Тема 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕГО
СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Информатизация образования
Информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ) и их использование
в образовании. Переход от разрозненного
использования средств ИКТ к
системной информатизации образования.
Понятие информатизации образования.
Средства информатизации образования
Информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ) с каждым днем все
больше проникают в различные
сферы образовательной деятельности.
Этому способствуют, как внешние
факторы, связанные с повсеместной
информатизацией общества и необходимостью
соответствующей подготовки специалистов,
так и внутренние факторы, связанные с
распространением в учебных заведениях
современной компьютерной техники и программного
обеспечения, принятием государственных
и межгосударственных программ информатизации
образования, появлением необходимого
опыта информатизации у все большего количества
педагогов. В большинстве случаев использование
средств информатизации оказывает реальное
положительное влияние на интенсификацию
труда учителей школ, а также на эффективность
обучения школьников.
Слово "технология" имеет греческие
корни и в переводе означает науку, совокупность
методов и приемов обработки или переработки
сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий
и преобразования их в предметы потребления.
Современное понимание этого слова включает
и применение научных и инженерных знаний
для решения практических задач. В таком
случае информационными и телекоммуникационными
технологиями можно считать такие технологии,
которые направлены на обработку и преобразование
информации.
Информационные и телекоммуникационные
технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие,
описывающее различные методы, способы
и алгоритмы сбора, хранения, обработки,
представления и передачи информации.
В это определение умышленно не включено
слово "использование". Использование
информационных и телекоммуникационных
технологий позволяет говорить о еще одной
технологии - технологии использования
информационных и телекоммуникационных
технологий в образовании, медицине, военном
деле и многих других областях деятельности
человека, что является частью технологий
информатизации. Каждая из этих областей
накладывает на технологию информатизации
свои ограничения и особенности. В качестве
примера можно привести технологию Интернет,
рассматриваемую как информационную и
телекоммуникационную технологию. При
этом технологию использования Интернет
в обучении школьников разумно считать
не информационной и телекоммуникационной
технологией, а технологией информатизации
общего среднего образования.
Важно понимать, что понятие технологии
информатизации образования значительно
шире, чем только технология использования
информационных и телекоммуникационных
технологий в сфере образования. Это понятие
включает в себя весь комплекс приемов,
методов, способов и подходов обеспечивающих
достижение целей информатизации образования.
Так, например, к технологиям информатизации
образования в полной мере могут быть
отнесены приемы создания и оценки качества
информационных ресурсов образовательного
назначения, методы обучения педагогов
эффективному использованию информационных
и коммуникационных технологий в своей
профессиональной деятельности.
В основе средств ИКТ, используемых в сфере
общего среднего образования, находится
персональный компьютер, оснащенный набором
периферийных устройств.
Возможности компьютера
определяются установленным на нем
программным обеспечением. Основными
категориями программных средств
являются системные программы, прикладные
программы и инструментальные средства.
К системным программам относятся операционные
системы, обеспечивающие взаимодействие
компьютера с оборудованием и пользователя
с персональным компьютером, а также различные
служебные или сервисные программы. К
прикладным программам относят программное
обеспечение, которое является инструментарием
информационных технологий - технологий
работы с текстами, графикой, табличными
данными и т.д. К инструментальным программам
относятся программы, предназначенные
для разработки программного обеспечения.
В системе общего среднего образования
широкое распространение получают универсальные
офисные прикладные программы и средства
информационных и телекоммуникационных
технологий: текстовые процессоры, электронные
таблицы, программы подготовки презентаций,
системы управления базами данных, органайзеры,
графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей школьники
и учителя приобрели новую возможность
оперативно получать информацию из любой
точки земного шара. Через глобальную
телекоммуникационную сеть Интернет возможен
мгновенный доступ к мировым информационным
ресурсам (электронным библиотекам, базам
данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом
популярном ресурсе Интернет - всемирной
паутине WWW опубликовано несколько миллиардов
мультимедийных документов.
В телекоммуникационной
сети Интернет доступны и многие другие
распространенные сервисы, позволяющие
людям общаться и обмениваться необходимой информацией, к числу которых
относятся электронная почта, ICQ, списки
рассылки, группы новостей, чат. Разработаны
специальные программы для общения в реальном
режиме времени, позволяющие после установления
связи передавать тексты, звуки и изображения.
Эти программы позволяют организовать
совместную работу удаленных пользователей
с программой, запущенной на отдельном
компьютере.
С появлением новых алгоритмов сжатия
данных доступное для передачи по компьютерной
сети качество звука существенно повысилось
и стало приближаться к качеству звука
в обычных телефонных сетях. Как следствие,
весьма активно стала развиваться относительно
новая технология - Интернет-телефония.
