Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 22:46, статья
В статье анализируются существующие концепции информационных революций, исследуется специфика информационной революции в сравнении с революцией индустриальной, обсуждаются характеристики индустриального и постиндустриального обществ.
Неудовлетворенность высшего руководства данными, поставляемыми информационными технологиями, и привела в действие новую, следующую информационную революцию. Специалисты по информационной технологии, особенно руководители информационных подразделений на предприятиях, быстро осознали, что данные учета -- это не то, что нужно их подчиненным (именно этим в значительной мере и объясняется презрительное отношение специалистов по ИС и ИТ к учету и бухгалтерам). Но они, как правило, не понимали, что потребность состоит не в объеме данных, не в технологии и не в скорости. Требовалось новое определение информации, новые концепции. То в одной компании, то в другой, высшее руководство в последние годы задается вопросом: какие концепции информации нужны нам для выполнения наших задач? И требовать такую информацию руководители стали у своих традиционных поставщиков информации -- специалистов по учету. Первой новой концепцией информации, получившей широкое распространение, стал учет экономических цепочек (economic-chain accounting).
Традиционный учет, верный своему происхождению стража активов и архивариуса корпорации как юридического лица, поставляет данные только о финансовых событиях внутри фирмы. Учет экономических цепочек позволяет проследить издержки по всей экономической цепочке, от поставщика до конечного потребителя. Потребитель, естественно, оплачивает все эти издержки и совсем не интересуется, где они были понесены. Даже самый могущественный производитель (например, General Motors на пике своей мощи, когда 70% деталей и материалов изготовлялось самой компанией) производит меньше одной десятой того, что в конце концов платит потребитель.
Учет экономических цепочек, вообще говоря, был изобретен примерно восемьдесят лет назад в Соединенных Штатах Уильямом Дюраном, который в период с 1908 по 1920 год (задолго до Альфреда Слоуна) построил GM. Именно его следует считать изобретателем автомобильной промышленности. В начале двадцатых годов его модель учета была скопирована (с небольшими модификациями) компанией Sears Roebuck, а еще десятью годами позже -- и опять с небольшими изменениями -- компанией Marks & Spencer в Англии. Около 1950 года ее, практически без изменений скопировала компания Toyota. А затем, двадцать пять лет спустя, покойный Сэм Уолтон привез эту систему обратно в Соединенные Штаты и заложил ее в фундамент успеха Wal-Mart.
Учет экономических цепочек не требует наличия компьютера. У Дюрана, скорее всего, не было даже арифмометра. Тем не менее, компьютер способен оказать огромную помощь в расчетах, и именно поэтому учет экономических цепочек сейчас все шире распространяется в производственных компаниях и еще быстрее -- в сервисных предприятиях, например, в сетях розничной торговли.
Около 1980 года появился пооперационный учет (activity-based accounting). В отличие от традиционного учета издержек, пооперационный учет разработан не для сокращения затрат, а для увеличения их отдачи. Его центр внимания -- создание стоимости, а не избежание напрасных трат. С тех пор у нас появилось много новых базовых концепций, а заодно и много ценной для руководства информации. Две наиболее заметных таких концепции -- экономическая добавленная стоимость (economic value added, или EVA) и рейтинговая система оценки руководством результатов деятельности (executive scoreboard).
Все эти концепции разрабатывались
независимо друг от друга разными
людьми. Каждая из них получает исходные
данные из системы учета. Но используются
эти данные по-новому. Все эти
концепции основаны на определении
предприятия как источника
Уже можно определить следующую и, вероятно, еще более важную, задачу разработки эффективных информационных систем для высшего руководства: сбор и организацию информации о ВНЕШНЕМ МИРЕ. Все данные, которые у нас есть на сегодня, включая те, что получены применением новых средств, отражают только внутреннее состояние. Но внутри предприятия (да и внутри всей экономической цепочки) существуют только издержки. Результаты находятся только снаружи. Единственно возможный центр прибыли -- это платежеспособный клиент. Но относительно внешнего мира (клиентов и, что тоже важно, не-клиентов; конкурентов и, что тоже важно, не-конкурентов; рынков; технологий, используемых в других отраслях; валют; экономического положения стран и т.п.) у нас практически нет данных. Немногие предприятия пользуются даже той минимальной информацией, что доступна, или уделяют хоть какое-то внимание демографической статистике. Еще меньше компаний понимают, что важнее всего для планирования и стратегии достоверная информация о том, растет или снижается доля доходов, которую клиенты тратят на продукцию или услуги их отрасли.
Насколько плохо высшее руководство снабжается критически важной информацией о внешнем мире, даже если ее легко найти, показывает недавний экономический спад в странах Азии. Спад был предсказуем по крайней мере за год. Единственный вопрос состоял в том, что непосредственно вызовет его и где он начнется. Но он был ясно видим в публичной статистике величины и состава государственного долга конкретных стран и в их платежных балансах. И тем не менее большинство крупных компаний -- американских и японских -- оказались к нему совершенно не готовы. Вся их информация была ВНУТРЕННЕЙ, невзирая на их значительное участие в хозяйстве этих стран.
Внешняя информация для высшего руководства, которую начинает поставлять новая революция, будет становиться все более важной и срочной. Все новые концепции информации, от учета экономических цепочек и пооперационного учета до EVA и рейтинговой системы оценки, все еще поставляют только внутреннюю информацию. Так же устроены и существующие информационные системы. Можно даже сказать, что компьютер и потоки данных, которые стали возможными благодаря ему, включая новые концепции информации, скорее повредили, чем помогли, задачам руководства предприятием. Они усилили вечную дегенеративную тенденцию руководства, особенно частую в крупных корпорациях: сосредотачиваться на издержках и усилиях внутри компании, но не на возможностях, изменениях и угрозах снаружи. Такая тенденция становится все более опасной, если принять во внимание глобализацию отраслей, быстрые изменения на рынках и в поведении потребителей, миграцию технологий по нетрадиционным путям из одной отрасли в другую и растущую нестабильность валют. Чем больше внутренней информации получает высшее руководство, тем больше ему необходимо уравновешивающей ее внешней информации -- а ее пока не существует.
