Современные направления в логике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:37, реферат

Описание работы

Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока. В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.

Файлы: 1 файл

Рефервт по логике.docx

— 37.38 Кб (Скачать файл)

Основным  объектом изучения интерагативной логики выступает вопрос. Термин «вопрос» употребляется в 2-х смыслах:

1)  в широком смысле вопрос – форма развития знаний о мире

2)  в логическом смысле вопрос – особая форма мыслей, выражаемых в виде вопросительного высказывания

Для любого вопроса характерна следующая формальная структура, включающая в себя форму  и содержание. Форма вопроса указывает  на построение терминов в самом вопросе. Содержание вопроса указывает на его значение. Вопросы выполняют следующие функции:

  • эпистемологическая (эпистемология – философское учение о знаниях) - вопросы выступают важнейшими средствами для формирования нового знания
  • психологическая - вопросы выступают в качестве средств эмоционального воздействия на убеждения человека
  • систематизирующая – вопросы служат средствами для организации определенной информации.

Виды вопросов:

1)  вопросы делятся на открытые и закрытые. Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа. Закрытый вопрос использует однозначные ответы

2)  вопросы делятся на элементарные и составные

3)  вопросы делятся на важные и второстепенные

Наряду  с вопросами важнейшим объектом изучения интерагативной логики является ответ. Ответ – высказывание, в котором содержится недостающая информация о чем-либо. В структуре ответа выделяют форму и содержание.

В зависимости от формы ответы делятся  на:

  • исчерпывающие
  • неполные

В зависимости от содержания:

  • адекватные
  • неадекватные

Этапы ответа на вопрос:

1)  необходимо определить логическое значение вопроса

2)  необходимо разбить составной вопрос на элементарные

3)  необходимо определить значение терминов, входящих в вопрос

Наряду  с вопросом и ответом в интерагативной логике в качестве объекта изучения выступает спор. В широком смысле спор – ситуация, в которой опровергается чье-либо мнение. В логическом смысле спор – вид диалога, особенность которого состоит в столкновении определенных мнений разных людей, где стороны используют аргументы в поддрежку своих убеждений. В большинстве случаев целью спора является доказательство истинности определенной системы высказываний.

Выделяют следующие виды спора:

1)  дискуссия

2)  полемика

3)  эклектика

4)  софистика

Дискуссия – вид спора, направленного на достижение согласия в отношении определенных утверждений. Важнейшая задача дискуссии состоит в учете всех мнений, высказанных с отношение эти утверждений, благодаря этому учету создаются условия для взаимопонимания. Результатом взаимопонимания должно стать согласие между участниками дискуссии.

Полемика – вид спора, в котором утверждается исключительно собственное мнение выступающих. В ней определяется выбор только тех аргументов, с которыми согласен их автор.

Эклектика – вид спора, в котором участники используют элементы и полемики, и дискуссии, и т.д.

Софистика – вид спора, в котором используется все дозволенные и недозволенные средства для победы над оппонентом. 

 

 

