Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 22:09, доклад
Логика Аристотеля - это “мышление о мышлении”. Если говорить кратко, то аристотелевская логика изучает:
• основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения;
• соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении;
• способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной.
В науке ценность причинных
определений обусловлена их ролью
в доказательстве. Задача определения
в том и состоит, что оно
дает причинное, необходимое объяснение,
притом объяснение, касающееся сущности.
Соответственно с этим, по Аристотелю,
имеются доказательные
ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ
Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил, по крайней мере, два: закон запрещения противоречия и закон исключенного третьего. Законы тождества и достаточного основания у Аристотеля намечены в учении о научном знании как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе, согласно которому “невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно” (закон тождества).
В краткой форме закон запрещения противоречия звучит как «вместе существовать и не существовать нельзя», а в полной как утверждение: “невозможно, чтобы одно и тоже вместе было и небыло присуще одному и тому же в одном и том же смысле”. В “Метафизике” сформулирован и логический аспект закона запрещения противоречия в словах о том, что “нельзя говорить верно, вместе утверждая и отрицая что-нибудь”. Этот закон прямо обосновать нельзя, однако можно опровергнуть противоположный ему взгляд, показав его нелепость.
Закон запрещения противоречия у Аристотеля абсолютен, но он действует только в сфере актуального бытия, а в сфере возможного он не действует. Поэтому и становление, по Аристотелю, существует как реализация одной из возможностей, которая, будучи реализованной, исключает другие возможности, но только в действительности, но не в возможности.
У Аристотеля можно найти и другие принципиальные ограничения сферы действия закона запрещения противоречия. Его действие не распространяется на будущее, так как это связано со сферой возможности. Будущее чревато многими возможностями, настоящее же бедно, поскольку актуализируется нечто одно, но оно потенциально богато.
Аристотелевский закон запрещения противоречия вызвал много возражений. Гегель критиковал Аристотеля, утверждая, что этот закон запрещает становление, изменение, развитие, что он метафизичен. Но у Аристотеля закон запрещения противоречия не абсолютен, ибо он действует только в сфере актуального, действительного, а не возможного бытия. Поэтому и становление, по Аристотелю, существует как реализация одной из возможностей, которая, будучи реализованной, актуализированной, исключает другие возможности, но только в действительности, а не в возможности. Если актуализированная возможность снова станет просто возможностью, ее сменит другая актуализированная возможность. Определив границы своей формальной логики, Аристотель тем самым оставил место и для диалектической логики. Потенциально сущее диалектично, актуально сущее относительно недиалектично.
Обостренной формой закона запрещения противоречия является закон исключенного третьего, запрещающий не только то, что в отношении одного и того же не может быть одновременно истинно «а» и «не-а», но и то, что, более того, истинность «а» означает ложность «не-а», и наоборот. Действие этих законов таково, что закон запрещения противоречия необязательно влечет за собой закон исключенного третьего, но закон исключенного третьего предполагает действие закона запрещения противоречия. Поэтому выше и было сказано, что закон исключенного третьего - более острая форма закона противоречия.
Такая разница в сфере
применения законов означает, что
есть разные виды противоречия. Ранее
было различено собственно противоречие
и его смягченная форма - противоположность.
И то, и другое - два вида противолежащего.
Позднее это стали называть контрарным
и контрадикторным
Пример контрадикторного отношения: «Эта бумага белая» и «Эта бумага небелая». Среднего здесь нет. Контрарное отношение связано лишь законом запрещения противоречия. Пример: «Эта бумага белая» и «Эта бумага черная»; ведь бумага может быть и серой. Контрарное противоречие (противоположность) допускает среднее, контрадикторное же не допускает.
Члены контрарного противоречия могут быть обе ложными (когда истина находится между ними как третье значение), но одновременно истинными они быть не могут, это запрещено законом противоречия. Члены контрадикторной противоположности не могут быть не только одновременно истинными, но и одновременно ложными, ложность одной стороны влечет за собой истинность другой. Правда, у Аристотеля мы такой точности не находим.
Действие аристотелевских законов таково, что закон запрещения противоречия не обязательно влечет за собой закон исключенного третьего, но закон исключенного третьего предполагает действие закона запрещения противоречия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аристотель - отец логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Аристотелевский бог - идеальный логик, созерцающий мыслительный процесс как с его содержательной, так и с формальной стороны. Сам Аристотель называл свою науку о мышлении аналитикой. В «Метафизике» аналитикой названо рассуждение. Употребляя слово «анализ», Аристотель понимал под этим разложение сложного на простое вплоть до далее неразложимых начал или аксиом. В «Риторике» Аристотель говорит об «аналитической науке» Сайт: http://mirslovarei.com/.
При этом необходимо подчеркнуть,
что логика для Аристотеля - не самостоятельная
специальная наука, а инструмент
всякой науки, что дало веское основание
его позднейшим комментаторам дать
всей совокупности логических работ
Аристотеля название «органона», т. е.
орудия всякого знания. В «Органон»
вошли: «Категории», «Об истолковании»,
«Первая аналитика», «Вторая аналитика»,
«Топика», «Опровержение софизмов».
Главными составными частями «Органона»
являются «Первая аналитика», где
открывается и исследуется
Аристотель формулирует основные законы мышления (прежде всего законы непротиворечия и исключенного третьего, наметив законы тождества и достаточного основания), определяет, что есть истина и что есть ложь, дает определение суждению и устанавливает его виды, определяет силлогизм (умозаключение), три его фигуры (суждения) и их модусы, исследует виды доказательств, описывает типичные ошибки при доказательстве, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы), исследует также индукцию и аналогию.