С помощью специального оборудования
и программного обеспечения через сеть
Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска
информации в компьютерных сетях применяются
технологии поиска информации, цель которых
- собирать данные об информационных ресурсах
глобальной компьютерной сети и предоставлять
пользователям возможность быстрого поиска
информации. С помощью поисковых систем
можно искать документы всемирной паутины,
мультимедийные файлы и программное обеспечение,
адресную информацию об организациях
и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится
возможным широкий доступ к учебно-методической
и научной информации, организация оперативной
консультационной помощи, моделирование
научно-исследовательской деятельности,
проведение виртуальных учебных занятий
(семинаров, лекций) в реальном режиме
времени.
К числу значимых информационных и телекоммуникационных
технологий относится видеозапись и телевидение.
Видеопленки и соответствующие средства
информатизации позволяют большому количеству
обучаемых прослушивать лекции лучших
преподавателей.
При этом видеокассеты
с лекциями могут быть использованы
как в специально оборудованных
аудиториях, так и в домашних условиях.
Очень часто основной учебный
материал излагается одновременно (согласованно)
в печатных изданиях и на видеокассетах.
В качестве примера можно привести ставшее
традиционным обучение иностранным языкам
в школе, в ходе которого обучаемые часто
используют печатные издания совместно
с магнитофоном или компьютером, оснащенным
соответствующей обучающей программой.
В таком случае очень часто возникает
вопрос о целесообразности и необходимости
использования различных информационных
и телекоммуникационных технологий. Так,
например, если в ходе обучения необходима
визуальная информация, и ее невозможно
предоставить обучаемому в печатном виде,
то необходимость видеоматериалов очевидна.
Если видеопленка или видеодемонстрация,
организованная с помощью компьютера,
- всего лишь запись лекции без каких-либо
дополнительных специальных иллюстраций,
то тогда использование информационной
технологии может быть оправданным, но
не необходимым.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных
информационных технологий, играет очень
большую роль в жизни людей: в каждой семье
сейчас есть хотя бы один телевизор. Обучающие
телепрограммы широко используются по
всему миру и являются ярким примером
практической информатизации образования.
Благодаря телевидению, появляется возможность
транслировать лекции для широкой аудитории
в целях повышения общего развития данной
аудитории без последующего контроля
усвоения знаний, а также возможность
впоследствии проверять знания при помощи
специальных тестов и экзаменов.
К сожалению, данная технология может
применяться только для большой аудитории,
например, для изучающих иностранные языки
или основы каких-либо наук. Трудно использовать
национальное или даже городское телевидение
для школьных учебных курсов более узкой
направленности.
Многие обучающие теле- и радиопрограммы
передаются через спутниковое телевидение.
Например, международная организация
INTELSAT, основанная в 1971 году, позволяет
транслировать обучающие программы практически
на весь мир, предоставляя для этого все
свои 15 спутников. Спутниковые каналы
позволяют также организовывать коммуникационные
сети ISDN, которые позволяют передавать
в цифровом виде одновременно видеоизображение,
звук, текст и копии документов.
Мощной технологией, позволяющей хранить
и передавать основной объем изучаемого
материала, являются образовательные
электронные издания, как распространяемые
в компьютерных сетях, так и записанные
на специальных носителях информации:
CD-ROM, DVD и т.д. Индивидуальная и коллективная
работа школьников с ними может способствовать
более глубокому усвоению и пониманию
материала. Эта технология позволяет,
при соответствующей доработке, приспособить
существующие учебные материалы и средства
обучения к индивидуальному пользованию,
предоставляет возможности для самообучения
и самопроверки полученных знаний.
Благодаря современным информационным
и телекоммуникационным технологиям,
таким как электронная почта, телеконференции
или ICQ общение между участниками образовательного
процесса может быть распределено в пространстве
и во времени. Так, например, педагоги и
обучаемые могут общаться между собой,
находясь в разных странах, в удобное для
них время. Такой диалог может быть растянут
во времени - вопрос может быть задан сегодня,
а ответ на него получен через несколько
дней. С помощью таких подходов становится
возможным обмен информацией (вопросы,
советы, дополнительный материал, контрольные
задания), что позволяет обучаемым и преподавателям
анализировать полученные сообщения и
отвечать на них в любое удобное время.
Информационные и телекоммуникационные
технологии, используемые в сфере общего
среднего образования, можно классифицировать
согласно разным критериям. Так, например,
при изучении информатизации образования,
в качестве критерия удобно рассматривать
цель использования метода, способа или
алгоритма воздействия на информацию.
В этом случае можно выделить технологии
хранения, представления, ввода, вывода,
обработки и передачи информации.
Информационных и телекоммуникационных
много. С каждым годом появляются новые
средства и технологии, важные с точки
зрения информатизации образования. Перечислить
и, тем более, изучить их все невозможно.