В течение следующих 10-15 лет создание этих данных станет следующим информационным рубежом. Работа эта уже началась, но выполняют ее не специалисты по ИС и ИТ, а в основном высшее руководство в узкоспециализированных компаниях среднего размера -- люди, которые в конечном счете отвечают за маркетинг в этих компаниях. И снова очень немногие специалисты по ИС и ИТ оказываются хотя бы осведомлены о сущности проблемы, не говоря уже о готовности ее решать.
Новая информационная революция началась в коммерческом секторе и именно в нем зашла дальше всего. Но она уже начинает охватывать образование и здравоохранение. Она изменит обе эти области очень сильно. И снова изменения в концепциях в конце концов окажутся не менее, а то и более, важными, чем изменения в инструментарии и технологии. Сейчас уже многим ясно, что технология образования изменится очень сильно, что вызовет изменения и в структуре образования. Дистанционное обучение, например, вполне может в течение следующих 25 лет заменить один чисто американский институт -- независимый колледж. С каждым днем становится все яснее, что технические изменения приведут (должны привести!) к новому определению образования. Одно вероятное последствие: центр тяжести в высшем образовании может переместиться на программы непрерывного профессионального обучения взрослых. Это, в свою очередь, вероятно, вызовет перемещение учебного процесса из университетских городков во множество новых мест: жилые дома, автомобили, пригородные поезда, места работы, подвалы церквей и школьные классы, где небольшие учебные группы смогут собираться после работы.
В здравоохранении аналогичное смещение концепций, вполне вероятно, приведет к тому, что здравоохранение будут определять не как борьбу с болезнями, а как поддержание физического и психического здоровья. Борьба с болезнями, без сомнения, останется важной частью здравоохранения, но только на правах, как сказал бы логик, подмножества. Ни один из традиционных поставщиков здравоохранения -- ни больница, ни частнопрактикующий врач-терапевт -- не сможет в своей нынешней роли пережить такие изменения. В образовании и здравоохранении акцент в ИТ все больше будет смещаться от "Т" к "И", точно так же, как и на предприятиях и в экономике в целом. Готовы ли к этому специалисты по ИС и ИТ? Пока что я не вижу ни малейшего этому подтверждения.
Сегодняшняя информационная революция,
вообще говоря -- четвертая информационная
революция в истории
Прежде всего стоит научиться скромности.
Сегодня вся полагают, что современная информационная революция не имеет прецедентов по снижению стоимости и широте распространения информации -- будь то "стоимость байта" или цена компьютера -- а также по скорости и размаху влияния на общество. Эти воззрения -- обыкновенная чепуха. На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. По числу занятых она, вероятно, была крупнейшей в Европе. Она состояла в основном из тысяч монастырей, во многих из которых жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый такой монах трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1.200-1.300 рукописных страниц.
Через пятьдесят лет, к 1500 году, у монахов не осталось работы. Этих монахов (некоторые оценки показывают, что их общая численность в Европе превышала 10.000) заменило небольшое число ремесленников-печатников, которых по всей Европе было не более 1.000 (хотя в Скандинавии они тогда только начинали появляться). Для выпуска печатной книги была необходима согласованная работа до 20 таких ремесленников, от одного высококвалифицированного резчика шрифтов до десятка или больше относительно низкоквалифицированных переплетчиков. Такая группа ежегодно выпускала примерно 25 наименований, в среднем по 200 страниц в книге, или 5.000 готовых к размножению страниц. К 1505 году тиражи в 500 экземпляров стали обыденностью. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 миллионов печатных страниц в год, переплетенных в 125.000 готовых к продаже книг -- 2.500.000 страниц на одного работника против 1.200-1.300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.
Сильно упали цены. В середине XV века -- на момент изобретения пресса Гутенбергом -- книги были роскошью, которую могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 году из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1.000 страниц), цена была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести.
Снижение издержек и цен в ходе третьей информационной революции было по крайней мере одного порядка с тем, что произошло в ходе сегодняшней, четвертой революции. То же относится к скорости и размаху.
Точно те же выводы можно сделать в отношении любой другой крупной технологической революции. Несмотря на то, что хлопок -- это самое лучшее из текстильных волокон (он легко стирается и пригоден для изготовления практически любой одежды), его обработка требует много времени и сил. Для производства фунта хлопковой пряжи требовалось 12-14 человеко-дней против 1-2 для шерстяной, 2-5 для льняной и 6 для шелковой.
С 1764 года, когда появились первые машины для переработки хлопка (а с ними и промышленная революция) по 1784 год время, необходимое для производства фунта хлопковой пряжи, уменьшилось до нескольких человеко-часов. Цена упала на 70%, а производство выросло в 25 раз. (Так уж получилось, что ровно столько же времени прошло от создания ENIAC до появления IBM 360.) Все это произошло еще до того, как Илай Уитни изобрел чесальную машину (1793), после чего цена хлопковой пряжи упала еще более чем на 90% -- примерно до одной тысячной той, что существовала до начала промышленной революции всего 50-60 годами ранее.
Не менее важным, чем снижение
издержек и скорость распространения,
оказалось влияние
Информация о работе Информационные революции и их роль в развитии общества