Понятие, суждение, умозаключение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:57, реферат

Описание работы

Логика - одна из самых старых наук. Ее богатая событиями история началась еще в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. В конце прошлого - начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений, методы, и наука как бы обрела второе дыхание. Теперь логика - одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий.

Содержание работы

В В Е Д Е Н И Е__________________________________________
I П О Н Я Т И Е _________________________________________
Отношения между понятиями ____________________________
Определение понятий___________________________________
Деление понятий________________________________________
Классификация_________________________________________

II С У Ж Д Е Н И Е _______________________________________
Сложное суждение и его виды ____________________________
Деление суждений на модальности_________________________

III У М О З А К Л Ю Ч Е Н И Е______________________________
Дедуктивное умозаключение______________________________
Понятие правила вывода _________________________________
Индуктивное умозаключение _____________________________

Д О К А З А Т Е Л Ь С Т В О И О П Р О В Е Р Ж Е Н И Е ___
Понятие доказательства и его структура_______________________
Прямое и косвенное доказательство___________________________
Виды косвенных доказательств_______________________________
Опровержение_____________________________________________
З А К Л Ю Ч Е Н И Е_______________________________________
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы______________

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.41 Кб (Скачать файл)

- Нет - и не  существует.

- Это ваше убеждение?

- Да.

- Как же вы  говорите, что их нет?

 

      Во всех  рассмотренных выше косвенных  доказательствах выдвигаются две  альтернативы: тезис и антитезис. Затем показывается ложность  последнего, в итоге подтверждения  тезиса.  Если же число рассматриваемых  возможностей не ограничивать  двумя - доказываемым утверждением  и его отрицанием, то это будет  так называемое косвенное доказательство. Доказательство ведется следующим путем: одна за другой исключаются все альтернативы, кроме одной, которая и является доказательным тезисом. В стандартных косвенных доказательствах альтернативы - тезис и антитезис - исключают друг друга в силу законов логики.

      Косвенное  доказательство представляет собой  эффективное средство обоснования  выдвигаемых положений. Имея дело  с этим доказательством, мы все  время вынуждены сосредотачивать  свое внимание не на тезисе, справедливость которого следует  обосновать, а на его отрицании, являющемся ошибочным предложением. Не удивительно поэтому, что после  того, как такое доказательство  проведено, ход его иногда рекомендуют  тут же забыть, оставив в памяти  только доказанный тезис.

 

 

 

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

 

      Важно уметь  не только доказать правильное  положение, но и опровергнуть  ошибочное.

      Опровержение - это рассуждение, направленное  против выдвинутого тезиса и  имеющее целью установление его  ложности или недоказанности.

      Наиболее распространенный прием опровержения - выведение из опровергаемого утверждения следствий,  противоречащих истине. Хорошо известно, что если даже одно- единственное логическое следствие некоторого положения ложно, то ложным является и само положение.

      Другой  пример установления ложности  тезиса - доказательство истинности  его отрицания. Утверждение и  его отрицание не могут быть  одновременно истинными. Как только  удается показать, что верным  является отрицание тезиса, вопрос  об истинности самого тезиса  автоматически отпадает.

      Достаточно, скажем, показать одного белого  медведя, чтобы опровергнуть убежденность  в том, будто медведи бывают  только бурыми.

      Это прием  применим для опровержения любого  тезиса, независимо от того, снабжен  он какими-то поддерживающими  его аргументами или нет. Выведя из тезиса ложное следствие или показав истинность антитезиса, тем самым доказываем ложность тезиса.

      Ошибочность  аргументов выявляется так же, как и ошибочность тезиса: выведением  из них следствий, оказывающихся  в итоге несостоятельными, или  доказательством утверждений, противоречащих  аргументам. Следует иметь в виду, что дискредитация доводов, приводимых  в поддержку какого-то положения, не означает еще неправильность  самого этого положения. Утверждение, являющееся по сути дела верным, может отстаиваться с помощью  случайных или слабых аргументов.

      Опровержение  может быть направлено на саму  связь аргументов и тезиса. В  этом случае надо показать, что  тезис не вытекает из доводов, приведенных в его подтверждение. Если между аргументами и тезисами  нет логической связи, то нет  и доказательства тезиса с  помощью приводимых аргументов.

 

 

Заключение

Следование законам и принципам формальной логики - это, конечно, безусловная предпосылка правильного и эффективного мышления. Нелогичное мышление представляет собой попросту сумбур и хаос.

      Искусство  правильно мыслить предполагает  не только логическую последовательность, но и многое другое. И прежде  всего стремление к истине, интеллектуальную  честность, творчество и смелость, критичность и самокритичность  ума, его неуспокоенность, умение опереться на предшествующий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она права, способность аргументированно отстаивать свои собственные убеждения и т.д.

      Логика  настолько богата, что о ней  можно говорить бесконечно.

      Знание законов и правил - одно  из самых ценных наших знаний. Оно делает ум максимально  точным и ювелирно тонким в  своем анализе. И нельзя упускать  возможности углубить это знание  и усовершенствовать его практическое  применение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бочаров В.А , Маркин В.И Введение в логику М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
  2. Гетманова А.Д. Логика. М., 2008
  3. Гриценко В.П. Логика. Краснодар, 2001.
  4. Ивин А.А.    Логика. М., 2002.
  5. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2007.
  6. Михайлов К.А. Логика: Учебно- методическое пособие М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2009.
  7. Маковельский А.О История логики. – м, кучково поле, 2004.
  8. Поппер К. Логика научного исследования. М.: Республика, 2004.
  9. Свинцов В.И. Логика. М., 2007.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие, суждение, умозаключение