Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:07, научная работа
При доказательстве теорем в геометрии чертёж облегчает восприятие логического обоснования определённого свойства геометрической фигуры. Вот как характеризуется доказательство в одном из известных учебников геометрии: «При доказательстве теорем разрешается пользоваться чертежом как геометрической записью того, что мы выражаем словами. Не разрешается использовать в рассуждении свойства фигуры, видные на чертеже, если мы не можем обосновать их, опираясь на аксиомы и теоремы, доказанные ранее» [2, С. 18].
Но, конечно, чертёж является не только иллюстрацией к доказательству теоремы. В геометрических построениях открываются различные свойства фигур и намечаются пути их доказательств
Задача 3стр.
1. Решение задачи, использующее осевую симметрию
равнобедренной трапеции 4стр.
2. Другой подход к доказательству равносоставленности
данных многоугольников 5стр.
3. Решение задачи, использующее формулы для площади
треугольника и трапеции 6стр.
Заключение 7стр.
Литература
МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
В РЕШЕНИИ ОДНОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Богданова Ирина,
Руководитель: Шугалов Б.С.,
кандидат физ.-мат. наук, доцент КРИПКиПРО
Содержание:
Задача
1. Решение задачи, использующее осевую симметрию
равнобедренной трапеции
2. Другой подход к
данных многоугольников
3. Решение задачи, использующее формулы для площади
треугольника и трапеции
Заключение
Литература
Введение
При доказательстве теорем в геометрии чертёж облегчает восприятие логического обоснования определённого свойства геометрической фигуры. Вот как характеризуется доказательство в одном из известных учебников геометрии: «При доказательстве теорем разрешается пользоваться чертежом как геометрической записью того, что мы выражаем словами. Не разрешается использовать в рассуждении свойства фигуры, видные на чертеже, если мы не можем обосновать их, опираясь на аксиомы и теоремы, доказанные ранее» [2, С. 18].
Но, конечно, чертёж является не только иллюстрацией к доказательству теоремы. В геометрических построениях открываются различные свойства фигур и намечаются пути их доказательств. Например, построив равнобедренный треугольник, можно увидеть, что углы при основании такого треугольника равны. Впервые это свойство равнобедренного треугольника доказал древнегреческий мыслитель, основатель античной философии и науки Фалес Милетский (около 625 г. – около 547 г. до н. э.) [3, С. 35].
В данной работе различные свойства определённой геометрической фигуры выявляются и доказываются в ходе решения ведущего вопроса о равенстве площадей двух неравных многоугольников. При этом используются основные свойства площади, признаки равенства треугольников, симметрия и другие свойства геометрических фигур.
Задача. Вокруг окружности с центром в точке О описана равнобедренная трапеция. Через вершину меньшего основания и центр О проведена прямая, разбивающая трапецию на два многоугольника. Найдите отношение площадей этих многоугольников.
1. Решение задачи, использующее осевую симметрию равнобедренной трапеции
Сделаем чертёж. Окружность с центром О вписана в равнобедренную трапецию ABCD. Прямая СО разбивает трапецию на треугольник CDE и трапецию АВСЕ (рис. 1). Возможно, площади этих многоугольников равны, S(CDE) = S(ABCE)?
Через точку О проведём прямую, перпендикулярную основанию AD (а значит, и основанию ВС). Пересечение этой прямой с основаниями трапеции – точки M и N. Прямая MN является осью симметрии трапеции
ABCD; ось MN разбивает трапецию на две равные трапеции. Поэтому площади этих трапеций равны:
S(ABMN) = S(DCMN) = S(ABCD).
Трапеция ABMN состоит из пятиугольника АВМОЕ и треугольника EON. Трапеция АВСЕ состоит из того же пятиугольника АВМОЕ и треугольника СОМ. Треугольники EON и COM равны. А значит, трапеция ABMN и АВСЕ равносоставленные фигуры; их площади равны:
S(ABMN) = S(АВСЕ) = S(ABCD).
Отсюда следует, что S(АВСЕ) = S(CDE). Многоугольники, на которые прямая СО разбивает данную трапецию – равновелики.
Проведённое рассуждение не имеет достаточного обоснования: следует доказать, что треугольники EON и СОМ равны, а прямая MN – ось симметрии трапеции ABCD.
1.1. Обоснование представленного решения
Точка N совпадает с точкой касания окружности и прямой AD (рис. 1). В самом деле, соединим точку О с точкой касания окружности основания AD. Получим перпендикуляр к прямой AD, опущенный из точки О (касательная к окружности перпендикулярна её радиусу, проведённому в точку касания). Совпадение точки N с точкой касания следует из единственности перпендикуляра, проведённого через данную точку к данной прямой.
