Управление внешнеэкономической деятельностью на международной арене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:41, методичка

Описание работы

Целью дисциплины является рассмотрение методологических основ стратегического менеджмента, усвоение базовых категорий стратегического менеджмента, получение учащимися базовых знаний в области стратегического управления организацией. К числу локальных задач курса необходимо отнести: изучение основных понятий стратегического менеджмента, систематизация существующих подходов к стратегическому менеджменту, рассмотрение генезиса стратегических концепций, анализ сложившихся в теории и практике методов стратегического управления.

Файлы: 1 файл

Кузнецов Б. Т. Стратегический менеджмент. М.- Юнити, 2007. 14 Ма.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

ОДОБРЕНО

на заседании кафедры  менеджмента

(протокол №1 от 5 сентября 2011 года)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной  
и воспитательной работе

____________О.В. Челомбицкая

_____________________2011 год


 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

по  специальности 080507.65

«Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

Формы обучения:

очная, заочная

 

 

Составитель: Репина Е.А.

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репина  Е.А.

Стратегический  менеджмент: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2011. 63 с.

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.

Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507.65. «Менеджмент организации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается по решению  кафедры.

Протокол № 1 от  5 сентября 2011 г.

Общие сведения о дисциплине

Учебная программа дисциплины «Стратегический менеджмент» разработана для студентов, обучающихся по специальности 080507.65  «Менеджмент организации»

Целью дисциплины является рассмотрение методологических основ стратегического менеджмента, усвоение базовых категорий стратегического менеджмента, получение учащимися базовых знаний в области стратегического управления  организацией. К числу локальных задач курса необходимо отнести: изучение основных понятий стратегического менеджмента, систематизация существующих подходов к стратегическому менеджменту, рассмотрение генезиса стратегических концепций, анализ сложившихся в теории и практике методов стратегического управления.  

Основные  задачи дисциплины: сформировать представления об особенностях стратегического управления предприятием или организацией в условиях нестабильной, быстро изменяющейся внешней среды; приобрести теоретические знания и практические навыки по определению возникающих возможностей и по оценке угроз предприятию, исходя из анализа внешней среды и особенностей (сильных и слабых сторон) предприятий; выработать умение формулировать миссию и цели предприятия на основе стратегического анализа; изучить возможные варианты стратегий, методы разработки стратегических альтернатив и выбора конкретной стратегии предприятия или организации; сформировать практические навыки разработки мероприятий по реализации стратегии с учетом возможности сопротивления изменениям; изучить методы стратегического контроля и разработки систем контроля реализации стратегии.

     Формы проведения занятий: основной формой ведения занятий при первичном знакомстве с материалом выступают лекции. Решение задач закрепления и усвоения материала решается преимущественно проведением практических занятий, на которых анализируются конкретные практические ситуации, обобщаются эмпирические результаты  в форме методологических обобщений.

Учебно-тематический план

Наименование  темы

Количество  часов

Очная форма  обучения

Заочная форма обучения

Лекции

Семинары

Лекции

Семинары

1

Стратегические  проблемы развития производства и структура  промышленности.

2

2

1

1

2

Стратегия предприятия, стратегическое управление

4

2

1

1

3

Формирование  стратегических целей и стратегии  предприятия

2

2

1

1

4

Ситуационный анализ внешней среды

4

2

1

1

5

Стратегический потенциал организации

2

2

1

0

6

Разработка стратегии организации

2

2

1

0

7

Классификация стратегии организации

4

2

1

0

8

Стратегический  маркетинг

4

2

1

0

9

Разработка  функциональных стратегий. Стратегия  и техническая политика предприятия.

2

2

0

0

10

Корпоративные (портфельные стратегии)

2

2

0

0

11

Аналитические методы и модели разработки портфельных  стратегий

2

2

0

0

12

Реализация  стратегии

2

2

0

0

13

Стратегия внешнеэкономической  деятельности.

2

2

0

0

14

Стратегический  контроль.

2

2

0

0

15

Курсовая работа

0

8

0

4

Лекции и  семинары

36

36

8

8

Всего аудиторных часов 

72

16

Самостоятельная работа

72

128

Всего часов

144

144

Итоговая форма  контроля

экзамен

экзамен


4. Тематический  план изучения дисциплины

(методические  рекомендации преподавателю и  студенту)

4.1. Содержание  тем дисциплины

 

Тема 1. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности*1

 Стратегические проблемы  развития производства. Становление стратегического менеджмента. Условия возникновения теории стратегического менеджмента. Этапы становления стратегического менеджмента. Бюджетирование и контроль. Долгосрочное планирование. Стратегическое планирование. Стратегический менеджмент. Понятие стратегии. Процесс стратегического менеджмента. Преимущества использования на практике стратегического менеджмента.

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные проблемы развития производства?
  2. Когда стратегический менеджмент оформился в самостоятельную дисциплину?
  3. Каковы были условия появления стратегического менеджмента?
  4. Назовите этапы становления стратегического менеджмента.
  5. Раскройте суть каждого этапа становления стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской и практической деятельности.
  6. Какие аспекты включает в себя процесс стратегического управления?
  7. Перечислите и прокомментируйте задачи стратегического менеджмента.

