Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:36, контрольная работа
Вопрос – это высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы какой-либо ситуации, задачи. В естественном языке выражается вопросительным предложением или словосочетанием. Вопрос имеет сложную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует предмет вопроса выделяет нечто, существование чего подразумевается в нем и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного. Эта сторона вопроса иногда выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение (риторические, подсказывающие, провокационные вопросы).
1
Определение вопроса. Соотношение терминов «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация» ………………...
………………………………....
с. 3
2
Логическая структура вопроса.
Виды вопросов. Искусство вопрошения
………………………………….
с. 6
3
Логическая структура и
виды ответов …………………………….
………………………………….
с. 10
4
Список использованных
Источников ……………………………...
…………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский государственный экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа
по дисциплине «ЛОГИКА»
Тема 18. ВОПРОС КАК ФОРМА МЫСЛИ
ЦДО |
Исполнитель: Крапивин С.Ш Группа: ЮРГ-10 Кб |
| |
Рецензент: Епина Л.В.____________ к.ф.н., доцент |
Екатеринбург
2012
О Г Л А В Л Е Н И Е
1 |
Определение вопроса. Соотношение терминов «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация» ………………... |
……………………………….... |
с. 3 |
2 |
Логическая структура вопроса. Виды вопросов. Искусство вопрошения |
…………………………………. |
с. 6 |
3 |
Логическая структура и виды ответов ……………………………. |
…………………………………. |
с. 10 |
4 |
Список использованных Источников ……………………………... |
…………………………………. |
с. 12 |
Раздел 1. Определение вопроса. Соотношение терминов «вопрос»,
«проблема», «проблемная ситуация»
Вопрос 1.1. Определение вопроса.
Вопрос – это высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы какой-либо ситуации, задачи. В естественном языке выражается вопросительным предложением или словосочетанием. Вопрос имеет сложную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует предмет вопроса выделяет нечто, существование чего подразумевается в нем и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного. Эта сторона вопроса иногда выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение (риторические, подсказывающие, провокационные вопросы). С точки зрения значений истинности вопросы разделяются на осмысленные (удовлетворяющие синтаксическим, семантическим и прагматическим критериям осмысленности), в той или иной мере правильно поставленные, и бессмысленные. Осмысленность, точность вопроса – это важные стороны правильного, четкого мышления.1
Вопрос 1.2. Соотношение терминов «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация»
Термин «вопрос» в содержательном плане связан с терминами «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема (от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая проблема, однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения проблемы и заканчивается ее решением. Термин «проблема» означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Вот почему проблему можно определить и как знание о незнании, осознанное незнание. Вопрос в этом случае выступает формой выражения проблемы, его задают в тех случаях, когда имеет место познавательная неопределенность. От проблемы принято отличать псевдопроблемы - вопросы, обладающие лишь кажущейся значимостью и не допускающие сколько-нибудь обоснованного ответа. Между проблемой и псевдопроблемами нет, однако, четкой границы. Проблемная ситуация - это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.2
Проблема - форма мысли, отражающая и выражающая в виде вопроса (задачи, задания, системы их) наше знание о неизвестном (наше знание о незнании), и своей постановкой требующая теоретического или практического преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы. Проблема, таким образом, и форма мысли, и форма организации исследования чего бы то ни было; она носит стимулирующий научное исследование, а в целом и любой человеческий труд, характер. Проблема - это вопрос, ответ на который не всегда содержится в накопленном знании и требует дополнительных теоретико-практических, т.е. физических или интеллектуальных, а то и тех и других одновременно, усилий, исследований. Она всегда связана с некоторой практической или теоретической трудностью, требующей физических, интеллектуальных усилий, преодоления неопределенности, результатом которой и выступает решение проблемы. Можно говорить о проблеме для себя, для отдельного человека (группы людей), и можно выделять проблемы для человечества, для общества в целом. Если решения первых проблем обычно уже содержится в накопленном знании и требуются лишь дополнительные, как правило, индивидуальные усилия для нахождения соответствующих связей между знаниями и проблемой (задачей, заданием и пр.), то вторые - более существенны, важны и ответ на них обычно не содержится в наличном знании (базисе), а требует дополнительного поиска таких знаний, дополнительного исследования и соответствующих усилий.
Проблема возникает обычно, когда встречается какое-то затруднение, когда что-то неясно, и эту неясность необходимо снять, устранить. Если неясность не имеет четкой формулировки, то эта неопределенность выступает как предпроблемная ситуация, как неопределенное затруднение. Со временем, конечно, эта неопределенность снимается, проблема формулируется четко и ясно.
Структурно вопрос и проблема состоят из одинаковых элементов. Вопрос, зачастую, - это форма выражения проблемы, а проблема - такой вопрос, ответ на который временно или принципиально затруднен. Вопрос - форма мысли, отражающая недостаточность исходной информации и структурными составляющими своими ориентирующая человека на ее преодоление. В языковой оболочке вопрос как форма мысли выражается вопросительным предложением. В структуре проблемы и вопроса обычно выделяют базис (основу), т.е. исходную информацию, затруднение и ориентацию.
