Построение и развитие гипотезы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - ознакомить с тем как разрозненные факты, относящиеся к конкретному явлению, при помощи построения и развития гипотезы в науке дают возможность перейти к познанию законов развития.
Ключевые понятия - гипотеза, построение и развитие гипотезы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОСРОЕНИЕ ГИПОТИЗЫ 5
РАЗВИТИЕ ГИПОТИЗЫ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА»

 

 

ПОСТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГИПОТЕЗЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Выполнила: студентка 1 курса

факультета Клиническая  психология

                                                                                      Троицкая А.В.

КУРСК, 2012.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

            ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       3

  1. ПОСРОЕНИЕ ГИПОТИЗЫ                                                                              5
  2. РАЗВИТИЕ ГИПОТИЗЫ                                                                                 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Цель данного реферата - ознакомить с тем как разрозненные факты, относящиеся к конкретному явлению, при помощи построения и развития гипотезы в науке дают возможность перейти к познанию законов развития.

Ключевые понятия - гипотеза, построение и развитие гипотезы.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением  предположения, объясняющего исследуемое  явление. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.

Чтобы превратиться в  достоверное знание, предположение  подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных  логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание. Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

Возникающее при построении гипотезы предположение рождается  в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение. В соответствии с этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный, закономерный логический процесс.

Построение гипотезы - это сложный логический процесс  с участием различных форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления  двух единичных явлений, т.е. ее основой  выступает аналогия, в других случаях  она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.

Актуальность  работы заключается в необходимости  формирования логической культуры,1 профессиональных компетенций клинического психолога, развития исследовательского творческого мышления и умения

1. Кулик Б.А.С  чем идет современная логика  в XXI век? http:// www.i-u/ru

получить новые  знания на основе овладения методом  построения и развития гипотезы.

Реферат состоит  из введения, дух глав посвящённых  теории построения и развития гипотезы, заключения и списка используемой литературы.

В предлагаемом реферате использованы материалы, авторами которых являются известные учёные А.А. Ивин, А.А.Ерышев, К.И. Кириллов, Б.А. Кулик, А.А. Старченко, Е.А. Хомченко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ.

Гипотезы строятся тогда, когда возникла потребность объяснить  ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки известных ранее научных  теорий или других их объяснений. Вначале  производится анализ каждого отдельного факта, а затем анализ их совокупности. Чтобы подтвердить выдвигаемую гипотезу, проводят дополнительные научные эксперименты или эксперименты в ходе профессиональной практики.

Следующей задачей является синтез фактов и формулировка гипотезы. Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой теориям. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление, конкурирующими являются гипотезы об органическом или неорганическом происхождении нефти и др. При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов и была бы по возможности простой по форме их обоснования.

Гипотеза —  это возникающее в ходе интеллектуальной практики предположение, основу проверки которого составляют выводные операции с последующей истинностной оценкой получаемых следствий. 
Резких границ между предположением как таковым и гипотезой в специальном значении слова нет. Главное различие состоит в относительной сложности исследовательских процедур, направленных на проверку некоторого положения. Иногда к этому добавляют и особое познавательное значение гипотез в отличие от обычных предположений, сопровождающих повседневную практику. В этом смысле гипотеза с полным основанием может быть названа универсальной формой развития науки, предвестником великих открытий, необходимым этапом становления глобальных научных концепций. Гипотезой некогда была идея дискретного (атомного, корпускулярного) строения материи; как гипотеза возникла теория эволюции органического мира; гипотеза лежит в основе открытия европейцами американского континента, обнаружения планеты Нептун и т.д. и т.п. Любая сфера научного познания, в какой бы момент мы ее ни захватили, содержит множество гипотез, относящихся к единичным фактам или к некоторым закономерным связям. В утвердившихся, общепризнанных научных теориях имеется, по общему правилу, множество гипотетических элементов, выраженных в форме проблематичных суждений. С этой точки зрения гипотеза может быть охарактеризована как показатель динамики научного познания, становления нового, связи известного с неизвестным. 
Познавательные процессы, ведущие к возникновению гипотез, различны. 
Гипотезы могут быть итогом более или менее сложных интеллектуальных операций (умозаключений, в которых используются вероятные посылки или/и вероятностные выводные схемы). Иногда гипотезы связаны с попыткой объяснить непосредственно воспринимаемые факты; например, резкое отклонение магнитной стрелки компаса может вызвать предположение о близком расположении большого железорудного массива. Нельзя исключать и связь гипотез с действующими в обществе способами хранения информации и ее передачи по определенным коммуникационным каналам. Многие гипотезы основаны на необходимости проверять сообщения, не обладающие должной степенью достоверности (гипотезы о существовании так называемого снежного человека или чудовища, обитающего в шотландском озере Лох-Несс).