 

Тема 2. Стратегия предприятия, стратегическое управление

 

Понятие стратеги предприятия. Подходы к определению стратегического менеджмента. Подход с точки зрения анализа окружения. Подход с точки зрения целей и средств. Деятельностный подход. Функции стратегического менеджмента. Принципы стратегического менеджмента. Различия стратегического и оперативного менеджмента. Различие стратегического и долгосрочного управления. Стратегия и организационная структура.

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные подходы, используемые при определении стратегического менеджмента. Дайте характеристику каждому.
  2. Попробуйте сформулировать свое определение стратегического менеджмента.
  3. По каким параметрам можно сравнить стратегический и оперативный менеджмент?
  4. «Жесткими» или «мягкими» проблемами занимается стратегический менеджмент?
  5. Какова взаимосвязь эффективности стратегического менеджмента и эффективности оперативного менеджмента?

Тема 3. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия

Миссия организации. Разработка стратегического видения и миссии организации. Понятие и определение бизнеса. Определение сферы деятельности. Формулирование миссий для функциональных подразделений.

Цели организации. Установление целей организации. Управленческая ценность установленных целей. Понятия и виды целей. Направления установления целей. Иерархия целей. Цели роста. Требования к целям. Фазы установления целей. Способы установления целей.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение стратегическому видению.
  2. Охарактеризуйте процесс определения стратегий бизнеса.
  3. Охарактеризуйте процесс формулирования миссии.
  4. Охарактеризуйте процесс установления целей.
  5. Дайте определение цели.
  6. Укажите направления установления целей.
  7. Сформулируйте требования к целям.
  8. Укажите способы установления целей.

 

Тема 4. Ситуационный анализ

Понятие внешней  среды организации. Внешняя среда  прямого воздействия. Влияние среды  прямого воздействия на стратегию  организации. Особенности внешней  среды прямого воздействия. Потребители. Поставщики. Конкуренты. Анализ среды прямого воздействия. Понятие внешней  среды косвенного воздействия. Влияние среды косвенного воздействия на стратегию организации. Особенности внешней среды косвенного воздействия. Социальные факторы. Экономические факторы. Политические факторы. Международные факторы. Технологические факторы. Анализ внешней среды косвенного воздействия. PEST анализ.

 

Контрольные вопросы

  1. Что называют внешней средой предприятия?
  2. В чем состоит особенность внешней среды прямого воздействия?
  3.   Перечислите и охарактеризуйте основные факторы внешней среды прямого воздействия.
  4.    Каким образом приведенные факторы внешней среды прямого воздействия  могут быть   опасными для предприятия?
  5.   В каком случае приведенные факторы внешней среды прямого воздействия могут быть благотворными для предприятия?
  6. Что называют внешней средой косвенного воздействия?
  7. В чем состоит особенность внешней среды косвенного воздействия?
  8.   Перечислите и охарактеризуйте основные факторы внешней среды косвенного воздействия.
  9.    Каким образом приведенные факторы внешней среды косвенного воздействия  могут быть   опасными для предприятия?
  10.   В каком случае приведенные факторы внешней среды косвенного воздействия могут быть благотворными для предприятия?

 

Тема 5 .Стратегический потенциал организации

Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации.  Ресурсы организации.  Финансовые ресурсы организации. Производство, операции и технические аспекты. Трудовые ресурсы.  Сбытовая деятельность. Исследования и разработки. Стратегическая значимость ключевых элементов организации.  Этапы процесса оценки преимуществ и недостатков. Использование ресурсов. SNW –анализ. SWOT- анализ.

Контрольные вопросы

  1. Как Вы понимаете термин «анализ внутренней среды организации»?
  2. Каковы основные цели анализа внутренней среды организации?
  3. Перечислите компоненты анализа внутренней среды организации.
  4. Перечислите ключевые элементы организации.
  5. Назовите этапы процесса оценки преимуществ и недостатков организации.
  6. В чем различие между результативностью и эффективностью использования ресурсов?

 

Тема 6. Разработка стратегии организации

Этапы модели стратегического  менеджмента. Изучение рынка. Сбор информации. Эмпирические исследования. Видение  долговременных перспектив. Стратегические альтернативы. Методы выбора стратегии. Критерии правильности выбора стратегии. Оценка осуществимости стратегии. Направления оценки стратегии. Элементы эффективной системы оценки. Критерии оценки стратегии. Трудности при оценке стратегии. Оптимизация использования ресурсов. Осуществление стратегии и контроль.

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные этапы разработки стратегии организации?
  2. Опишите подробно содержание каждого этапа.
  3. Какие различают предпосылки или методологические основания исследований в области стратегического менеджмента?
  4. Что позволяет руководителям организации использование в своей практике стратегического менеджмента?
    1. Назовите наиболее часто используемые в управленческой практике методы выбора стратегии. Раскройте суть данных методов.
    1. Перечислите основные и дополнительные критерии правильности выбора стратегии.
    2. Зачем оценивать осуществимость стратегии?
    3. Без каких элементов система оценки стратегии не может быть эффективной?
    4. Перечислите критерии оценки, которые используются при выборе и при реализации стратегии.

Информация о работе Управление внешнеэкономической деятельностью на международной арене