Важно понимать, что при определенных
условиях многие из этих технологий способны
существенно повлиять на повышение качества
обучения и воспитания школьников.
В то же время любой опытный учитель подтвердит,
что на фоне достаточно частого положительного
эффекта от внедрения информационных
технологий, во многих случаях использование
средств информатизации никак не сказывается
на повышении эффективности обучения,
а в некоторых случаях такое использование
имеет негативный эффект. Очевидно, что
решение проблем уместной и оправданной
информатизации обучения должно осуществляться
комплексно и повсеместно. Обучение корректному,
оправданному и уместному использованию
средств информационных и коммуникационных
технологий должно войти в содержание
подготовки педагогов в области информатизации
образования.
Задачам информатизации общества и всех
его сфер, к числу которых относится и
образование, уделяется повышенное внимание
государства. Необходимость системного
государственного подхода к процессу
развития информатизации общества начала
осознаваться в начале 90-х годов прошлого
века. Так, например, еще в 1990 году была
разработана и принята "Концепция информатизации
общества", а понятие "информатизация"
стало все шире использоваться как в научной,
так и в общественно-политической терминологии,
постепенно вытесняя понятие "компьютеризация".
Относительно широкое определение понятия
"информатизация" дал в своих публикациях
академик А.П. Ершов. Он писал, что "информатизация
- это комплекс мер, направленный на обеспечение
полного использования достоверного,
исчерпывающего и своевременного знания
во всех общественно значимых видах человеческой
деятельности". При этом А.П. Ершов подчеркивал,
что информация становится "стратегическим
ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим
его способность к успешному развитию".
В то же время, по заключению ЮНЕСКО, информатизация
- это широкомасштабное применение методов
и средств сбора, хранения и распространения
информации, обеспечивающей систематизацию
имеющихся и формирование новых знаний,
и их использование обществом для текущего
управления и дальнейшего совершенствования
и развития.
Очевидно, что с одной стороны оба указанных
определения не противоречат друг другу,
и, с другой стороны, определяют, в том
числе и информатизацию сферы образования,
являющейся одной из областей деятельности
человека. Таким образом, понятие "информатизация
образования" может быть введено адаптацией
этих двух определений.
Информатизация
образования представляет собой область
научно-практической деятельности человека,
направленной на применение технологий
и средств сбора, хранения, обработки и
распространения информации, обеспечивающее
систематизацию имеющихся и формирование
новых знаний в сфере образования для
достижения психолого-педагогических
целей обучения и воспитания.
Информатизация образования на практике
невозможна без применения специально
разработанных компьютерных аппаратных
и программных средств, которые называются
средствами информатизации образования.
Средствами информатизации
образования называются компьютерное
аппаратное и программное обеспечение,
а также их содержательное наполнение,
используемые для достижения целей информатизации
образования.
Использование только средств информатизации
образования недостаточно для полноценного
применения информационных и телекоммуникационных
технологий в образовании. На практике
такие средства обязательно должны быть
дополнены идеологической базой информатизации
образования, а также деятельностью специалистов
в различных областях знаний, чье участие
необходимо для достижения целей информатизации.
Очевидно, что понятия средств информатизации
образования и средств ИКТ оказываются
тесным образом связанными. Во многих
случаях эти два понятия означают одно
и то же. При этом понятие средств информатизации
образования является более широким и
включает в себя средства ИКТ.
Информатизация образования, независимо
от направления ее реализации, является
широкой, многоаспектной областью деятельности
человека, влияющей на функционирование
всей системы образования, и, без преувеличения,
на жизнь всего общества в целом.
Особую задачу представляет собой информатизация
деятельности каждой отдельно взятой
школы или другого учреждения общего среднего
образования.
Информатизация конкретного учебного
заведения представляет собой комплекс
мероприятий, нацеленных на применение
средств информационных технологий для
повышения эффективности процессов обработки
информации во всех, без исключения, видах
деятельности современного учреждения
общего среднего образования.
К сожалению, очень часто под информатизацией
образования подразумевается внедрение
информационных и телекоммуникационных
технологий в учебный процесс. Это, действительно,
важнейшее направление информатизации
образования, оказывающее определяющее
влияние на повышение качества подготовки
школьников. Однако, изучая информатизацию
образования, важно понимать, что собственно
учебный процесс является основной, но
далеко не единственной областью деятельности
современной школы, в которой в настоящее
время происходит массовое внедрение
различных информационных технологий.
