Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:14, реферат
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В своей работе я попытаюсь, как можно подробнее рассмотреть одну из форм мышления – понятие (его виды, содержание и объём, отношение между понятиями и логические операции с понятиями).
Введение 2
1. Общая характеристика понятия 4
2. Логические приемы образования понятий 6
3. Понятие и слово 8
4. Содержание и объем понятия 11
5. Виды понятий 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Общая характеристика
понятия
2. Логические
приемы образования понятий
3. Понятие и
слово
5. Виды понятий
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Тема понятия
является актуальной в наши дни, так
как, во-первых, постоянно появляются
новые науки и, соответственно, новые
термины. Во-вторых, человек, использующий
в своей речи различные термины,
должен четко их определять, чтобы иметь
полное представление о том, что говорит
он или другие. Управленческая деятельность
подразумевает под собой четкую, понятную
речь. Это возможно, если человек образован,
грамотен. Он должен разбираться в понятиях
и определениях в своей отрасли.
Как самостоятельная
наука логика сложилась более
двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э.
Ее основателем является древнегреческий
философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Логика –
это наука о мышлении. Но в отличие
от других наук, изучающих мышление человека,
например психологии, логика, изучает
мышление как средство познания; ее предметом
являются законы и формы, приемы и операции
мышления, с помощью которых человек познаёт
окружающий его мир.
Логика, изучающая
познающее мышление и применяемая
как средство познания, возникла и развивалась
как философская наука и в настоящее время
представляет собой сложную систему знаний,
включающую две относительные науки: логику
формальную и логику диалектическую.
Мышление человека
подчиняется логическим законам и протекает
в логических формах независимо от науки
логики. Люди мыслят логично, не зная её
правил, подобно тому, как они правильно
говорят, не зная правил грамматики.
Что касается логики,
то её задача заключается в том, что
бы научить человека сознательно применять
законы и формы мышления и на основе этого
логичнее мыслить и, следовательно, правильнее
познавать мир.
Знание логики
повышает культуру мышления, вырабатывает
навык мыслить более “грамотно”
Основными формами
мышления являются понятие, суждение и
умозаключение. В своей работе я
попытаюсь, как можно подробнее
рассмотреть одну из форм мышления
– понятие (его виды, содержание
и объём, отношение между понятиями
и логические операции с понятиями).
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ.
Понятие обычно определяют как
одну из основных форм
Мышление – это отражение действительности по средством языка. Наиболее существенным моментом, определяющим возможность познания действительности с помощью языка, является обобщение предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений и т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатом таких обобщений являются именно понятия. Применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она прежде всего представляет собой результат мысленного, а значит и словесно-языкового выделения предметов некоторого класса. Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, объединяющих данный класс предметов.
Понятие – это
форма мышления, отражающая предметы в
их существенных признаках.
Признаки предмета – это не только то, в чем они сходны друг с другом, но и то чем они отличаются.
Признаки
предмета разделяются на
Характеристика понятия как
ЛОГИЧЕСКИЕ
ПРИЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПОНЯТИЙ.
Что бы составить
понятие о предмете, нудно сравнить
данный предмет с другими предметами,
найти признаки сходства и различия.
Логический прием, устанавливающий сходство
или различие предметов, называется сравнением.
Выделение признаков
связано с мыленным расчленением
предмета на составляющие его части,
стороны, элементы. Мысленное расчленение
предмета на части называется анализом.
Выделение с помощью
анализа признаков позволяет отличить
существенные признаки от несущественных.
Это мысленное выделение признаков, называется
абстрагированием.
Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приёма, противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.
Признаки изучаемых
предметов распространяются на все
сходные предметы. Эта операция осуществляется
путем обобщения, с помощью которого определенные
предметы на основе присущих им одинаковых
свойств объединяются в группы однородных
предметов.
Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.
Понятие представляет
собой отражение единой мысли существенных
признаков предмета. Оно может распространяться
на один, несколько групп (класс) однородных
предметов и явлений, обладающих одинаковыми
признаками. Исходя из этого, в структуре
каждого понятия нужно разделять две стороны:
содержание и объем.
Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии. Так, содержанием понятия "человек" является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия "государство" выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.
Объемом понятия
называется совокупность (класс) предметов,
которая мыслится в данном понятии.
Например, объем понятий "растение",
"животное", "товар" выражает
всю безграничную совокупность соответствующих
предметов реальной действительности.
ПОНЯТИЕ
И СЛОВО.
Понятие, как и всякая мысль,
выражается в определенной
Смысл представляет собой одну из характеристик
знаков. Говоря о понятии, мы выходим за
пределы теории знаков, рассматривая понятие
не как некоторую характеристику знаков,
а как определенную форму отражения действительности
на ступени абстрактного мышления, то
есть на ступени познания действительности
с помощью языка. Смыслы знаков представляют
собой определенные мысленные образования,
результаты определенной мысленной переработки
предметов действительности и фиксации
их в языке. В этих образованиях находит
выражение своеобразие и многообразие
форм мыслительной, познавательной деятельности
человека. В связи с вопросом о соотношении
знаковой формы понятия и сокращающихся
слов следует различать два типа ситуаций.
1. В процессе той или иной
научной деятельности или в повседневной
жизни человек вводит некоторое понятие,
выделяя интересующий его класс предметов,
и затем подбирает какое-нибудь сокращенное
слово – общее имя для этих предметов.
2. Имеется уже более или менее
точно интуитивно
То, что понятие и слово
Однако единство
понятия и слова не означает их
абсолютного тождества. В отличие
от понятий слова во всех языках
различны: одно и то же понятие выражается
в разных языках по-разному. Кроме того,
в одном языке также имеются некоторые
различия между понятием и словом. Рассмотрим
данные различия более подробно.
Во-первых, не всякое
понятие выражается одним словом.
Многие понятия выражаются совокупностью
слов - словосочетаниями. Например, "материалистическая
диалектика", "Основы теории государства
и права", "экономическая теория",
"студент первого курса юридического
факультета".
Во-вторых, не всякое слово выражает понятие. Это касается прежде всего междометий, например: "ай", "ох","эй" и других. Данные слова выражают, но не называют различные чувства и побуждения.
Не выражают
понятия и местоимения, например:
"я", "ты", "он" и т.д. Это
слова-указания, они не значат, а указывают
на значимое. "Я " - это только указание
на говорящего, "ты" - на слушающего,
"он" ("она", "оно", "они")
- на лиц, не причастных к данному разговору.
Но никаких существенных признаков в этих
словах не содержится. Кто такое "я"
(если не знать, кто говорит) - мужчина,
женщина, студент, коммерсант, ученый и
т.п. - неизвестно, потому что этого содержания
нет в слове "я".
В-третьих, понятие
и слово не всегда однозначно соответствуют
друг другу. Такое положение связано
с существованием в одном языке
слов-синонимов и слов-омонимов. Синонимы
- это слова, имеющие различное звучание,
но относящиеся к одному понятию (например.
Родина, Отечество, Отчизна). Омонимы -
это слова, совпадающие в звучании, но
относящиеся к различным понятиям (например,
ключ, язык, звезда, мир). Способность слов
выражать различные понятия ведет зачастую
к неясности в рассуждениях или аргументации.
Поэтому в науке пользуются словами-терминами
(от лат. terminus - граница), точно выражающими
содержание научных понятий.