Основные логические приемы формирования понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:07, реферат

Описание работы

Свойства и отношения в своей совокупности составляют признаки предмета. Другими словами, признаком предмета можно считать наличие или отсутствие у него некоторого свойства или отношения. Нередко все признаки делят на существенные и несущественные. При этом существенными считают признаки, которые связаны с его носителем таким образом, что, теряя эта признаки, их носитель перестает быть самим собой, он становится другим предметом. Несущественными считают признаки, приобретая или теряя которые их носитель не меняет своей сущности, он остается самим собой.

Файлы: 1 файл

рефрат логика распечат.rtf

— 186.43 Кб (Скачать файл)

4. Определение не должно быть отрицательным.

Пример "отрицательного" высказывания:

"Мужчина - это не женщина"

           1.3. Понятие логической операции. Логическое деление понятий.

     Из закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия вытекают исходные логические операции с понятиями  обобщение и ограничение понятий. Обобщить понятие - это значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием, к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Ограничить понятие - это значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием, к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением понятия. В операции деления различают делимое понятие, объем которого следует раскрыть, члены деления, т. е. соподчиненные виды, на которые делится исходное понятие, и основание деления, признак, по которому производится деление.

Пример:

Понятие "Государство" может быть подразделено на понятия "Унитарное государство", "Федеративное государство" и "Конфедерация". Основанием для такого деления здесь является форма государственного устройства, делимым понятием - "Государство", членами деления "Унитарное государство", "Федеративное государство" и "Конфедерация". Обратим внимание, что основными характеристиками понятий являются их содержание и объем. Содержание понятия есть совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии, а объем понятия есть множество предметов, которое также мыслится в этом понятии. Эти характеристики, - содержание и объем понятия, - и лежат в основе видообразования понятий.

 

Пример:

Содержанием понятия "антиобщественное поведение" являются такие признаки поведения человека, которое разрушает установившийся порядок социальной жизни общества. Объемом понятия "антиобщественное поведение" является совокупность всех видов разрушающего поведения. Содержание понятия и его объем связаны друг с другом законом обратного отношения между содержанием и объемом понятия: увеличение объема понятия ведет к обеднению (уменьшению) его содержания, и наоборот, обогащение (увеличение), содержания понятия ведет к уменьшению его объема.

Пример:

Понятие "следователь" больше по объему, но беднее (меньше) по содержанию понятия "следователь по особо важным делам. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия фиксирует особые отношения между логическими понятиями, которые принято называть родо-видовыми. В системе этих отношений общее понятие, имеющее больший объем и включающее в себя объем другого понятия, называется подчиняющим понятием, а общее понятие, имеющее меньший объем и включенное в объем другого понятия, называется подчиненным понятием. Из двух таких общих понятий подчиняющее называется родом (родовым понятием), а подчиненное - видом (видовым понятием). Если из двух таких понятий одно общее, а другое единичное, то общее (подчиняющее) понятие является уже видом, а единичное (подчиненное) - подвидом (индивидом). Заметим, что понятие, объем которого не содержит вообще ни одного предмета, называется пустым (нулевым). Понятие же, объем которого содержит все допустимое множество предметов, называется универсальным (категорией). Логические операции с понятиями, - и на это обратим особое внимание, - часто дополняются и усиливаются специальным приемом, получившим название метода диаграмм Эйлера-Венна. Эти диаграммы иногда называют "круговыми диаграммами". С помощью такого приема можно наглядно изобразить отношения между объемами сравниваемых понятий. Впервые этот метод систематически стал применять в логике знаменитый математик Л. Эйлер (1707-1783), но сами круговые изображения объемов понятий уже применялись в VI в. н.э. в афинской неоплатоновской школе математиком Филопоном. Суть этого метода состоит в том, что изображаемый круг условно включает в себя предметы, отображаемые каким-либо понятием, а каждый из этих предметов обозначается внутри этого круга точкой. Данный круг может включать в себя другой круг, меньшего диаметра, и это означает, что родовое понятие (больший круг) включает в себя видовое понятие (меньший круг). В дальнейшем английским логиком Джоном Венном (1834-1923) данный метод был распространен на все виды логических отношений, а сами изображения стали фиксироваться не только в виде кругов, но и в виде, скажем, эллипсов. Объемы родового и видового понятий могут как совпадать друг с другом (так и не совпадать друг с другом) . Иллюстрациями здесь соответственно могут служить следующие высказывания: "Каждый человек (A) имеет право на гражданство (B)" и "Все следователи (A) - юристы (B). В тех случаях, когда объемы двух понятий совпадают лишь частично, отношение между объемами таких понятий изображается посредством перекрещивающихся кругов. Например: "Многие участники Великой Отечественной войны (A) награждены боевыми орденами (B)". На диаграмме этому высказыванию соответствует заштрихованная часть, являющаяся общей для субъекта и предиката суждения. Приведенные случаи являются случаями совместимости понятий по объему. Однако понятия могут быть и несовместимыми по объему. Например, в высказывании -

"Несовершеннолетние (A) не имеют права голоса (B)" - A и B несовместимы.

 

                              

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение.

      Освещая  элементарные  методы мыслительной деятельности, являющиеся основой остальных, более сложных методов, порой, казалось бы, совершенно отличных от этих простых, логика выполняет свою пропедевтическую (методологическую) функции по отношению к мыслящим, по отношению к другим наукам, вооружая их знаниями особенностей этих мыслительных средств. Логика не исследует все научные методы, в ее предмет входят основные, элементарные: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др. Логика, исследуя основные методы и формы мышления, подготавливает этим мыслящих более эффективно и оптимально пользоваться данным арсеналом мыслительных средств применительно к любым предметным областям. А так как любая наука не может обходиться не только без мыслительных методов, но и форм мысли, без рассуждений, то знание структуры, внутренних законов их, безусловно, выполняет все ту же методологическую функцию, что и учение о методах. Реальный процесс движения от конкретного в действительности к абстракциям о нем, отображаемый правильным в научном отношении методом восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении, как и другие сложные методы, в конечном счете, основывается, опирается на эти простейшие, только что рассмотренные мыслительные методы.

 

 

 

 

                     Список используемой литературы:

1.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. - М., 1998.

2.Васильченко В.П., Уваров И.А. Логика: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений МВД России. - Белгород, 1999.

3.Мельков В.С. Карпинская О.Ю. Логика: наука и искусство. М., "Высшая школа", 2003.

4.Васильченко В.П. Логика для юристов: Учебное пособие. - Белгород, 2004.

5. Гетманова А.Д., Логика Учеб. 8-е изд. - М.: Омега-Л, 2005.

6.Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. - М., 2005.

7. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие. - М., 2005.

 

 

.

 

 


Информация о работе Основные логические приемы формирования понятий