Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:37, реферат
Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока. В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.
НА ТЕМУ: Современные направления в логике
Выполнила: студентка 1 курса
Юридического факультета
Специальность «Юриспруденция»
Атанасова Л.А.
План
Введение
1. Современные направления в логике.
1.1 Модальная логика.
1.2 Логика вопросов и ответов (интерогативная).
1.3 Многозначные логики.
Введение
Логика относится к числу
древнейших наук, первые учения которой
о формах и способах рассуждений
возникли еще в цивилизациях Древнего
Востока. В западную культуру принципы
и методы логики вошли главным
образом благодаря усилиям
В конце прошлого - начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений, методы, и наука как бы обрела второе дыхание. Теперь логика - одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий.
Стихийно сложившиеся навыки логически совершенного мышления и научная теория такого мышления совсем разные вещи. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном - о человеческом мышлении - то, что кажется на первый взгляд необычным и без необходимости усложненным. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.
Логика – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Логика, изучающая познающее мышление
и применяемая как средство познания,
возникла и развивалась как философская
наука и в настоящее время
представляет собой сложную систему
знаний, включающую две относительно
самостоятельные науки: логику формальную
и логику диалектическую. Таково общее
понятие о логике как науке. Но
чтобы раскрыть ее предмет, необходимо
рассмотреть все вопросы, один из
них модальность суждений.
1.1 Модальная логика.
Модальная
логика в качестве самостоятельного
направления логического
Модальность – характеристика высказывания с точки зрения нелогических факторов. В зависимости от содержания модальных операторов в современной модальной логике выделяют следующие направления исследований:
1) эпистемическое
2) деонтическое
3) алетическое
Эпистемическая модальность
Эпистемическая модальность- термин происходит от греческого слова «эпистема», означавшего в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания, это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.
Эпистемические, (теоретико-познавательные) модальности, относятся к характеристике знания и выражаются в терминах: «доказуемо», «опровержимо», «неразрешимо», «вероятно», «сомнительно» и т.п. В ходе спора или дискуссии мы можем оценивать, доводы оппонента как убедительные или сомнительные или даже определить степень их вероятности. Подобные модальные понятия дают дополнительную информацию о характере знания, содержащегося в суждении, кроме его истины или лжи. Понятие высказывания зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяющие два эпистемических типа суждений, различающихся основаниями их понятия.
· Первый тип – это основанные на мнениях суждения, выражающие веру.
По эпистемическому статусу вера – это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.
· Второй тип – логически обоснованные суждения, выражающие знание.
Знание, фактор логического воздействия – это принятие суждения как истинного или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение логически вытекает как следствие, где К – модальный оператор, означающий «знание».
По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений: достоверные и проблематичные.
1. Достоверные суждения – это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения. Модальность можно выразить с помощью двух операторов:
· Доказанности (верифицированности) – V.
· Опровергнутости (фальсифицированности) – F.
2. Проблематичные суждения – это суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности. Точно не установить истинность или ложность таких суждений, то они лишь могут быть таковыми. Их и называют: проблематичные, правдоподобные, вероятные.
Обоснованность суждения, выражаемая в соответствующей мотивировке, должна быть ведущим фактором, определяющим формирование субъективной уверенности, без которой также не бывает раскрытия истины.
Деонтическая модальность
Деонтическая модальность – термин заимствован из греческого языка и означает «обязанность», это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.
Деонтические (нормативные) модальности указывают на тип предписываемых в суждении действий и выражаются в терминах: «разрешено», «не разрешено», «обязательно», «безразлично» и др.
Среди предписаний следует выделить нормативные предписания, включающие и нормы права.
Норма права – это официально принятые уполномоченным органом общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде, неисполнение которых влечет применение юридических санкций.
Явно или неявно выраженные в правовой норме компоненты:
· авторитет – орган, установивший норму;
· адресат – лица, которым надлежит исполнять предписание;
· диспозиция – подлежащее исполнению действие;
· деонтическая характеристика нормы – определенный тип предписания;
· санкция – юридические последствия неисполнения предписания.
Наибольший интерес для
· O – обязывание;
· F – запрещение;
· P – разрешение.
В соответствии с деонтическими операторами среди норм права различают:
1. правообязывающие – нормы формируются с помощью слов: «обязан», «должен», «признается» и другие.
2. правозапрещающее – нормы формируются с помощью слов: запрещается, не вправе, не может, не допускается и других.
3. правопредоставляющие – нормы формируют с помощью слов: имеет право, может быть, может применять и других.
Рационально построенная нормативно
– правовая система должна удовлетворять
минимальным модальным
1. непротиворечивость – проявляется в том, что система права исключает деонтически несовместимые нормы.
2. сбалансированность – проявляется в том, что в правовой системе для всякой правопредоставляющей нормы предусмотрена соответствующая ей правообязывающая норма.
3. полнота – означает, что в системе регулируются все предусмотренные в данной предметной области действия и в ней нет нерегулируемых действий.
Алетическая модальность
Алетическая модальность – термин греческого происхождения, означает «истинный», это выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности либо возможности-невозможности информация о логической или фактической детерминированности (обусловленности) суждения.
Существует два способа
1. Логическая модальность – это логическая детерминироанность суждения, истинность или ложность которого определяется структурой, или формой суждения.
К логически истинным (L-и) относятся суждения, выражающие законы логики.
К логически ложным (L-л) – внутренне противоречивые суждения.
Логически истинные суждения вместе с логически ложными (L-и L-л) образуют класс логически детерминированных суждений. Все остальные суждения, истинность или ложность которых не может быть определена исходя из их структуры, составляют класс фактически детерминированных суждений: F-и F-л.
2. Фактическая модальность связана с объективной , или физической детерминированностью суждений, когда их истинность и ложность определяются положением дел в реальной действительности.
К фактически истинным (F-и) относятся
суждения, в которых связь между
терминами соответствует
К фактически ложным (F-л) относятся
суждения, в которых связь между
терминами не соответствует
Объективная устойчивость и интенсивность реальных связей между предметами находит свое выражение в фактической модальности суждений с помощью алетических модальных понятий необходимости и случайности.
Необходимость-случайность. Фактически необходимыми являются суждения, в которых содержится информация о законах науки.
Суждения необходимости могут быть истинными, но они могут быть и ложными. Они составляют класс фактически необходимых суждений. Все остальные фактические суждения относятся к случайным.
Фактически случайные – это суждения, которые не содержат информации о законах науки, а их истинность и ложность определяются конкретными эмпирическими условиями.
Модальные понятия «необходимость»
и «случайность» могут быть эквивалентно
выражены другой парой модальных
понятий – возможность и
Возможность-невозможность. Фактически возможными являются суждения, содержащие информацию о принципиальной совместимости выраженных в субъекте и предикате явлений.
Дополнением к классу фактически возможных суждений является класс фактически невозможных суждений.
Фактически невозможными являются суждения, содержащие информацию о принципиальной несовместимости выраженных в субъекте и предикате явлений.
1.2 Интерагативная логика.
Интерагативная логика – раздел современной символической логики, в которой исследуются логико-семантические (семантика – учение о значениях) свойства вопросно-ответной системы высказывания. Основателем интерагативной логики является немецкий логик Лоренцем.
В интерагативной логике сложились 2 подхода в отношение изучения формы вопросно-ответной системы высказывания:
1) лингвистический.
Согласно этому подходу
2) информационный.
Материалом для формирования
формальных описаний вопросно-