Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:30, контрольная работа
В процессе познания действительности мы приобретаем новые знания. Некоторые из них– непосредственно, в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Но большую часть знаний мы получаем путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредствованными, или выводными.
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Дисциплина «Логика»
Тема «Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений»
Группа ЮЗ-18
Направление «Юриспруденция»
Таланова И.Б.
___________________________
Научный руководитель
Ст. преп. Иванкович Л.Б.
___________________________
Тверь 2013
1. Умозаключение - как форма логического мышления
В процессе познания действительности мы приобретаем новые знания. Некоторые из них– непосредственно, в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Но большую часть знаний мы получаем путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредствованными, или выводными.
Логической формой получения выводных знаний является умозаключение.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми мы располагаем и пользуемся в процессе своей жизнедеятельности, - непосредственные и опосредственные.
Непосредственные знания - это те, которые получены нами с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Таковы, например знания выраженные суждениями типа "трава зеленная", "снег бел", "небо голубое", "цветок пахнет", "птицы поют". Они составляют значительную часть всех наших знаний в процессе отражения объективного мира сознанием человека и служат их базой.
Однако далеко не обо всем на свете мы можем судить непосредственно. Например, никто никогда не наблюдал, что в районе Москвы некогда бушевало море. А знание об этом есть. Оно получено из других знаний. Дело в том, что в Подмосковье обнаружены большие залежи белого камня. Он образовался из скелетов бесчисленных мелких морских организмов, которые могли накапливаться лишь на дне моря. Так был сделан вывод о том, что примерно 250-300 млн. лет назад Русскую равнину, на которой расположена и Московская область, заливало море. Подобные знания, которые получены не прямо, непосредственно, а опосредственно, т.е. путем выведения из других знаний, называются опосредственными (или выводными). Логической формой их приобретения и служит умозаключение. В самом общем виде под ним разумеется форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание.
Существование такой формы в нашем мышлении, как и понятия и суждения, обусловлено самой объективной действительностью. Если в основе понятия лежит предметный характер действительности, а в основе суждения - связь (отношение) предметов, то объективную основу умозаключения составляет более сложная взаимная связь предметов, их взаимные отношения. Так если один класс предметов (А) входит целиком в другой (В), но не исчерпывает его объема, то означает необходимую обратную связь: более широкий класс предметов (В) включает в себя менее широкий (А) как свою часть, но не сводится к нему. Это видно из схемы:
В
А
А
В
Например: "Все ученые - умные люди", это означает: "Некоторые умные люди-ученые". Или более сложный случай взаимосвязи предметов мысли: если один класс предметов (А) входит в другой (В), а этот, в свою очередь, входит в третий (С), то отсюда следует, что первый (А) входит в третий (С). На схеме:
В
С
В
С
А
А
Пример: "М.Ломоносов - ученый, а все ученые умные люди, то М.Ломоносов - умный человек".
Такова объективная возможность умозаключений: - это структурный слепок с самой действительности, но в идеальной форме, в форме структуры мысли. А их объективная необходимость, как и понятий и суждений, тоже связана со всей практикой человечества. Удовлетворение одних потребностей людей и возникновение на этой основе других требует прогресса общественного производства, а он, в свою очередь, немыслим без прогресса знаний. Необходимым связующим звеном в осуществлении этого прогресса и выступают умозаключения как одна из форм перехода от известных знаний к новым.
Роль умозаключений и их структура. Умозаключения весьма распространенная форма, используемая в научном и повседневном мышлении. Эти определяется их роль в познании и практике людей. Значение умозаключений людей состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные комплексы - мыслительные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания.
Вместе с понятиями
и суждениями умозаключения преодолевают
ограниченность чувственного познания.
Они оказываются незаменимыми там,
где органы чувств бессильны в
постижении причин и условий возникновения
какого либо предмета или явления, его
сущности и форм существования, закономерностей
развития и т.д. Они участвуют
в образовании понятий и
На каждом шагу умозаключения производятся в повседневной жизни. Так выгляну в окно утром и, заметив мокрые крыши домов, мы делаем вывод о прошедшем ночью дожде. Наблюдая вечером, багрово-красный закат, мы предполагаем на завтра ветреную погоду.
Умозаключение - целостное мыслительное образование, оно подобно тому как, например, вода, будучи целостным, качественно определенным агрегатным состоянием вещества, разлагается на химические элементы - водород и кислород, находящихся в определенном между собой соотношении, так и всякое умозаключение имеет свою структуру. Она обусловлена природой этого мышления и ее ролью в познании и общении. В структуре умозаключения различаются два основных более или менее сложных элемента: посылки (одна или несколько) и заключение, между которыми также существует определенная связь.