Подобно тому, как  бабочка появляется на свет, пройдя стадию гусеницы, так и теория рождается  первоначально в виде гипотезы.

Построение любой  гипотезы, складывается из трех последовательных этапов. Первый этап — анализ отдельных  фактов и отношений между ними, второй этап — синтез фактов, их обобщение; третий этап — выдвижение предположения.

Анализ фактов

В процессе построения гипотезы, необходимо аналитически исследовать имеющийся фактический материал, т.е. мысленно расчленить его на составляющие и последовательно изучить их. Цель анализа — выделить среди множества фактов такие, которые прямо или косвенно, явно или неявно, близко или отдаленно связаны с явлением или событием.

В процессе анализа важно  выявить у различных фактических  обстоятельств нечто общее. При  этом учитывают, что общий для  многих фактов признак — связь  каждого из них с искомым событием — проявляется каждый раз в специфической форме в зависимости от особенностей каждого конкретного эксперимента.

Например, в юридической  практике, связь отдельных фактов с событием преступления устанавливается  логическим путем. Успешное решение  этой задачи помимо знания техники, тактики и методики оперативной и следственной работы предполагает также овладение искусством логического анализа.

Умозаключения, с помощью  которых анализируют факты, зависят  как от особенностей самих фактов, так и от характера ранее приобретенных знаний.

В процессе анализа используют также информацию о единичных  случаях и фактах, т.е. строят умозаключение  по аналогии, уподобляя одно единичное  явление другому.

В итоге анализ позволяет  выделить из множества исходных обстоятельств fi , f 2, ..., fn конкретные факты fe , f „ ..., fk , прямо или косвенно указывающие на искомое событие.

Обобщение на этом уровне решает важную задачу относимости доказательственного  материала: из множества исследованных  фактов отбирают лишь такие, которые  дают основание для предположения об их связи с явлением, событием.2

Синтез фактов

Новый шаг в логической обработке фактов — это синтез, то есть мысленное объединение аналитически выделенных фактов в единство, при  отвлечении от случайных обстоятельств. Обнаружение зависимости между фактами, временной последовательности их появления позволяют восстановить всю цепь причинной связи, познать те факты, которые лежат в начале этой цепи и которые обусловили появление всех других обстоятельств. Синтез фактических данных в единую систему является основной предпосылкой построения гипотезы.

Выдвижение предположения

Логический механизм выдвижения предположения на основе анализа и синтеза сводится к  следующему. Исходный фактический материал fi , ti ,..., fn анализируют в свете научных и практических обобщений, отделяют существенное от несущественного и синтезируют относящиеся к делу факты в непротиворечивое множество { fe , f „ ..., fk }. Оно выполняет роль эмпирического базиса, который вместе с предшествующими обобщениями (Г) служит предпосылкой для вероятностного заключения о возможной причине Н, объясняющей происхождение этих фактов.

Недостаточная обоснованность означает, что при истинности посылок  заключение может быть как истинным, так и ложным. Степень вероятности  гипотезы определяется при этом степенью ее содержательной обоснованности фактами — Р ( H / F ), где Р — вероятностное значение, Н — гипотеза, F — эмпирические основания гипотезы.3

Важным условием построения плодотворной гипотезы в процессе реализации конкретной научно-исследовательской программы или плодотворной версии является соблюдение принципа объективности исследования. Применительно к построению гипотезы этот принцип истолковывается в двух планах: психологическом и логико-методологическом.

Кириллов В.И., Старченко А.А., Логика., 2001 год, 262 http://sbiblio.com/biblio/archive/kirillov_logika/06.aspx

  1. Там же

 

  1. В психологическом плане объективность означает отсутствие  предвзятости, когда исследователь руководствуется интересами установления истины, а не своими субъективными склонностями, предпочтениями и желаниями. Плохо, когда гипотезу или версию отстаивают потому, что она «своя», а не потому, что она наиболее правдоподобна или вероятна. Рациональный, объективный подход подменяют в этом случае субъективно-психологическим.

