Информационные революции и их роль в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:46, статья

Описание работы

В статье анализируются существующие концепции информационных революций, исследуется специфика информационной революции в сравнении с революцией индустриальной, обсуждаются характеристики индустриального и постиндустриального обществ.

Файлы: 1 файл

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И ИХ РОЛЬ.doc

— 2.85 Мб (Скачать файл)

Послевоенные  технологические и экономические  сдвиги в индустриальных странах  мира, казалось бы, знаменуют начало прощания с индустриальной эпохой и  перехода к новой стадии и модели экономики и общества. Вместе с тем, большие компактные массивы аграрной экономики сохраняются в деревне практически всех развивающихся стран, включая те из них, где имеется вполне современная промышленность. Современный мир оказался в условиях двойной переходности: от аграрной к индустриальной и от индустриальной к информационной модели. Эта комбинированная переходность развивается на фоне ярко выраженной глобализации, суть которой заключается в формировании элементов системного единства всей мировой экономики. Незавершенность индустриализации проявляется иногда неожиданно в, казалось бы, индустриализованных странах, создавая серьезные препятствия их развитию и порождая новые проблемы, для решения которых необходимо переосмыслить все сложившиеся представления и сущности этого процесса. Это один из моментов, актуализирующих изучение индустриализации, в том числе с точки зрения современного экономического развития России.

Своеобразным  рубиконом Индустриального и  Информационного века исследователями  называется 1991 г. - именно тогда инвестиции в информационные технологии стали сравнимы и даже превысили капиталовложения в производственные технологии в США (они составили 112 и 107 млрд. долл. соответственно).

Основные отличия  в характеристиках индустриального и постиндустриального обществ представлены в таблице 1.

Таблица 1 Характеристики индустриального и постиндустриального  обществ [6, с.10-11]

Характеристики общества

Тип общества

Индустриальное общество

Постиндустриальное, или информационное общество

Ведущий сектор экономики

Промышленность 

Сфера услуг (организация и управление, информатика и телекоммуникации)

Главная ценность

Потребление товаров (удовлетворение материальных потребностей)

Использование новых информационных технологий (удовлетворение культурных и личностных потребностей)

Профессиональная структура

Рабочие, обслуживающий персонал, менеджеры

Рост  значения интеллигенции, техников, ученых

Объект организации

Машины  и люди

Знания (практические и теоретические)

Структура экономики

Традиционные капиталоемкие и трудоемкие отрасли

Наукоемкие, информационно-емкие, инновационные  отрасли 

Источник стоимости

Труд 

Информация

Структура власти

Законодательная, исполнительная, судебная

Законодательная, исполнительная, судебная, власть информации, власть интеллекта

Фактор власти элиты

Собственность

Образование, квалификация, компетентность

Система образования

Традиционная  педагогика

Информационная  педагогика, инновационные технологии, в том числе новые информационные

Культура

Общая, профессиональная

Общая, профессиональная, информационная


 

 

С информационной точки зрения, наш мир становится все более взаимосвязанным. Он как  бы уменьшается в объеме. Расстояния уже не кажутся такими большими, как раньше, и в меньшей степени  разделяют людей благодаря появившейся у них возможности постоянно общаться. Да и понятие времени в информационном обществе несколько изменяется, точнее, меняется его психологическое восприятие - время как бы становится более динамичным.

Происходит и  существенное уплотнение "социального" времени общества, т.к. в одном и том же временном интервале происходит все большее количество социально значимых событий по сравнению с тем, что имело место ранее. Анализируя этот социально-психологический феномен с точки зрения ментальной сферы информационного общества, можно было бы привести сравнение с аналогичным феноменом в обществе индустриальном. Речь идет о развитии транспортных коммуникаций, появление и широкое распространение которых не только изменило облик экономики, весь образ жизни людей, но и их мировосприятие, прежде всего представление о пространстве и времени. Развитие общественно доступных транспортных коммуникаций изменило жизнь общества кардинальным образом - не зря американцы говорят, что современный облик США создали автомобиль и железные дороги (знаменитый лозунг времен Генри Форда - "What drives America, America drive"). Нечто подобное происходит сегодня и в развитии современной информационной сферы общества, которая становится все более и более взаимосвязанной.

Превращение науки  в массовую специальность, дифференциация и интеграция наук, расширение фронта проводимых комплексных и междисциплинарных исследований привели к небывалому росту знания и еще гораздо большему росту потока информации в обществе во всех сферах [7]. Мировое сообщество осознало со всей очевидностью, что информационные ресурсы составляют большую часть национального богатства. Сегодня темпы научно-технического прогресса и развития всего общества в значительной степени определяются скоростью переработки информации. В связи с происходящими изменениями произошла и своеобразная универсализация понятия технологии, имевшего отношение ранее к сугубо производственной сфере (технология как способ или метод воздействия орудий труда на предмет труда для получения продукции с необходимыми свойствами).

