Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:41, методичка
Целью дисциплины является рассмотрение методологических основ стратегического менеджмента, усвоение базовых категорий стратегического менеджмента, получение учащимися базовых знаний в области стратегического управления организацией. К числу локальных задач курса необходимо отнести: изучение основных понятий стратегического менеджмента, систематизация существующих подходов к стратегическому менеджменту, рассмотрение генезиса стратегических концепций, анализ сложившихся в теории и практике методов стратегического управления.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ОДОБРЕНО на заседании кафедры менеджмента (протокол №1 от 5 сентября 2011 года) |
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной ____________О.В. Челомбицкая _____________________2011 год |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
по специальности 080507.65
«Менеджмент организации»
Формы обучения:
очная, заочная
Составитель: Репина Е.А.
Ростов-на-Дону
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Репина Е.А.
Стратегический менеджмент: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2011. 63 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.
Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507.65. «Менеджмент организации».
Печатается по решению кафедры.
Протокол № 1 от 5 сентября 2011 г.
Целью дисциплины является рассмотрение методологических основ стратегического менеджмента, усвоение базовых категорий стратегического менеджмента, получение учащимися базовых знаний в области стратегического управления организацией. К числу локальных задач курса необходимо отнести: изучение основных понятий стратегического менеджмента, систематизация существующих подходов к стратегическому менеджменту, рассмотрение генезиса стратегических концепций, анализ сложившихся в теории и практике методов стратегического управления.
Основные задачи дисциплины: сформировать представления об особенностях стратегического управления предприятием или организацией в условиях нестабильной, быстро изменяющейся внешней среды; приобрести теоретические знания и практические навыки по определению возникающих возможностей и по оценке угроз предприятию, исходя из анализа внешней среды и особенностей (сильных и слабых сторон) предприятий; выработать умение формулировать миссию и цели предприятия на основе стратегического анализа; изучить возможные варианты стратегий, методы разработки стратегических альтернатив и выбора конкретной стратегии предприятия или организации; сформировать практические навыки разработки мероприятий по реализации стратегии с учетом возможности сопротивления изменениям; изучить методы стратегического контроля и разработки систем контроля реализации стратегии.
Формы проведения занятий: основной формой ведения занятий при первичном знакомстве с материалом выступают лекции. Решение задач закрепления и усвоения материала решается преимущественно проведением практических занятий, на которых анализируются конкретные практические ситуации, обобщаются эмпирические результаты в форме методологических обобщений.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование темы |
Количество часов | |||
Очная форма обучения |
Заочная форма обучения | ||||
Лекции |
Семинары |
Лекции |
Семинары | ||
1 |
Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Стратегия предприятия, стратегическое управление |
4 |
2 |
1 |
1 |
3 |
Формирование стратегических целей и стратегии предприятия |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Ситуационный анализ внешней среды |
4 |
2 |
1 |
1 |
5 |
Стратегический потенциал организации |
2 |
2 |
1 |
0 |
6 |
Разработка стратегии организации |
2 |
2 |
1 |
0 |
7 |
Классификация стратегии организации |
4 |
2 |
1 |
0 |
8 |
Стратегический маркетинг |
4 |
2 |
1 |
0 |
9 |
Разработка функциональных стратегий. Стратегия и техническая политика предприятия. |
2 |
2 |
0 |
0 |
10 |
Корпоративные (портфельные стратегии) |
2 |
2 |
0 |
0 |
11 |
Аналитические методы и модели разработки портфельных стратегий |
2 |
2 |
0 |
0 |
12 |
Реализация стратегии |
2 |
2 |
0 |
0 |
13 |
Стратегия внешнеэкономической деятельности. |
2 |
2 |
0 |
0 |
14 |
Стратегический контроль. |
2 |
2 |
0 |
0 |
15 |
Курсовая работа |
0 |
8 |
0 |
4 |
Лекции и семинары |
36 |
36 |
8 |
8 | |
Всего аудиторных часов |
72 |
16 | |||
Самостоятельная работа |
72 |
128 | |||
Всего часов |
144 |
144 | |||
Итоговая форма контроля |
экзамен |
экзамен |
4. Тематический план изучения дисциплины
(методические рекомендации преподавателю и студенту)
4.1. Содержание тем дисциплины
Тема 1. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности*1
Стратегические проблемы развития производства. Становление стратегического менеджмента. Условия возникновения теории стратегического менеджмента. Этапы становления стратегического менеджмента. Бюджетирование и контроль. Долгосрочное планирование. Стратегическое планирование. Стратегический менеджмент. Понятие стратегии. Процесс стратегического менеджмента. Преимущества использования на практике стратегического менеджмента.
Контрольные вопросы
Тема 2. Стратегия предприятия, стратегическое управление
Понятие стратеги предприятия. Подходы к определению стратегического менеджмента. Подход с точки зрения анализа окружения. Подход с точки зрения целей и средств. Деятельностный подход. Функции стратегического менеджмента. Принципы стратегического менеджмента. Различия стратегического и оперативного менеджмента. Различие стратегического и долгосрочного управления. Стратегия и организационная структура.
Контрольные вопросы
Тема 3. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия
Миссия организации. Разработка стратегического видения и миссии организации. Понятие и определение бизнеса. Определение сферы деятельности. Формулирование миссий для функциональных подразделений.
Цели организации. Установление целей организации. Управленческая ценность установленных целей. Понятия и виды целей. Направления установления целей. Иерархия целей. Цели роста. Требования к целям. Фазы установления целей. Способы установления целей.
Контрольные вопросы
Тема 4. Ситуационный анализ
Понятие внешней среды организации. Внешняя среда прямого воздействия. Влияние среды прямого воздействия на стратегию организации. Особенности внешней среды прямого воздействия. Потребители. Поставщики. Конкуренты. Анализ среды прямого воздействия. Понятие внешней среды косвенного воздействия. Влияние среды косвенного воздействия на стратегию организации. Особенности внешней среды косвенного воздействия. Социальные факторы. Экономические факторы. Политические факторы. Международные факторы. Технологические факторы. Анализ внешней среды косвенного воздействия. PEST анализ.
Контрольные вопросы
Тема 5 .Стратегический потенциал организации
Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации. Ресурсы организации. Финансовые ресурсы организации. Производство, операции и технические аспекты. Трудовые ресурсы. Сбытовая деятельность. Исследования и разработки. Стратегическая значимость ключевых элементов организации. Этапы процесса оценки преимуществ и недостатков. Использование ресурсов. SNW –анализ. SWOT- анализ.
Контрольные вопросы
Тема 6. Разработка стратегии организации
Этапы модели стратегического менеджмента. Изучение рынка. Сбор информации. Эмпирические исследования. Видение долговременных перспектив. Стратегические альтернативы. Методы выбора стратегии. Критерии правильности выбора стратегии. Оценка осуществимости стратегии. Направления оценки стратегии. Элементы эффективной системы оценки. Критерии оценки стратегии. Трудности при оценке стратегии. Оптимизация использования ресурсов. Осуществление стратегии и контроль.
Контрольные вопросы
Информация о работе Управление внешнеэкономической деятельностью на международной арене