2. В логико-методологическом  плане объективность означает  всесторонность исследования с целью установления истины.

Во-первых, при выдвижении гипотезы или версии должен учитываться  весь исходный эмпирический материал. Она должна дать рациональное объяснение всем собранным фактам, не допуская никаких исключений. Если версия строится с учетом лишь части фактов, главным образом согласующихся с выдвинутым предположением, и противоречит другим, то она не может считаться надежной. Будучи односторонней, а значит, и необъективной, такая гипотеза обычно уводит следствие в сторону от истины.

Во-вторых, всесторонность требует построения всех возможных  в конкретных условиях версий. Это  требование диктуется применением  известного в науке метода «множественных гипотез». Поскольку первичный материал в любом эмпирическом исследовании, как правило, бывает неполным, он тем самым дает представление лишь об отдельных звеньях, отдельных зависимостях между явлениями. Чтобы выявить всю цепь взаимосвязей, необходимо предположить все возможные объяснения, т.е. построить ряд версий, по-разному объясняющих неизвестные обстоятельства преступления.

Построить наиболее правдоподобную версию, игнорируя другие, — значит подойти к делу односторонне. Это  грозит тем, что следователь попадает в плен фактов, и если в одних  случаях увлечение одной версией  лишь задерживает расследование во времени, то в других это может привести к судебной ошибке.

Зависимость между фактами  и неизвестной причиной выражает в этом случае всю «сетку возможностей»  и принимает форму разделительного  суждения: обнаруженные факты fe , f „ ..., fp могли быть вызваны H1 , H 2 или Н3.

Условия состоятельности  гипотезы. Гипотеза в науке, как и  версия в судебном исследовании, считается  состоятельной, если удовлетворяет  следующим логико-методологическим требованиям.

1. Гипотеза должна  быть непротиворечивой. Это означает, что предположение Н не должно противоречить исходному эмпирическому базису, а также не должно содержать внутренних противоречий.

2. Гипотеза должна  быть принципиально проверяемой,  а если говорить о судебной  версии, она должна допускать  проверку фактами. Принципиальная непроверяемость гипотезы обрекает ее на вечную проблематичность и делает невозможным превращение в достоверное знание.

  1. Гипотеза считается состоятельной, если она эмпирически и теоретически обоснована. Вероятность гипотезы зависит от степени ее обоснованности и определяется с помощью количественных или качественных оценочных стандартов.
  2. Познавательная, или эвристическая ценность гипотезы определяется ее информативностью, которая выражается в предсказательной и объяснительной силе гипотезы — в ее способности предсказать, — где и как отыскать новые, еще не известные факты и дать им рациональное объяснение.

Степень обоснованности гипотезы можно выразить в терминах логической вероятности Р(Н), которая  принимает условные числовые значения в интервале между 0 и 1, поскольку 0<Р/Н<1.

Если Р(Н) = 1, то гипотеза считается доказанной. Если Р(Н) = О, то гипотеза считается опровергнутой. В случае Р/Н < 1/3 о гипотезе говорят  как о маловероятной; при Р/Н = 1/2 — как о равновероятной, при  Р/Н > 2/3 — как о высоковероятной.

В процессе построения и  подтверждения гипотеза проходит несколько  этапов. Эти этапы можно показать на примере построения одной из гипотез  о Тунгусском метеорите.

1-й этап. Выделение  группы фактов, которые не укладываются  в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

В случае падения Тунгусского  метеорита это были следующие  факты: "Тайга в долине Подкаменной  Тунгуски стояла в солнечном сиянии. Внезапно с неба упал в тайгу огромный шар. Свидетели рассказывают об огненном столбе, который взметнулся с земли. Края огненного столба светились голубым светом и достигали нижних слоев стратосферы. Взрыв сопровождался землетрясением, которое охватило всю Центральную Сибирь. Сейсмические волны были отмечены многими геофизическими станциями мира. Обращает на себя внимание отсутствие в районе катастрофы какого-либо кратера и остатков метеоритной материи."

Информация о работе Построение и развитие гипотезы