Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:14, реферат
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В своей работе я попытаюсь, как можно подробнее рассмотреть одну из форм мышления – понятие (его виды, содержание и объём, отношение между понятиями и логические операции с понятиями).
Введение 2
1. Общая характеристика понятия 4
2. Логические приемы образования понятий 6
3. Понятие и слово 8
4. Содержание и объем понятия 11
5. Виды понятий 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Следует подчеркнуть, что логическая структура мысли и грамматический строй языка не совпадают. Законы логики по своей сути общечеловечны, а формы словосочетаний специфичны для каждого национального языка.
Грамматические законы строения речи связаны с законами логического строения мысли. Вместе с тем логические формы, в которых оттачивается мысль, испытывают влияние грамматических особенностей языка.
Таким образом, понятие,
СОДЕРЖАНИЕ
И ОБЪЁМ ПОНЯТИЯ.
Содержанием понятия
называется совокупность существенных
признаков предмета, которая мыслится
в данном понятии.
Множество предметов,
которое мыслится в понятии, называется
объемом понятия.
Понятие может
быть достаточно (если не исчерпывающе)
полно охарактеризовано с двух сторон
— со стороны своего содержания (смысла)
и со стороны того, к каким предметам оно
относится. Эти две стороны называются
соответственно интенсиональной и экстенсиональной.
а) Интенсиональность
понятия.
Содержание понятия
объясняют, как правило, через отождествление
его либо:
- с понятием
как таковым (содержание
- со значением
(совокупность существенных признаков
предмета, мыслимых в понятии, называется
содержанием понятия)
-со всем, что
известно о данном явлении
вообще.
Получается, что
в некотором смысле содержание понятия
– это то, что нам известно
о вещах, соответствующих этому
понятию. Эти трактовки содержания понятия,
заключают в себе некоторую мысль или
тенденцию к ней, которую можно выразить
так: содержание понятия — это информация,
необходимая для того, чтобы образовать,
сформулировать данное понятие и осмыслить
его. А информация эта — знание всякого
рода, о признаках отличительных, общих,
существенных и всех вообще признаках.
Существует представление
о величине содержания, т. е. содержание
одних понятий может быть больше,
чем содержание других понятий. Но определения,
что такое величина удержания понятия,
по-видимому, не существует. Чаще всего
объясняют это так: понятие, например,
автомобиля более содержательно, т. е.
больше по содержанию, чем понятие машины.
Ведь чтобы сформулировать понятие автомобиля,
нужно использовать понятие машины. Тогда
как при определении машины понятие автомобиля
использовать нет необходимости. Сравнивать
по величине можно лишь подчиняющее и
подчиненное понятия, но не иные.
Специфическим
элементом содержания понятия является
коннотация, т. е. те этические и эстетические
оттенки, окраски и ассоциации, которые
мы вкладываем в понятие (особенно в русском
языке), приводящие иногда к изменению
его словесной формы. Чтобы понять, что
же это, достаточно сравнить такие слова,
как дядя и дядюшка, дела и делишки и т.
п., и попытаться сказать, чем же они отличаются
друг от друга.
б) Экстенсиональность
понятия.
Понятие всегда
относится к каким-то объектам вне
его, обозначает какие-то вещи явления,
предметы. Именно те, которые имеют
признаки, обобщенные в понятии. Такие
предметы составляют особый класс. Класс
предметов определяют как совокупность
объектов, имеющих один или несколько
общих характеристических признаков,
отраженных каким-либо понятием.
Чтобы перейти
к объему понятия, нужно провести
различие между предметами реальными
и абстрактными. Случается, что кое-какие
признаки и черты приписываются ему и
ошибочно. Словом, предмет в своем реальном
бытии и предмет как объект мысли — это
не одно и то же. В последнем случае мы
имеем дело с особым мыслительным явлением,
которое называют абстрактным предметом.
Предмет, о котором
известно только то, что он подходит
под то или иное понятие, и больше
ничего, есть целиком мыслительное
образование и называется абстрактным
предметом. Совокупность абстрактных
предметов, соответствующих одному и тому
же понятию, составляет его объем.
Понятию, однако,
соответствуют не только отдельные
конкретные предметы, но и их категории.
Поэтому в трактовке объема понятия
можно отметить два подхода.
Первый заключается
в том, что объем понятия, составляют
все другие понятия, для которых оно является
общим. Например, понятие машины является
общим для таких понятий, как автомобиль,
грейдер, экскаватор и т. д. Такой объем
можно было бы назвать объемом разнообразия,
потому что он показывает, как велико число
разновидностей данного явления, как разнообразно
оно.
