Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:01, реферат
Описание работы
Логика – одна из самых старых наук. Ее богатая событиями история началась еще в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. В конце прошлого – начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений, методы и наука как бы обрела второе дыхание. Теперь логика – одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий. Говорить о логике и легко, и одновременно сложно. Легко потому, что ее законы лежат в основе нашего мышления. Интуитивно они известны каждому. Всякое движение мысли, постигающей истину и добро, опирается на эти законы и без них невозможно. В этом смысле логика общеизвестна.
Закон исключенного третьего, как и закон
противоречия, устанавливает связь между
противоречащими друг другу высказываниями.
И опять-таки идея, выражаемая им, представляется
поначалу простой и очевидной: из двух противоречащих высказываний
одно является истинным. Два противоречивых
суждения не могут быть одновременно ложными,
одно из них необходимо истинно: а есть либо b, либо не-b.
Истинно либо утверждение некоторого
факта, либо его отрицание.
Противоречащим называются суждения,
в одном из которых что – либо утверждается(
или отрицается) о каждом предмете некоторого множества,
а в другом – отрицается (утверждается)
о некоторой
части этого множества.
Эти суждения не могут быть одновременно
ни истинными, ни ложными: если одно из
них истинно, то другое ложно и наоборот.
Противоречащим являются также два суждения
об одном
предмете, в одном из которых что – либо
утверждается, а в другом то же самое отрицается.
Например: «Суд вынес обвинительный приговор
по делу К.» и «Суд не вынес обвинительного
приговора по делу К.». Одно из этих суждений
необходимо истинно, другое – необходимо
ложно.
Этот закон можно записать с помощью дизъюнкции: р˅˥ р,
где р
– любое высказывание, ˥ р – отрицание высказывания р.
Подобно закону непротиворечия закон
исключенного третьего выражает последовательность,
непротиворечивость мышления, не допускает
противоречий в мыслях. Вместе с тем, действуя
только в отношении противоречащих суждений,
он устанавливает, что два противоречащих
суждения не могут быть не только одновременно
истинными (на что указывает закон непротиворечия),
но также и одновременно ложными: если
ложно одно из них, то другое необходимо
истинно, третьего не дано.
Конечно, закон исключенного третьего
не может указать, какое именно из данных
суждений истинно. Этот вопрос решается
другими средствами. Значение закона состоит
в том, что он указывает направление в
отыскании истины: возможно только два
решения вопроса, причем одно из них (и
только одно) необходимо истинно.
Закон исключенного третьего требует
ясных, определенных ответов, указывая
на невозможность отвечать на один и тот
же вопрос в одном и том же смысле и «да»
и «нет», на невозможность искать нечто
среднее между утверждением чего – либо
и отрицанием того же самого.
Сомнения
в универсальности закона
Оба закона — и закон противоречия и закон
исключенного третьего — были известны
еще до Аристотеля. Он первым дал, однако,
их ясные формулировки, подчеркнул важность
этих законов для понимания мышления и
бытия и вместе с тем выразил определенные
сомнения в универсальной приложимости
второго из них.
«...Невозможно, — писал Аристотель, —
чтобы одно и то же в одно и то же время
было и не было присуще одному и тому же
в одном и том же отношении (и все другое,
что мы могли бы еще уточнить, пусть будет
уточнено во избежание словесных затруднений)
— это, конечно, самое достоверное из всех
начал». Такова формулировка закона противоречия
и одновременно предупреждение о необходимости
сохранять одну и ту же точку зрения в
высказывании и его отрицании «во избежание
словесных затруднений». Здесь же Аристотель
полемизирует с теми, кто сомневается
в справедливости данного закона: «...не
может кто бы то ни было считать одно и
то же существующим и несуществующим,
как это, по мнению некоторых, утверждает
Гераклит».
О законе исключенного третьего: «...не
может быть ничего промежуточного между
двумя членами противоречия, а относительно
чего-то одного необходимо что бы то ни
было одно либо утверждать, либо отрицать».
