Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:04, контрольная работа
Определение (или дефиниция) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.
С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов. Так, например, давая определение понятия «трапеция», мы отличаем его от других четырехугольников, например от прямоугольника или ромба.
Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление – профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
2.2.Виды бюджетного дефицита
Различают следующие виды бюджетного дефицита (профицита):
1)Фактический бюджетный дефицит – фактическое, зафиксированное статистикой сальдо бюджета;
2)Бюджетный дефицит полной занятости – это дефицит, рассчитанный на предложении, что экономика находиться в состоянии долгосрочного равновесия (т.е. своего естественного уровня). Структурный дефицит представляет собой разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости;
3) Циклический дефицит – дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений. Его величина равна разнице между величиной фактического и структурного дефицита (излишков).
Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик, они накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.
Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг - совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Долговые обязательства государства могут быть как явными, так и неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Они подлежат четкому планированию, имеют известный график обслуживания и погашения. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, государственные гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности. Однако, на практике важно учитывать все компоненты задолженности государства, поскольку с каждым из них связаны определенные расходы и риски.[13]
Государственный долг можно подразделить на две группы: внутренний долг и внешний. Внутренний долг - это всевозможные обязательства перед различными субъектами внутри самого государства, обычно выражается в рублях. Внешний долг - обязательства перед другими государствами, международными организациями и прочими иностранными субъектами, выражается в валюте.
Государственный долг имеет возможные негативные последствия:
1. Для оплаты долга государство
увеличивает налоговое бремя
населения. Это может привести
к снижению активности среди
предпринимательства и к
2. Если долг будет увеличиваться и увеличиваться - это может привести к разорению всей нации.
3. При увеличении долга
4. Существует опасность, что возросший
внешний долг будут вынуждены
выплачивать наши следующие
5. Высокий внешний долг снижает
авторитет страны на
6. Выплаты по внешним долговым
обязательствам могут привести
к заметному понижению уровня
жизни населения и к
В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет.[6]
Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. Качество жизни – это категория, отражающая объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида.
В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др[13]
Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни — получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе.
3.2. Показатели качества жизни населения.
Показателями качества жизни населения являются:
Таким образом, выделяют различные показатели и индикаторы, при помощи которых можно подробно охарактеризовать качество жизни.
Исследования дают основание полагать, что экономическая категория «качество жизни населения» может быть определена как «сформировавшаяся в массовом сознании, обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения». Данные характеристики можно рассмотреть при помощи семи интегральных свойств качества жизни:
1. Качество населения, интегрирующее
такие его свойства, как способность
к воспроизводству (рождаемость, смертность,
заболеваемость, инвалидность, ожидаемая
продолжительность жизни и т.п.
3. Условия жизни населения. Понятие «условия жизни» включает в себя характеристики жилищных условий, обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры, использования свободного времени, социальной и географической мобильности и т.п.
4. Информированность населения, характеризующая
доступность к средствам
5. Социальная безопасность (или качество социальной сферы), отражающая условия труда, социальное обеспечение и социальную защиту, физическую и имущественную безопасность.
6. Качество окружающей среды (или
качество экологической ниши), аккумулирующее
данные о загрязнении
7. Природно-климатические
В конечном счете, категорию «качество жизни» можно свести к семи интегральным свойствам, изложенным выше, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.