Посылки - это исходное и притом уже известное, знание, служащее основанием умозаключения.
Заключение - производное, притом новое, полученное из посылок и выступающее их следствием.
Вывод - логический переход
от посылок к заключению. Это связь
между посылками и
Мы уже рассматривали,
какую роль играют умозаключения
в образовании понятий и
Аналогично обстоит дело и с понятиями - терминами умозаключения: одно и тоже понятие может выступать, то в роли субъекта, то в роли предиката посылки или заключения, то в роли посредствующего звена между ними. Так осуществляется бесконечный процесс познания.
Подобно всякому суждению,
заключение может быть истинным и
ложным. Но, то и другое определяется
здесь непосредственно
Заключение будет истинным
при наличии двух необходимых
условий: во-первых, должны быть истинными
исходные суждения - посылки умозаключения;
во-вторых, в процессе рассуждения
следует соблюдать правила
Например:
Все художники тонко чувствуют природу.
И.Левитан - художник.
И.Левитан - тонко чувствует природу.
А -И.Левитан,
В - художники
С - тонко чувствующие люди
А
В
С
А
И наоборот, заключение может быть ложным, если:
1) хотя бы одна из посылок ложна
2) строение умозаключения неправильное.
Пример:
Все свидетели правдивы.
Сидоров - свидетель.
Сидоров - правдив.
Здесь одна из посылок ложная,
вот почему определенного вывода
сделать нельзя. А о том, насколько,
важно правильное строение умозаключения,
свидетельствует известный в
логике шутливый пример, когда из обеих
известных посылок вывод
Все дикари носят перья.
Все женщины носят перья
Все женщины - дикари
О том, что определенный вывод при подобной конструкции умозаключения невозможен, свидетельствует круговая схема.
С
А
В
А
А
А - женщины
В - дикари
С - носящие перья
А
Из ложных посылок или при неправильном строении умозаключения истинный вывод может получиться чисто случайно.
Например:
Стекло не проводит электричество.
Железо не стекло.
Железо проводит электричество.
При подобном строении умозаключения достаточно поставить вместо "железо" "резина", чтобы понять случайность верного вывода. Связь между посылками и заключением должна быть не случайной, а необходимой, однозначной, обоснованной, одно должно действительно следовать, вытекать из другого. Если же связь случайна или многозначна в отношении вывода, как говорят при обмене квартир "возможны варианты", то такой вывод делать нельзя, иначе неизбежна ошибка.
2. Виды умозаключений
Обозревая практику мышления
можно обнаружить великое множество
самых разнообразных видов и
разновидностей умозаключений, но можно
выделить три основных фундаментальных
типа умозаключения, классифицирующиеся
по направленности логического следования,
т.е. по характеру связи между
знанием различной степени
Дедукция (от латинского deductio - "выведение") - это умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.
Правила дедуктивного
вывода определяются
Пример:
Все металлы проводят электричество.
Медь - металл.
Медь проводит электричество.
Индукция (от латинского inductio - "наведение") - это умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.
Основная функция индуктивных выводов в процессе познания - генерализация, т.е. получение общих суждений. По своему содержанию и познавательному значению эти обобщения могут носить различный характер - от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы. В зависимости от полноты и закономерности эмпирического исследования различают два вида индуктивных умозаключений: полную индукцию и неполную индукцию.
Пример: определив, что каждый металл проводит электричество, можно сделать вывод: "Все металлы проводят электричество".
Традукция (от латинского traductio - "перевод", "перемещение", "перенос") - это умозаключение по аналогии, то есть вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом.
Умозаключению по аналогии всегда предшествует операция сравнения двух объектов, которая позволяет установить сходства и различия между ними. При это для аналогии требуются не любые совпадения, а сходства в существенных признаках при не существенности различий. Именно такие сходства служат для уподобления двух материальных или идеальных объектов.
В качестве примера можно привести в истории физики о механизмах распространении звука и света, когда их уподобили движению жидкости. На основе этого возникли волновые теории звука и света. Объектами уподобления в этом случае были жидкость, звук и свет, а переносимым признаком волновой способ их распространения.
3. Непосредственные умозаключения
Непосредственные умозаключения - это такие умозаключения, которые делаются из одной посылки, полученное посредством преобразования некоторого суждения. К ним относятся:
1) превращение
2) обращение
3) противопоставление предикату
Информация о работе Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений