Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:16, контрольная работа
Рассмотрим две темы: аналогия и гипотеза. Аналогия — понятие, известное еще греческим и средневековым мыслителям. В древние времена было замечено, что уподобляться друг другу, соответствовать и быть сходными по свойствам могут не только предметы, но и отношения между ними. Аналогия отношений, например, в умелых руках может стать средством глубоких, опережающих свое время прозрений или ярких, поэтических образов, заставляющих увидеть мир в новом свете и в необычном ракурсе.
Мышление человека не знает иных способов логической обработки эмпирического материала и проникновения в сущность вещей, кроме гипотезы.
Введение.
1. Умозаключение по аналогии.
1.1. Сущность умозаключения по аналогии.
1.2. Правила умозаключения по аналогии.
1.3. Аналогия и моделирование.
1.4. Логическая природа и роль гипотезы.
1.5. Построение и проверка гипотезы.
Заключение.
Список источников и литературы.
Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает. Гипотеза — это предположительно новое знание (его истинность или ложность требуется доказать), полученное путем экстраполяции старого знания и в то же время порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание.
По логической природе
гипотеза есть умозаключение, в котором
одна или несколько посылок
Напротив, экспериментальное
опровержение следствий из гипотезы
считается опровержением и
Гипотеза намечает новые пути в науке, направляет развитие творческой мысли, ведет от незнания к знанию и этим способствует научному предвидению. Гипотеза применяется как при познании общих причинных связей и закономерностей, так и при установлении причинно-следственных отношений между отдельными явлениями. Ее используют не только в научных исследованиях, но и в процессе объяснения конкретных фактов и событий, например в практической работе менеджера, в его познавательно-планирующей деятельности. Управление персоналом — творческий процесс. Менеджер, стоящий во главе подразделения, не только применяет запрограммированные ранее регулятивные воздействия, но и вырабатывает в сложной обстановке новые решения и проводит их в жизнь. Этот процесс как специфически опосредованный вид конструктивной деятельности можно назвать оперативным мышлением. Оно предполагает быструю ориентацию в любой нестандартной ситуации, умение использовать аналогию, строить гипотезы с учетом всех факторов динамики менеджмента и бизнеса. Для этого нужны основательная профессиональная подготовка, широкий кругозор и высокая культура логического мышления.
1.5. Построение и проверка гипотезы.
В своем развитии гипотеза проходит ряд ступеней. Прежде всего в ней выдвигается основное предположение о том, что ищут в поиске. Это сделать нелегко, учитывая, что такое предположение должно быть в какой-то степени вероятным. В процедуре выдвижения основного предположения большое значение имеют общая и специальная эрудиция исследователя, глубина понимания им обсуждаемой области знаний, свойственное ему творческое мышление, умение сравнивать, анализировать, использовать аналогии и, конечно же, воображение и интуиция.
Выдвижением основного предположения развитие гипотезы не ограничивается, необходимо это предположение обосновать, т. е. пройти вторую ступень движения гипотезы. Обосновать гипотезу — значит показать, что основное ее предположение выдвинуто не случайно, а опирается на ряд теоретических и иных соображений, что другие предположения менее вероятны или совсем невероятны.
Третья стадия развития гипотезы — проверка ее как теоретическая, так и практическая.
Проверка гипотезы означает установление ее истинности либо ложности, соответствия либо несоответствия действительности.
Удачно, на наш взгляд, рассматривает логику построения и развития гипотезы на примере формирования современных представлений о структуре атома Е. Хоменко. "В процессе исследования эффекта излучения радиоактивных веществ, — пишет он, — Э. Резерфорд установил, что альфа-частицы свободно проходят через тонкую фольгу и лишь некоторые из них отклоняются на большие углы. Атом представляется как бы пустым, и лишь в центре его находится положительно заряженное ядро, столкновение с которым вызывает резкое отклонение альфа-частиц". Это открытие совершенно изменило взгляды на строение атома. Опытные данные позволили Э. Резерфорду в 1911 г. с помощью метода аналогии выдвинуть гипотезу (модель) планетарного строения атома. Это первое предположение еще не выходило за рамки классической механики, однако сыграло большую конструктивную роль в развитии новой физики.
Второй этап в логике развития гипотезы — дедуктивное выведение следствий из допущенной причины и сопоставление их с опытными фактами.
Здесь происходит опытная проверка гипотезы и одновременно ее развитие, научное оформление и уточнение в качестве предположения о причине явления. Достигается это путем выведения следствий, вытекающих из предполагаемой причины, и критического сопоставления их с действительными отношениями и свойствами изучаемого круга явлений.
Так, выводы из гипотезы Э. Резерфорда о планетарном строении атома сопоставили сданными опыта, с реальной действительностью. Из гипотезы следовало, что вращающиеся вокруг ядра атома электроны по законам классической механики и электродинамики должны были терять свою кинетическую энергию и падать на ядро. В действительности же атом нейтрален, а в сочетании с электронами представляет собой довольно устойчивую систему. Получилось расхождение, требовавшее уточнения самой гипотезы.
Третий этап логического становления гипотезы приводит в результате тщательной проверки к ее подтверждению или опровержению.
Неподтвержденная гипотеза либо видоизменяется, либо заменяется новой, более обоснованной. В рассматриваемом примере, чтобы согласовать гипотезу Э. Резерфорда с реальными фактами, Н. Бор в 1915 г. дополнил ее квантовым условием — предположением, что электроны двигаются вокруг ядра атома не по любым орбитам, а только по несущим энергию, равную целому числу квантов. В этом случае электрон не теряет своей энергии, атом остается устойчивым и нейтральным. Правда, дальнейшее изучение строения атома показало, что и уточненная гипотеза Резерфорда — Бора не полностью согласуется с опытом (в основном она оставалась механической моделью) и должна была уступить место квантово-волновой модели атома.
Интересны особенности взаимоотношений и переписки этого периода между Н. Бором и Э. Резерфордом. Они показывают, в частности, как дух творческих исканий, царивший в школе Э. Резерфорда, когда ученики нередко "опровергали" учителей, способствовал разработке новых идей и представлений. По прибытии в Манчестер Н. Бор предполагал заняться экспериментальной работой. Но Э. Резерфорд сумел разглядеть незаурядные теоретические способности своего ученика и посоветовал ему сосредоточиться на исследовании теоретических проблем. И хотя ученик вскоре "опроверг" своего учителя, между ними на всю жизнь сохранились дружеские отношения, а Н. Бор называл Э.
Резерфорда своим "вторым отцом".
Современная атомистика
обогатилась еще более
Заключение
Итак, мы видим, что научный поиск предполагает два момента: постановку проблемы и формулировку гипотезы. При благоприятном исходе, т. е. при подтверждении гипотезы, поиск завершается открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию поиска.
Таков ход мысли в
процессе построения, развития и проверки
каждого гипотетического положе
Список источников и литературы:
1. Гепшапови А. Д. Учебник по логике. — М., 1995. —С. 164-179,202-213.
2. Гулепко В. В., Молодцов А. В. Соционикадля руководителя. Кн.1. Введение в соционику. — К.: МЗУУП, 1993. — С. 22-31.
3. Диалектика процесса познания. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — С. 251-267.
4. Жеребкип В. Е. Логика: Учеб. пособие. — Харьков: Изд-во Харьков, унта, 1968. — С. 205-213, 238-253.
5. Ивип А. А. Искусство правильно мыслить. — М.: Просвещение, 1990. — С. 180-190.
6. Кириллов В. И., Старчепко А. А. Логика: Учебник для юрид. вузов. — М., 1995. —С. 187-199,238-254.
7. Кондаков Н. И. Логический словарь. — М.: Наука, 1971. — С. 29-32, 103-105.
8. Лук А. Н. Мышление и творчество. — М.: Политиздат, 1976. — С. 99-141.
9. Марценюк С. П. Логіка: Курс лекцій. — К., 1993. — С. 150-173.
10. Мир философии. Книга для чтения. — М., 1991. — Ч. 1. — С. 478-658.
11. Руденко К. Ф. Логика. — К., 1976.
12. Хоменко Е. А. Логика: Учеб. пособие. — М., 1971. — С. 145-162.