От Аристотеля идет также живущая и в наши
дни традиция давать закону противоречия,
закону исключенного третьего, да и другим
логическим законам, три разные интерпретации.
В одном случае закон противоречия истолковывается
как принцип логики, говорящей о высказываниях
и их истинности: из двух противоречащих
друг другу высказываний только одно может
быть истинным.
В другом случае этот же закон понимается
как утверждение об устройстве самого
мира: не может быть так, чтобы что-то одновременно
существовало и не существовало.
В третьем случае этот закон звучит уже
как истина психологии, касающаяся своеобразия
нашего мышления: не удается так размышлять
о какой-то вещи, чтобы она оказывалась
такой и вместе с тем не такой.
Нередко полагают, что эти три варианта
различаются между собой только формулировками.
На самом деле это совершенно не так. Устройство
мира и своеобразие человеческого мышления
— темы эмпирического, опытного исследования.
Получаемые с его помощью, положения являются
эмпирическими истинами. Принципы же логики
совершенно иначе связаны с опытом и представляют
собой не эмпирические, а логически необходимые
истины. В дальнейшем, когда речь пойдет
об общей природе логических законов и
логической необходимости, недопустимость
подобного смешения логики, психологии
и теории бытия станет яснее.
Аристотель сомневался в приложимости
закона исключенного третьего к высказываниям
о будущих событиях. В настоящий момент
наступление некоторых из них еще не предопределено.
Нет причины ни для того, чтобы они произошли,
ни для того, чтобы они не случились. «Через
сто лет в этот же день будет идти дождь»,
— это высказывание сейчас скорее всего
ни истинно, ни ложно. Таким же является
его отрицание. Ведь сейчас нет причины
ни для того, чтобы через сто лет пошел
дождь, ни для того, чтобы его через сто
лет не было. Но закон исключенного третьего
утверждает, что или само высказывание,
или его отрицание истинно. Значит, заключает
Аристотель, хотя и без особой уверенности,
данный закон следует ограничить одними
высказываниями о прошлом и настоящем
и не прилагать его к высказываниям о будущем.
Гораздо позднее, уже в нашем веке, рассуждения
Аристотеля о законе исключенного третьего
натолкнули на мысль о возможности принципиально
нового направления в логике. Но об этом
поговорим позже.
В XIX в. Гегель весьма иронично отзывался
о законе противоречия и законе исключенного
третьего.
Последний он представлял, в частности,
в такой форме: «Дух является зеленым или
не является зеленым», и задавал «каверзный»
вопрос: какое из этих двух утверждений
истинно?
Ответ на этот вопрос не представляет,
однако, труда. Ни одно из двух утверждений:
«Дух зеленый» и «Дух не зеленый» не является
истинным, поскольку оба они бессмысленные.
Закон исключенного третьего приложим
только к осмысленным высказываниям. Только
они могут быть истинными или ложными.
Бессмысленное же не истинно и не ложно.
Гегелевская критика логических законов
опиралась, как это нередко бывает, на
придание им того смысла, которого у них
нет, и приписывание им тех функций, к которым
они не имеют отношения. Случай с критикой
закона исключенного третьего — один
из примеров такого подхода.
Сделанные вскользь, разрозненные и недостаточно
компетентные критические замечания Гегеля
в адрес формальной логики получили, к
сожалению, широкое хождение. В логике
в конце XIX — начале XX вв. произошла научная
революция, в корне изменившая лицо этой
науки. Но даже огромные успехи, достигнутые
логикой, не смогли окончательно искоренить
тех ошибочных представлений о ней, у истоков
которых стоял Гегель. Не случайно немецкий
историк логики X. Шольц писал, что гегелевская
критика формальной логики была злом настолько
большим, что его и сейчас трудно переоценить.
Критика
закона Брауэром
Резкой, но хорошо обоснованной критике
подверг закон исключенного третьего
голландский математик Л. Брауэр. В начале
этого века он опубликовал три статьи,
в которых выразил сомнение в неограниченной
приложимости законов логики и прежде
всего закона исключенного третьего. Первая
из этих статей не превышала трех страниц,
вторая — четырех, а вместе они не занимали
и семнадцати страниц. Но впечатление,
произведенное ими, было чрезвычайно сильным.
Брауэр был убежден, что логические законы
не являются абсолютными истинами, не
зависящими от того, к чему они прилагаются.
Возражая против закона исключенного
третьего, он настаивал на том, что между
утверждением и его отрицанием имеется
еще третья возможность, которую нельзя
исключить. Она обнаруживает себя при
рассуждениях о бесконечных множествах
объектов.
Допустим, что утверждается существование
объекта с определенным свойством. Если
множество, в которое входит этот объект,
конечно, то можно перебрать все объекты.
Это позволит выяснить, какое из следующих
двух утверждений истинно: «В данном множестве
есть объект с указанным свойством» или
же: «В этом множестве нет такого объекта».
Закон исключенного третьего здесь справедлив.
Но когда множество бесконечно, то объекты
его невозможно перебрать. Если в процессе
перебора будет найден объект с требуемым
свойством, первое из указанных утверждений
подтвердится. Но если найти этот объект
не удастся, ни о первом, ни о втором из
утверждений нельзя ничего сказать, поскольку
перебор не проведен до конца. Закон исключенного
третьего здесь не действует: ни утверждение
о существовании объекта с заданным свойством,
ни отрицание этого утверждения не являются
истинными.
Ограничение Брауэром сферы действия
этого закона существенно сужало круг
тех способов рассуждения, которые применимы
в математике. Это сразу же вызвало резкую
оппозицию многих математиков, особенно
старшего поколения. «Изъять из математики
принцип исключенного третьего, — писал
немецкий математик Д. Гильберт, — все
равно что... запретить боксеру пользоваться
кулаками».
Критика Брауэром закона исключенного
третьего привела к созданию нового направления
в логике — интуиционистской логики. В
последней не принимается этот закон и
отбрасываются все те способы рассуждения,
которые с ним связаны. Среди них — доказательства
путем приведения к противоречию, или
абсурду.
Интересно отметить, что еще до Брауэра
сомнения в универсальной приложимости
закона исключенного третьего высказывал
русский философ и логик Н.А. Васильев.
Он ставил своей задачей построение такой
системы логики, в которой была бы ограничена
не только сфера действия этого закона,
но и закона противоречия. По мысли Васильева,
логика, ограниченная подобным образом,
не способна действовать в мире обычных
вещей, но она необходима для более глубокого
понимания логического учения Аристотеля.
Современники не смогли в должной мере
оценить казавшиеся им парадоксальными
идеи Васильева. К тому же сам он склонен
был обосновывать свои взгляды с помощью
аргументов, не имеющих прямого отношения
к логике и правилам логической техники,
а иногда и просто путано. Тем не менее,
оглядываясь назад, можно сказать, что
он оказался одним из предшественников
интуиционистской логики.
ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ
Наши мысли о каком – либо факте, явлении,
событии могут быть истинными или ложными.
Высказывая истинную мысль, мы должны
обосновать ее истинность, т.е. доказать
ее соответствие действительности. Так,
выдвигая обвинение против подсудимого,
обвинитель должен привести необходимые
доказательства, обосновать истинность
своего утверждения. В против случае обвинение
будет необоснованным.
Требование доказанности, обоснованности
мысли выражает закон достаточного основания:
всякая мысль признается истинной, если
она имеет достаточное основание. Если
есть b,
то есть и его основание а.
Достаточным основанием мыслей может
быть личный опыт человека. Истинность
некоторых суждений подтверждается путем
их непосредственного сопоставления с
фактами действительности. Так, для человека,
явившегося свидетелем преступления,
обоснованием истинности суждения «Н.
совершил преступление» будет сам факт
преступления, очевидцем которого он был.
Но личный опыт ограничен. Поэтому человеку
в своей деятельности приходится опираться
на опыт других людей, например на показания
очевидцев того или иного события. К таким
основаниям прибегают обычно в следственной
и судебной практике при расследовании
преступлений.
Благодаря развитию научных знаний человек
все шире использует в качестве основания
своих мыслей опыт всего человечества,
закрепленный в законах и аксиомах науки,
в принципах и положениях, существующих
в любой области человеческой деятельности.
Истинность законов, аксиом подтверждена
практикой человечества и не нуждается
поэтому в новом подтверждении. Для подтверждения
какого – либо частного случая нет необходимости
обосновывать его при помощи личного опыта.
Если, например, нам известен закон Архимеда
(каждое тело, погруженное в жидкость,
теряет в своем весе столько, сколько весит
вытесненная им жидкость), то нет никакого
смысла погружать в жидкость какой – либо
предмет, чтобы выяснить сколько он теряет
в весе. Закон Архимеда будет достаточным
основанием для подтверждения любого
частного случая.
Благодаря науке, которая в своих законах
и принципах закрепляет общественно –
историческую практику человечества,
мы для обоснования наших мыслей не прибегаем
всякий раз к их проверке, а обосновываем
их логически, путем выведения из уже установленных
положений.
Таким образом, достаточным основанием
какой – либо мысли может быть любая другая,
уже проверенная и установленная мысль,
из которой с необходимостью вытекает
истинность данной мысли.
Если из истинности суждения а следует истинность суждения b, то а будет
основанием для b, а b – следствием этого основания.
Связь основания и следствия является
отражением в мышлении объективных, в
том числе причинно – следственных связей,
которые выражаются в том, что одно явление
(причина) порождает другое явление (следствие).
Однако это отражение не является непосредственным.
В некоторых случаях логическое основание
может совпадать с причиной явления (если,
например, мысль о том, что число дорожно-транспортных
происшествий увеличилось, обосновывается
указанием на причину этого явления –
гололед на дорогах). Но чаще всего такого
совпадения нет. Суждение «Недавно был
дождь» можно обосновать суждением «Крыши
домов мокрые»; след протекторов автомобильных
шин – достаточное основание суждения
«В данном месте прошла автомашина». Между
тем мокрые крыши и след, оставленный автомашиной,
- не причина, а следствие указанных явлений.
Поэтому логическую связь между основанием
и следствием необходимо отличать от причинно
– следственной связи.
Обоснованность – важнейшее свойство
логического мышления. Во всех случаях,
когда мы утверждаем что – либо, убеждаем
в чем – либо других, мы должны доказывать
наши суждения, приводить достаточные
основания, подтверждающие истинность
наших мыслей. В этом состоит коренное
отличие научного мышления от мышления
ненаучного, которое характеризуется
бездоказательностью, способностью принимать
на веру различные положения и догмы. Это
особенно характерно для религиозного
мышления, опирающегося не на доказательство,
а на веру.
Закон достаточного основания не совместим
с различными предрассудками и суевериями.
Например, существуют нелепые приметы:
разбить зеркало – к несчастью, рассыпать
соль – к ссоре и т.д., хотя между разбитым
зеркалом и несчастьем, рассыпанной солью
и ссорой нет причинной связи. Логика –
враг суеверий и предрассудков. Она требует
обоснованности суждений и не совместима
поэтому с утверждениями, которые строятся
по схеме «после этого – значит, по причине
этого». Эта логическая ошибка возникает
в случаях, когда причинная связь смешивается
с простой последовательностью во времени,
когда предшествующее явление принимается
за причину последующего.
Закон достаточного основания имеет важное
теоретическое и практическое основание.
Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих
истинность выдвинутых положений, этот
закон помогает отделить истинное от ложного
и прийти к верному выводу.
Список использованной
литературы
Кириллов В. И., Старченко А. А. - Логика:
Учебник для юрид. вузов.- М., 2001 г.
Логика: пособие для учащихся.- М.: Просвещение.1996
г.