Базис (основа),
или предпосылка вопроса, - это
накопленное знание, та исходная информация,
в которой и обнаруживается некое
непреодолимое содержанием
Раздел 2. Логическая структура вопроса. Виды вопросов.
Искусство вопрошения
Вопрос 2.1. Логическая структура вопроса.
Логическая структура вопроса такова:
1) искомое знание;
2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса);
3) требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию.
Например, следователь, задавая
вопрос «Кто звонил подозреваемому после
19 часов, и на какое время была
назначена встреча
Однако нельзя сказать, что искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе в виде неполного, незавершенного, неопределенного знания, имеющего нередко обобщенный характер. Требуя дополнительную информацию о том, кто конкретно звонил подозреваемому, следователь направляет поиск так, что он должен быть ограничен именами людей. На это указывает вопросительное местоимение «кто». Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний; наречия «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» обозначают соответственно время, место, количество, цель, причину. В хорошо сформулированном вопросе точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, является необходимой его частью.
Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание. Например, с помощью вопроса «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?» не только что-то спрашивается, но и сообщается, что существует человек, звонивший подозреваемому после 19 часов, а также назначенное время встречи подозреваемого и потерпевшего. Неявно утверждается также, что не всякого человека можно считать звонившим подозреваемому в указанное время, и не всякое время можно считать назначенным временем встречи подозреваемого и потерпевшего.
Вопрос 2.2. Виды вопросов
Обычно различают два вида (типа) вопросов:
I тип вопросов - уточняющие (определенные, прямые, или “ли”- вопpocы).
Например: “Верно ли, что А. Н. Шмелев стал победителем в соревновании по лыжам на марафонскую дистанцию?”; “Бывают ли подводные землетрясения?”; “Действительно ли в Дели больше жителей, чем в Бомбее?” и др.
Во всех этих вопросах присутствует частица “ли”, включенная в словосочетания “верно ли”, “действительно ли”, “надо ли” и т. д.
Уточняющие вопросы могут быть простыми или сложными. Простые вопросы в свою очередь делятся на условные и безусловные.
“Верно ли, что космонавты побывали в открытом космосе?” -простой безусловный вопрос.
“Верно ли, что если повысить температуру металла до точки плавления, то он перейдет в жидкое состояние?” - простой условный вопрос.
Сложные вопросы (как и сложные суждения) делятся на вопросы конъюнктивные (соединительные) и дизъюнктивные (разделительные), включающие в себя строгую или нестрогую дизъюнкцию. Каждый сложный вопрос можно разбить на два или несколько простых.
Например:
"1. “Хотите кофе или чаю?”
2. “Вы пойдете в кино или не пойдете?”
Вопрос типа: “Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?” - не относится к сложным вопросам, так как его нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Это пример простого вопроса.
II тип вопросов - восполняющие (неопределенные, непрямые или “к”-вопросы). Эти вопросы включают в свой состав вопросительные слова: “где?”, “когда?”, “кто?”, “что?”, “почему?”, “какие?” и др. Невольно вспоминается телепередача “Клуба знатоков”: “Что? Где? Когда?”. Эти вопросы также делятся на простые и сложные. Например, вопросы: “Какие простые числа лежат между 10 и 20?”, “Какой город является столицей Португалии?”, “Что означает слово “спонсор”?” - являются простыми.
Сложные восполняющие
вопросы можно разбить на два
или несколько простых
Вопрос 2.3. Искусство вопрошения.
Предпосылкой, или базисам, вопроса является содержащееся в вопросе исходное знание, неполноту или неопределенность которого требуется устранить. На эту неполноту или неопределенность указывают операторы вопроса, т. е. вопросительные слова: “кто?”, “что?”, “когда?”, “почему?” и др.
Вопросы делятся
на логически корректные (правильно
поставленные), т. е. такие, предпосылки
(базисы) которых являются истинными
суждениями, и на логически некорректные
(или неправильно поставленные)
Например, вопрос: “В каком году Р. Амундсен первым достиг Северного полюса?” - поставлен неправильно (некорректно), так как спрашивающий может не знать, что Р. Амундсен первым достиг в 1911 г. Южного полюса.
Примерами провокационных вопросов являются следующие:
“Как построить “вечный двигатель”?”, “Перестал ли ты бить своего отца?” и др. Предпосылки этих вопросов ложны, поэтому вопросы эти не просто неправильно поставлены, сама постановка их - софистический прием.
Правила постановки простых и сложных вопросов
1. Корректность
постановки вопроса. Итак, вопросы
должны быть правильно
2. Предусмотрение
альтернативности ответа (“да”
или “нет”) на уточняющие
3. Краткость и ясность формулировки вопроса. Длинные, запутанные, нечеткие вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.
4. Простота вопроса.
Если вопрос сложный, то его
лучше разбить на несколько
простых. Возьмем, например, вопрос:
“Были ли братья Иван и
5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все альтернативы. Например: “К какому виду электростанций относится данная электростанция: теплоэлектростанция (ее разновидность - атомная электростанция), гидроэлектростанция, солнечная или геотермальная?” Здесь нет пятой альтернативы - ветровая электростанция.