1.3 Многозначная логика 

- совокупность логических систем, опирающихся на принцип многозначности. В классической двузначной логике  выражения при интерпретации  принимают только два значения — «истинно» и «ложно», в М. л. рассматриваются и другие значения, напр. «неопределенно», «возможно», «бессмысленно» и т. п. В зависимости от множества истинностных значений различают конечнозначные и бесконечнозначные логики. М. л.является одним из интенсивно развивающихся разделов логики неклассической. Проблема содержательно ясной интерпретации многозначных систем — наиболее сложная и спорная в М. л. Об этом выразительно говорит, в частности, обилие интерпретаций, предложенных для самой старой из этих систем — трехзначной логики Я. Лукасевича. В соответствии с одной из ее интерпретаций, высказывания должны делиться не просто на истинные и ложные, а на истинные, ложные и парадоксальные. Значение «парадоксально» приписывается высказываниям типа «Данное утверждение является ложным», т. е. тем высказываниям, из допущения истинности которых вытекает их ложность, а их допущения ложности — истинность. Промежуточное значение истолковывалось и как «бессмысленно». К бессмысленным относятся высказывания типа «Наполеон — наибольшее натуральное число» и т. п. Это значение истолковывалось и как «неизвестно» или «неопределенно». Неопределенное высказывание — это высказывание, относительно которого в силу к.-л. (возможно, меняющихся от случая к случаю) оснований нельзя сказать, что оно истинно или ложно. К неопределенным могут относиться, в частности, высказывания, истинностное значение которых является разным в разные моменты времени («Идет дождь»), высказывания с различного рода переменными и т. д. Эти примеры показывают, что одна и та же многозначная система может иметь разные интерпретации, причем «неестественность» некоторых из них вовсе не означает, что столь же «неестественной» будет и каждая иная интерпретация. М. л. не отрицает двузначную логику. Напротив, первая позволяет более ясно понять основные идеи, лежащие в основе второй, и является в определенном смысле ее обобщением. В большинстве М. л.   отсутствуют отдельные законы двузначной логики. В принципе можно построить М. л., в которой не имеет места любой наперед заданный закон двузначной логики. С другой стороны, М. л. таковы, что их законами являются утверждения, не имеющие аналогов в классической логике. Эти факты не препятствуют, однако, рассмотрению М. л. как своеобразного обобщения двузначной логики. Некоторые утверждения, являющиеся логическими законами при допущении двух значений истинности, перестают быть законами при введении некоторых дополнительных значений. Но в этом случае законами М. л. не оказываются и отрицания соответствующих двузначных законов. Напр., в интуиционистской логике не имеют места не только законы исключенного третьего и приведения к абсурду, но и отрицания этих законов. Ни двузначность, ни многозначность не являются прирожденными свойствами человеческого мышления. Решение одних проблем может быть получено в рамках двузначной логики, рассуждение о других может оказаться более успешным, если опирается на тот или иной вариант М. л. Вопрос же о том, какой является формальная логика как особая наука, с точки зрения числа допускаемых значений истинности не имеет смысла. Логика никогда не исчерпывалась и тем более не исчерпывается сейчас одной-единственной логической системой. Вопрос о числе допускаемых значений истинности может возникнуть только при построении отдельных логических систем и при решении отдельных логических проблем. Логика же как совокупность всего огромного числа существующих конкретных логических систем не является, очевидно, ни двузначной, ни многозначной. М. л. существует около полувека. Многие ее проблемы пока не решены или недостаточно исследованы. Тем не менее уже к настоящему времени М. л. нашла большое число приложений, интересных в теоретическом или практическом отношении. Прежде всего открытие М. л. заставило по-новому взглянуть на саму науку логику, ее предмет и используемые ею методы. Оно с особой выразительностью подчеркнуло тот факт, что классическая двузначная логика не является единственно мыслимой и возможной и что современная логика слагается из множества внутренне разнородных логических систем. Многозначные системы более богаты, чем двузначная логика: в первых имеются функции, невыразимые во второй. Так, если в двузначной логике имеются только четыре разные функции от одного аргумента, то в трехзначной логике их уже соответственно двадцать семь. Это послужило основой попыток определить в рамках М. л. такие понятия, которые, будучи взяты сами по себе, не кажутся достаточно ясными и которые неопределимы в двузначной логике. Речь идет прежде всего о модальных понятиях «необходимо», «возможно», «случайно» и т. п. Многозначные системы использовались при построении логики квантовой механики, описывающей логическую структуру языка этой физической теории. В информационно-поисковых системах, являющихся системами записи, хранения и обработки данных, используется обычно естественный язык. Выявление логической структуры инормационного поиска и построение общей теории его имитации логическими средствами требует языка формализованного. Было высказано предположение, что для информационного поиска, в процессе которого нередко встречается ситуация неопределенности, целесообразно использовать М. л

 

Заключение  

Мышление  человека подчиняется  логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.      

Задача логики в том, чтобы научить  человека сознательно  применять законы и формы мышления и на основе этого  логичнее мыслить, правильно  сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык  мыслить “грамотно”, развивает критическое  отношение к своим  и чужим мыслям.     

Логика – необходимый  инструмент, освобождающий  от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе  информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна “любому  специалисту, будь он математик, медик, биолог”. (Анохин Н.К.).

Мыслить логично  – это, значит, мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста.     

Знание логики помогает юристу подготовить  логически стройную, хорошо аргументированную  речь, вскрыть противоречия в показаниях и  так далее. Все  это имеет значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.

 

  

 

Список  литературы

    1. «Логика» - В.И.Кириллов, А.А. Старченко 1995г.
    2. «Логика для юристов» -   Ивлев Ю.  2001г.
    3. «Логика» - Ивин А.А. 2003г.

Информация о работе Современные направления в логике