Второй подход
можно выразить такими словами: объем
понятия — все предметы, к которым
относится данное понятие.
Объём понятия
не может состоять из реальных предметов,
а может состоять лишь из мыслей.
Мы сказали бы так: объем понятия составляют
утверждения о наличии (существовании)
конкретных предметов (или их категорий,
понимаемых как одно целое), которые обладают
свойствами, подходящими под данное понятие,
что позволяет быть реальным и данному
понятию. Объемы, составленные из утверждений
о существовании предметов, соответствующих
данному понятию; могут быть названы количественными.
При обращении
с объемами понятий возможна следующая
ошибка: части предмета могут полагаться
частями объёма. Получается сколько
у предмета частей, таков и его объем. Но
части предмета — это не экземпляры, не
категории и разновидности предмета. Плавник
не есть разновидность рыбы, потому объемы
этих двух понятий не соприкасаются.
ВИДЫ
ПОНЯТИЙ.
Виды понятий – это различные способы
мысленного выделения и обобщения предметов
в процессе познания.
Различие видов понятий
осуществляется по трем
основаниям:
1) по характеристикам объемов
понятий;
2) по характеру признаков, составляющих
видовое отличие мыслимых предметов в
понятии;
3) по характеру предметов,
1. Среди всех возможных понятий
обычно выделяют пустые и
Пустыми
называются понятия, объемы которых представляют
собой классы реально не существующих
предметов и существование которых в принципе
не возможно. От пустых понятий следует
отличать понятия, отражающие предметы,
реально не существующие в настоящее время,
но существовавшие в прошлом или существование
которых возможно в будущем. Такие понятия
не являются нулевыми.
Единичным называется понятие,
в котором мыслится один
Единичное понятие по своей
сути представляет собой некое обобщение
и этим отличается от имени отдельного
предмета.
2. По характеру признаков обычно
выделяют положительные и
Положительные – это понятия, содержание
которых составляют свойства, присущие
предмету. Например «проницательность».
Отрицательными называются понятия,
в содержании которых указывается на отсутствие
у предмета определенных свойств. Например
«не живущий по средствам».
Относительные понятия
– Это такие понятия, в которых мыслятся
предметы, существование одного из которых
предполагает существование другого.
Например»производство» - «потребление».
Безотносительные – это такие понятия,
в которых мыслятся предметы, существующие
самостоятельно, вне зависимости от другого
предмета. Например «инвестиция».
3. По характеру обобщаемых в
понятии объектов следует
Дальнейшее подразделение относится к
понятиям, в которых обобщаются отдельные
предметы. При этом различаются понятия
конкретные и абстрактные, с одной стороны,
собирательные и несобирательные – с
другой. Первое из указанных делений связано
с различением конкретных и абстрактных
объектов.
Конкретными объектами
Абстрактные объекты - суть создания
мысли, идеальные предметы.
Конкретным называется понятие, элементы
объема которого – конкретные объекты.
Абстрактные понятия в качестве элементов
объема имеют абстрактные объекты.
Собирательными называются понятия,
в которых группа однородных предметов
мыслится как единое целое. Например «лес»,
«коллектив».
Несобирательные понятия – это такие
понятия, содержание которых можно отнести
к каждому предмету данного класса, который
охватывается понятием. Например «дерево»,
«человек».
Определить, к какому виду относится
то или иное понятие, значит,
дать ему логическую
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключении можно сказать,
что понятие является
Для образования понятия
Понятие находится в
Слово
– форма выражения понятия, а понятие,
в свою очередь, выражает смысловое содержание
слова.
Виды понятий – это различные способы
мысленного выделения и обобщения предметов
в процессе познания, которые различаются
по трем основаниям: характеристики объемов
понятий; характеру признаков, составляющих
видовое отличие мыслимых предметов в
понятии; характеру предметов, обобщаемых
в понятии.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бузук Г.Л.,
Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать:
логика и риторика в вопросах
и ответах. М., 1992.
2. Гжегорчик
А. Популярная логика. М., 1979.
3. Зегет В.
Элементарная логика. М., 1985.
4. Гетманова
А.Д. Учебник по логике. М., 1994.
5. Ивин А.А.
По законам логики. М., 1983.
6. Кириллов В.И.,
Старченко А.А. Логика. Учебник.
М., 1987.
7. Краткий словарь
по логике. М., 1991.