Сравнение как прием определения понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Определение (или дефиниция) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.
С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов. Так, например, давая определение понятия «трапеция», мы отличаем его от других четырехугольников, например от прямоугольника или ромба.

Файлы: 1 файл

ЛОГИКА контр.раб.docx

— 95.65 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

по дисциплине __Логика____

Тема   

1.Сравнение как прием определения понятий

2.Проведите операцию деления следующих понятий

3. Пользуясь  логическим квадратом, установите  логическое значение

 
 
           
             
           
             
       
             
             
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

  1. Сравнение как прием определения понятий.

 

Определение (или дефиниция) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.

С помощью определения понятий мы в явной форме указываем  на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов. Так, например, давая определение понятия «трапеция», мы отличаем его от других четырехугольников, например от прямоугольника или ромба. «Трапеция — четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие — не параллельны». Приведем еще несколько определений понятий, взятых из школьных учебников, которые принадлежат к двум различным видам определений. «Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами». «Флорой называют видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории». «Естественный отбор — процесс выживания наиболее приспособленных особей, который ведет к преимущественному повышению или понижению численности одних особей в популяции по сравнению с другими».

В явном определении понятие, содержание которого надо раскрыть, называется определяемым понятием [definiendum (дефиниендум), сокращенно Dfd ], а то понятие, посредством которого оно определяется, называется определяющим понятием [definience (дефиниенс), сокращенно — Dfn ] [3].

Если определяется понятие, то определение будет реальным. Если определяется термин, обозначающий понятие, то определение будет номинальным. Из вышеприведенных определений (1) и (4)—это реальные определения, а (2) и (3) — номинальные определения [3].

С помощью номинальных определений вводятся также новые термины, краткие имена взамен более сложных описаний предметов. Например, «навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений».

Путем номинальных определений вводятся и знаки, заменяющие термины. Например, «Конъюнкция обозначается знаками ^ или & », «С — скорость света», «Тангенс угла α обозначается как tg α» и т. д.

В номинальном определении часто раскрывается и этимология того или иного термина. Например, «Термин «философия» происходит от греческих слов «филео» — люблю и «софия» — мудрость, что означает любовь к мудрости (или, как говорили раньше на Руси, любомудрие)».

Для номинальных определений характерно присутствие в их составе слова «называют(ся)». Номинальные определения часто встречаются в учебниках по математике для средней школы. Так, в курсе геометрии встречаются следующие номинальные определения: «Конус называется круговым, если основание его — круг» или «Круглый конус называют конусом вращения» [3].

Определения делятся на явные и неявные. Явные определения — это такие, в которых даны Dfd и Dfn и между ними устанавливается некоторое отношение равенства, эквивалентности. Самое распространенное явное определение — определение через ближайший род и видовое отличие. В нем устанавливаются существенные признаки определяемого понятия.

Примеры. 1. «Правильный многоугольник — многоугольник, у которого все стороны конгруэнтны и все углы равны».

2.  «Барометр — прибор для измерения атмосферного давления».

3.  «Гротеск — один из способов сатирического изображения жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического».

Признак, указывающий на тот круг предметов, из числа которых нужно выделить определяемое множество предметов, называется родовым признаком, или родом. В приведенных примерах родовыми являются понятия «многоугольник», «прибор», «способ сатирического изображения жизни».

Признаки, при помощи которых выделяется определяемое множество предметов из числа предметов, соответствующих родовому понятию, называются видовым отличием. При определении понятия видовых признаков (отличий) может быть один или несколько [3].

К явным определениям понятий относятся и генетические определения. Они часто встречаются в школьных учебниках. Генетическим называется определение предмета путем указания на способ, которым образуется только данный предмет и никакой другой (это его видовое отличие). Генетическое определение является разновидностью определения через род и видовое отличие.

Приведем примеры генетических определений из области химии. 1. Кислотами называются сложные вещества, образующиеся из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов или обмениваться на них. 2. Коррозия  металлов — это окислительно-восстановительный процесс, образующийся в результате окисления атомов металла и перехода их в ионы.

К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности.

В науке сравнение позволяет выявить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: “Тело медузы студенистое, похожее на зонтик”; “Почки - небольшие парные органы, имеющие форму бобов”; “Цветок гороха напоминает сидящего мотылька”. Во всех приведенных сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма.

Американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги (1888-1955) советует избегать в выступлениях избитых, затертых выражений и приводит 12 сравнений для характеристики слова “холодный”. Вот они: “Холодный, как лягушка... как грелка поутру... как шомпол... как гробница... как ледяные вершины Гренландии... как глина... как черепаха... как снежный сугроб... как соль... как земляной червь ... как заря... как осенний дождь” [1].

Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах - и в яркой форме, образно выразить это сходство. Иннокентий Анненский (1855-1909) использует такое сравнение: “Как конь попоною, одет рояль, забытый”. Игорь Северянин (1887-1941) характеризует цветы маргаритки следующими словами: “Их лепестки трехгранные - как крылья, как белый шелк”. И совершенно другую ассоциацию вызывает его сравнение из стихотворения “Ахматова”: “Кровь капает, как розы, изо рта”. Блистательны по силе выразительности сравнения в стихах Николая Гумилева (1886-1921): “Дышала трава, точно шкура вспотевшего льва”. В стихотворении “Каракалла” об императрице он пишет так:

Страстная как юная тигрица,

Нежная, как лебедь сонных вод.

И здесь же совершенно иное сравнение: “Ночные бабочки, как тени, с крыльями жемчужной белизны”.