В настоящее  время происходит переход от линейного (по цепочке "наука-производство-потребление") к системному описанию инновационного процесса. Для характеристики уровня технологического развития той или  иной страны вводится понятие национальной инновационной системы (НИС). Под НИС понимается "такая совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая - это система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, передавать и хранить знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии".

Современный этап развития хозяйственной системы позволяет констатировать изменение места информации в структуре факторов производства. В результате последней информационной революции информация превратилась в ведущий предмет и средство труда, она овеществлена во всех факторах и продуктах общественного производства в силу этого она выступает как составная часть ВВП, интегрируется со всеми другими экономическими ресурсами, определяет эффективность всех остальных факторов и само существование различных производств и видов бизнеса. 

 

Литература

  1. Масуда Е. Компьютопия. М.: Идея-Пресс, 1998. 358 с.
  2. Ракитов А.И. Информация? наука, технология в глобальных исторических измерениях. М.: ИНИОН РАН, 1998. 104 с. Подробнее см.: Тоффлер О. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 360 с.
  3. Белл Д. Указ. соч. С. CII - CV.
  4. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. Избранные труды. М.: 2001. С.8.
  5. Лукина Н.П. Информационное общество: теория и практика. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. С.10-11.
  6. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 262.
  7. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях "новой экономики" [Электронный ресурс]. - 22 апреля 2004. Портал "Инновации, инвестиции, индустрия". - М., 2003. - Режим доступа// http://www.3i.ru/problems.asp?ob_no=1235, свободный. - Загл. с экрана.

Следующая информационная революция

The Next Information Revolution  
by Peter F. Drucker  
Forbes ASAP, August 24, 1998

Питер Дракер -- профессор общественных наук и менеджмента в школе бизнеса университета Клермонт (г. Клермонт, штат Калифорния), названной в его честь (www.cgu.edu/drucker/). Оригинал статьи находится на сервере журнала Forbes ASAP.

I

Следующая информационная революция  уже началась. Но она происходит не там, где ее ищут ученые, руководители и информационная индустрия вообще. Это не революция в технике, оборудовании, технологии, программном обеспечении или скорости. Это революция КОНЦЕПЦИЙ.

До сего дня, в течение уже  пятидесяти лет, информационная революция  была сосредоточена на данных -- их сборе, хранении, передаче, анализе и представлении. Она сосредоточилась на букве "Т" в ИТ. Следующая же информационная революция задает иной вопрос: "Каков СМЫСЛ информации, и в чем ее НАЗНАЧЕНИЕ?" Это приводит к переопределению задач, которые должны исполняться с помощью информации, а затем -- и к переопределению институтов, исполняющих эти задачи.

Следующая информационная революция, без сомнения, охватит все основные институты современного общества. Но она началась, и продвинулась дальше всего, в рамках института коммерческого  предприятия, где уже оказала  огромное влияние. Она заставляет нас переопределить сущность и предназначение коммерческого предприятия. Именно поэтому столь важным оказывается определение коммерческого предприятия как механизма СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ И БЛАГОСОСТОЯНИЯ, которое уже вызвало к жизни оживленные дебаты относительно "корпоративного управления" -- вопроса о том, для кого коммерческое предприятие создает стоимость и благосостояние. Тем не менее, несмотря на всю ее важность и масштаб влияния, следующая информационная революция до сего дня игнорируется влиятельными людьми мира информации. Ибо началась она в информационной системе, к которой, несмотря на ее почтенный возраст и широту использования, специалисты по ИТ, как правило, относятся со смесью невежества и презрения -- учете.

II

Полстолетия назад, около 1950 года, широко распространено было мнение о том, что основным рынком сбыта нового "чуда" -- компьютера -- будут расчеты в военном деле и науке, например, в астрономии. Некоторые из нас -- очень немногие, сказать правду -- полагали даже тогда, что компьютер найдет себе применение в бизнесе и окажет на него какое-то влияние. Эти немногие также предвидели -- опять-таки в противовес мнению большинства (в том числе практически всех в IBM, которая тогда только начинала свое восхождение) -- что в бизнесе компьютер будет чем-то большим, нежели просто большой складывающей машиной, исполняющей рутинные задачи вроде заработной платы и счетов за телефон. В деталях мы, несогласные, конечно, не были согласны и между собой. Но все мы (в том числе Рассел Эйкофф, Джон Диболд и Дж.У.Форрестер) соглашались в одном: очень скоро компьютер принесет революционные изменения в работу высшего руководства. Компьютер, считали все мы, изменит быстрее и больше всего политику, стратегию и принятие решений в бизнесе.

Мы не могли ошибиться сильнее. Революционное влияние пока что проявилось там, где ни один из нас его не ожидал: в ОПЕРАЦИЯХ. Ни один из нас, к примеру, не мог и вообразить поистине революционное программное обеспечение, доступное сегодня архитекторам. Оно очень сильно сократило затраты времени и средств на разработку "внутренностей" больших зданий: водопровода и канализации, освещения, отопления и кондиционирования, технических требований к лифтам и мест их размещения. Еще несколько лет назад эта работа поглощала примерно две трети времени и денег, необходимых для разработки административного здания, большой школы, больницы или тюрьмы.

Ни один из нас тогда не мог  бы вообразить и равно революционного программного обеспечения, доступного сегодняшним хирургам-ординаторам. Оно позволяет им выполнять виртуальные операции, в которых виртуальный пациент "умирает", если ординатор проведет операцию неправильно. До недавнего времени ординаторы редко допускались даже к наблюдению за операциями до заключительной стадии ординатуры.

Полстолетия назад никто не мог вообразить программное обеспечение, которое позволяет крупному производителю оборудования вроде Caterpillar организовывать свои операции, включая производство по всему миру, на основе предполагаемых потребностей клиентов в обслуживании и замене техники. Аналогичное влияние оказал компьютер и на банковское дело, которое на сегодня, по-видимому, является наиболее компьютеризованной отраслью.

Однако компьютер и порожденные  им информационные технологии до сего дня не оказали практически никакого влияния на принятие решений: нужно ли (и для чего) строить новое административное здание, новую школу, больницу или тюрьму. Они не оказали практически никакого влияния на принятие решений о том, следует ли оперировать пациента, и если да, то как. Они не оказали никакого влияния на решение производителя оборудования о том, осваивать ли тот или иной рынок, или на решение крупного банка о том, чтобы приобрести другой крупный банк. Для задач высшего руководства информационная технология стала поставщиком скорее данных, нежели информации, не говоря уже о новых вопросах и новых стратегиях.

III

Специалисты по информационным системам и информационным технологиям обычно винят в таком положении вещей "реакционных" руководителей "старой школы". Это неправильное объяснение. Высшее руководство не использует новые технологии, потому что они не дают ему информации, необходимой для исполнения его собственных задач. Требования к составу данных, собираемых в коммерческом предприятии, все еще основаны на теореме начала XIX века о том, что более низкие издержки дифференцируют предприятия и помогают им конкурировать более успешно. Управленческие информационные системы хранят данные, необходимость которых выводится из этой теоремы. Это данные из традиционной системы учета. Учет был разработан не менее 500 лет назад для того, чтобы обеспечивать данные, в которых компания нуждалась для того, чтобы сохранить свои активы и распределить их в случае ликвидации. Единственное крупное дополнение к учету с XV века -- учет издержек, дитя двадцатых годов нынешнего столетия -- было предпринято только для того, чтобы привести учет в соответствие с требованиями экономической науки XIX века, а именно обеспечить информацию об издержках, необходимую для того, чтобы ими управлять. (Так же, кстати, устроена и популярная ныне версия учета издержек -- тотальное управление качеством.)

Однако уже к началу второй мировой  войны мы начали понимать, что сохранность  активов и управление издержками -- это не задачи высшего руководства. Это ОПЕРАЦИОНЫЕ ЗАДАЧИ. Серьезные недостатки в управлении издержками, конечно, могут уничтожить предприятие. Но успех предприятия основан на чем-то совершенно ином -- создании стоимости и благосостояния. Для этого необходимо принимать рискованные решения относительно теории бизнеса, стратегии бизнеса, отказа от старого и введения нового, баланса между краткосрочным и долгосрочным, между немедленной прибылью и долей рынка. Таковы истинные задачи высшего руководства. Именно поэтому после второй мировой войны и появилась отдельная дисциплина -- менеджмент -- отличная от того, что тогда называлось экономикой предприятия, а сегодня называется микроэкономикой. (Моя книга 1954 года "Практика руководства", особенно ее первая часть, "Руководство предприятием", как считается, стала базой для менеджмента как дисциплины, именно потому, что описывала основные задачи коммерческого предприятия как "инновацию" и "создание клиента", то есть создание стоимости и благосостояния.) Однако традиционная система учета не дает никакой информации для выполнения таких задач высшего руководства. В самом деле, ни одна из этих задач не совместима даже с основными постулатами традиционной модели учета. Новая информационная технология, основанная на компьютерах, не могла не зависеть от данных системы учета. Других просто не было. Она собирала эти данные, систематизировала их, манипулировала ими, анализировала и представляла их. На этом и было основано то огромное влияние, которое новые технологии оказали на область, для которой были разработаны данные учета издержек: операции. Так объясняется практически нулевое влияние новых технологий на руководство предприятием.

Информация о работе Информационные революции и их роль в развитии общества