "граница") существования понятия. В данном случае определения через ближайший род и видовое отличие эти границы устанавливаются путем пересечения объема родового понятия В и объема видового понятия. Обратим внимание, что при определении понятия, как и при его делении, также необходимо строгое соблюдение правил.
Вот эти правила:
1. Определение понятия должно быть соразмерным, т. е. объем определяемого понятия (дефиниендум) должен быть тождественно равен объему определяющего понятия (дефиниенсу).
Какие здесь могут быть нарушения (ошибки)?
а) Ошибка "слишком широкого определения", когда объем дефиниенса больше объема дефиниендума: А<В*с.
Пример:
"Слон - это животное".
б) Ошибка "слишком узкого определения", когда объем дефиниенса становится меньше объема дефиниендума: А>В*с.
Пример:
"Специалист - это человек, обладающий документом, под¬тверждающим его профессию".
в) Ошибка "перекрещивающегося определения", когда объемы дефиниенса и дефиниендума перекрещиваются
Пример:
"Юристы - это специалисты, занимающиеся расследованием преступлений".
г) Ошибка определения "как попало", когда объемы дефиниенса и дефиниендума не совпадают вовсе (см. рис. 4).
Пример:
"Кит - это рыба".
2. Определение не должно заключать в себе "логического круга".
Пример "логического круга":
"Логика есть наука о правильном мышлении"; "Правильное мышление есть мышление логическое".
3. Определение должно быть ясным, т. е. нельзя одно неизвестное определять через другое неизвестное.
Пример "неясного" высказывания:
"Метонимия есть тип полисемии".
Информация о работе Основные логические приемы формирования понятий