Артур Конан Дойль, например, описывая в повести “Знак четырех” преследование Холмсом и Уотсоном преступников, пытавшихся ускользнуть на катере по Темзе, прибегает к таким сравнениям: “Теперь мы шли прямо на них. Огонь в топках гудел, мощная машина стучала, как огромное металлическое сердце. Острый, отвесный нос лодки, как ножом, рассекал спокойную воду, посылая влево и вправо две круглые, длинные, тугие волны. В такт машине вся лодка вибрировала и вздрагивала, как живое существо.... Впереди нас бежало по воде темное пятно - это была “Аврора”. Вихрь белой пены за ней свидетельствовал о скорости, с какой она шла” [1].

Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: “как”, “как будто”, “словно” и др.

Различение есть прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.

Приемом, заменяющим определение, является также сравнение, при помощи которого один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета.

С помощью различения устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов. Например, при розыске похищенного имущества важную роль играют особые приметы: монограмма или гравировка на часах и т. д.

“Река - это поистине вечно длящийся карнавал, и всякий месяц она может похвалиться новыми красками” (Р. Эмерсон). “Якорь уже вышел из воды, он висит на цепи, как огромный морской краб” (Т. Тэсс). К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности. В. А. Сухомлинский использовал сравнение мозга ребенка с цветком розы: “Мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, - с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе - к мыслящей материи растущего организма'” [1].

В науке сравнение позволяет выяснить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: “Тело медузы студенистое, похожее на зонтик”, “Почки - небольшие парные органы, имеющие форму бобов”; “Цветок гороха напоминает сидящего мотылька”; “Завязи пестиков шиповника скрыты в разросшемся цветоложе, похожем на бокал”. Во всех приведенных сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма.

Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство. М. Горький использует такое сравнение: “Грубость - такое же уродство, как горб” [1].

Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: “как”, “как будто”, “словно” и др.

Приведем три сравнения людей с животными, которыми пользуется Агата Кристи при характеристике героев в детективном романе “Десять негритят”: “Филипп... двигался легко и бесшумно, как ягуар. И вообще во всем его облике было что-то от ягуара. Красивого хищника - вот кого он напоминал”; “Судья... обвёл глазами собравшихся и, вытянув шею, как разъяренная черепаха, сказал: “Я думаю, настало время нам поделиться друг с другом своими сведениями”; “Прикрытые складчатыми, как у ящера, веками глаза остановились на его лице” [1].

В. Набоков в рассказе “Весна в Фиальте” использует такиеинтересные сравнения: “...Елки молча торговали своими голубоватыми пирогами”; “...Кто-то, спасаясь, падая, хрустя, хохоча с запышкой, влез на сугроб, побежал, охнул сугроб, произвел ампутацию валенка”; “...Точно женская любовь была родниковой водой, содержащей целебные соли, которой она из своего ковшика охотно поила всякого, только напомни” [1].

Артур Конан Доил в одном предложении использует сразу три приема, заменяющие определение (приводит описание, характеристику и ряд сравнений): “Стоит мне и теперь закрыть глаза, Мари встает передо мной: щеки смуглые, как лепестки мускатной розы; взгляд карих глаз нежен и в то же время смел; волосы черные, как смоль, будят волнение в крови и в стихи просятся; а фигурка -точно молодая березка на ветру”.

 

 

  1. Проведите операцию деления следующих понятий

государство, звезда, занятие, система, болезнь, экзамен, логический союз, население земного шара, одежда, часы, язык, акция, клетка, устройство, закон, город, лекарство, экономика, наука, искусство, религия, литература.

 

Система: государство, занятие, система, логический союз, язык, устройство, закон, экономика.

Предмет: звезда, одежда, часы,  клетка, устройство, лекарство.

 

Области деятельности: экономика, наука, искусство, религия, литература.

 

Понятие: государство, звезда, занятие, система, болезнь, экзамен, логический союз, население земного шара, одежда, часы, язык, акция, клетка, устройство, закон, город, лекарство, экономика, наука, искусство, религия, литература.

 

Процесс во времени: занятие, болезнь, экзамен, акция.

 

Общество: население земного шара, закон, город, экономика, наука, искусство, религия, литература.

 

Медицина: болезнь, лекарство.

 

Образование: занятие, система, экзамен, логический союз, часы, язык, устройство, закон, экономика, наука, искусство, религия, литература.

 

 

 

3. Пользуясь логическим  квадратом, установите логическое  значение:

1.1. А, I, О, если Е – истинно.

1.2. А, Е, I, если O – истинно.

1.3. А, Е, О, если I – ложно.

 

Рис. 1. Логический квадрат

 

I. Начнем с отношения подчинения. В отношении подчинения находятся  суждения типа A и I, E и O. При этом  суждения A и E называются подчиняющими, а суждения I и O – подчиненными. Отношение  подчинения имеет место тогда, когда при истинности подчиняющего  суждения подчиненное всегда  истинно, но не наоборот. Например, если суждение ォВсе лебеди – птицыサ истинно, то и суждение Некоторые лебеди – птицы тоже истинно. Однако если суждение Некоторые тексты имеют стихотворную форму истинно, то суждение. Все тексты имеют стихотворную форму ложно. Когда частное суждение ложно, то подчиняющее его общее суждение обязательно ложно, например: Некоторые рыбы – млекопитающие – ложное частноутвердительное суждение; Все рыбы – млекопитающие – ложное подчиняющее его общеутвердительное суждение. Если же общее суждение ложно, то подчиненное ему частное суждение может быть как истинным, так и ложным, например: Ни одна птица не летает – ложное общеотрицательное суждение; Некоторые птицы не летаю – истинное подчиненное ему частноотрицательное суждение.

Информация о работе Сравнение как прием определения понятий