Аналогично устанавливается, что точка М совпадает с точкой касания окружности и прямой ВС. Треугольники EON и СОМ равны по стороне (ОМ = ON) и прилежащим к ней углам.
Точка М – середина основания ВС (рис. 1). Действительно, углы при основании равнобедренной трапеции равны, ÐВ = ÐС. А лучи ВО и СО – биссектрисы этих углов. Поэтому равны прямоугольные треугольники ОВМ и ОСМ (ÐОВМ = ÐОСМ, катет ОМ – общий). Следовательно, ВМ = СМ. Аналогично устанавливается, что точка N – середина основания AD. А значит, преобразование симметрии относительно прямой MN переводит трапецию ABCD в себя. Прямая, проходящая через центр окружности, вписанной в равнобедренную трапецию, и перпендикулярная её основаниям, совпадает с осью симметрии трапеции.
2. Другой подход
к доказательству
Из вершин В и С меньшего основания опустим перпендикуляры на большее основания трапеции. Получился прямоугольник ВСЕН (рис. 2).
Так как ∆ АВЕ = ∆ DCH и ∆ ВСЕ = ∆ НЕС, то трапеция АBСЕ и треугольник CDE равносоставленные фигуры, а значит, равны их площади:
S(ABCE) = S(CDE).
При таком подходе к решению задачи следует доказать, что основание перпендикуляра, проведённого из вершины В к прямой AD, принадлежит прямой СО.
2.1. Обоснование представленного решения
Соединим точку В с точкой Е и докажем, что угол ВЕА – прямой (рис. 2).
Через точку О проведём прямую, перпендикулярную основаниям трапеции. Пересечение этой прямой с прямыми ВС и AD – точки М и N. Как было доказано выше (пункт 1), треугольники EON и COM равны и точка N – середина отрезка AD. Так как СМ = ЕN и СМ = NH, то EN = NH. Поэтому AE = AN – EN = DN – NH = DH. Треугольники АВЕ и DCH равны по двум сторонам и углу между ними (AB = DC, AE = DH, ÐA = ÐD). Следовательно, ÐВЕА = ÐСНD = 90°.
Итак, прямая, проходящая через вершину меньшего основания равнобедренной трапеции и центр вписанной в неё окружности, проходит и через основание высоты трапеции, проведённой из другой вершины её меньшего основания.
3. Решение задачи,
использующее формулы для
Площадь треугольника S(CDE) = DECH (рис. 3).
Рассматривая чертёж, можно предположить, что треугольник CDE – равнобедренный: CD = DE.
В самом деле, ÐВСЕ = ÐCED (как накрест лежащие углы при параллельных прямых) и ÐВСЕ = ÐDCE ( луч СО – биссектриса угла BCD). Следовательно, ÐCED = ÐDCE. Треугольник CDE – равнобедренный. Поэтому площадь треугольника CDE можно представить в виде:
S(CDE) = СDCH.
Площадь трапеции S(ABCD) = (AD + BC)CH.
Суммы противоположных сторон описанного четырёхугольника равны: AD + BC = АВ + CD [1, С. 183]. Поэтому выражение для площади равнобедренной трапеции принимает вид:
S(ABCD) = (АВ + CD)CH = CDCH.
Из полученных выражений для площади треугольника и трапеции следует S(ABCE) = S(CDE).
Заключение
В работе представлены различные подходы к доказательству равенства площадей двух неравных многоугольника – треугольника и трапеции.
Дополнительным построением показана равносоставленность этих фигур. Отсюда и следует равенство площадей рассматриваемых многоугольников (равновеликость фигур).
При другом подходе используются формулы, выражающие площадь треугольника и площадь трапеции.
В ходе решения поставленной задачи выявляются и доказываются различные свойства описанной равнобедренной трапеции. Так, прямая, проходящая через вершину меньшего основания равнобедренной трапеции и центр вписанной в неё окружности, проходит и через основание высоты трапеции, проведённой из другой вершины её меньшего основания.
При обосновании решения задачи используются основные свойства площади, признаки равенства треугольников, симметрия и другие доказанные свойства геометрических фигур.
Литература
1. Геометрия, 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.
2. Погорелов, А. В. Геометрия: Учебник для 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
3. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/Ред. Коллегия: М. Аксённова, В. Володин и др. – М.: Аванта+, 2005.
Информация о работе Многообразие подходов и доказательства в решении одной геометрической задачи