Приоритетным направлением в обучении
информатизации образования должен стать
переход от обучения техническим и технологическим
аспектам работы с компьютерными средствами
к обучению корректному содержательному
формированию, отбору и уместному использованию
образовательных электронных изданий
и ресурсов, к системной информатизации
образования. Современный учитель должен
не только обладать знаниями в области
информационных и коммуникационных технологий,
что входит в содержание курсов информатики,
изучаемых в педагогических вузах, но
и быть специалистом по применению новых
технологий в своей профессиональной
деятельности в школе.
1.2. Положительные и отрицательные
стороны информатизации образования
Целесообразность и
эффективность использования средств
информатизации в общем среднем
образовании
Может сложиться впечатление,
что использование средств ИКТ всегда
оправданно во всех областях образовательной
деятельности. Безусловно, во многих случаях
это именно так. Вместе с тем, информатизация
образования обладает и рядом негативных
аспектов. Позитивные и негативные факторы
информатизации общего среднего образования
необходимо знать и учитывать в практической
работе каждому учителю.
Использование средств ИКТ в системе подготовки
школьников приводит к обогащению педагогической
и организационной деятельности средней
школы следующими значимыми возможностями:
- совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;
- введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
- внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
- повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
- организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;
- совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.
Процесс информатизации образования,
поддерживая интеграционные тенденции
познания закономерностей предметных
областей и окружающей среды, актуализирует
разработку подходов к использованию
потенциала информационных технологий
для развития личности школьников. Этот
процесс повышает уровень активности
и реактивности обучаемого, развивает
способности альтернативного мышления,
формирования умений разрабатывать стратегию
поиска решений как учебных, так и практических
задач, позволяет прогнозировать результаты
реализации принятых решений на основе
моделирования изучаемых объектов, явлений,
процессов и взаимосвязей между ними.
Перечисленные положительные стороны
использования информационных и коммуникационных
технологий в общем среднем образовании
далеко не единственны. По мере изучения
конкретных информационных технологий
и областей информатизации образования
будут описаны и другие многочисленные
"плюсы" информатизации.
Использование современных средств ИКТ
во всех формах обучения может привести
и к ряду негативных последствий.
В частности, чаще всего одним из преимуществ
обучения с использованием средств информатизации
называют индивидуализацию обучения.
Однако наряду с преимуществами здесь
есть и крупные недостатки, связанные
с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация
сводит к минимуму ограниченное в учебном
процессе живое общение учителей и школьников,
учащихся между собой, предлагая им общение
в виде "диалога с компьютером". Это
приводит к тому, что обучаемый, активно
пользующийся живой речью, надолго замолкает
при работе со средствами ИКТ. Орган объективизации
мышления человека - речь оказывается
выключенным, обездвиженным в течение
многих лет обучения. Обучаемый не получает
достаточной практики диалогического
общения, формирования и формулирования
мысли на профессиональном языке.
Другим существенным
недостатком повсеместного использования
средств ИКТ в общем среднем
образовании является свертывание
социальных контактов, сокращение практики социального
взаимодействия и общения, индивидуализм.
Наибольшую трудность представляет собой
переход от информации, циркулирующей
в системе обучения, к самостоятельным
профессиональным действиям, иначе говоря,
от знаковой системы как формы представления
знания на страницах учебника, экране
дисплея и т.п. к системе практических
действий, имеющих принципиально иную
логику, нежели логика организации системы
знаков. Это классическая проблема применения
знаний на практике, формальных знаний,
а на психологическом языке - проблема
перехода от мысли, к действию.
Определенные трудности и негативные
моменты могут возникнуть в результате
применения современных средств ИКТ, предоставляющие
учителям и школьникам значительную свободу
в поиске и использовании информации.
При этом некоторые педагоги и обучаемые
зачастую неспособны воспользоваться
той свободой, которую предоставляют современные
телекоммуникационные средства. Часто
запутанные и сложные способы представления
могут стать причиной отвлечения обучаемого
от изучаемого материала из-за различных
несоответствий. К тому же, нелинейная
структура информации подвергает школьника
"соблазну" следовать по предлагаемым
ссылкам, что, при неумелом использовании,
может отвлечь от основного русла изложения
учебного материала.
Колоссальные объемы информации, представляемые
некоторыми средствами информатизации,
такими как электронные справочники, энциклопедии,
Интернет-порталы, также могут отвлекать
внимание в процессе обучения.
Более того, кратковременная память человека
обладает очень ограниченными возможностями.
Как правило, обыкновенный человек способен
уверенно помнить и оперировать одновременно
лишь семью различными мыслимыми категориями.
Когда школьнику одновременно демонстрируют
информацию разных типов, может возникнуть
ситуация, в которой он отвлекается от
одних типов информации, чтобы уследить
за другими, пропуская важную информацию.
Использование информационных ресурсов,
опубликованных в сети Интернет, часто
приводит к отрицательным последствиям.
Чаще всего при использовании таких средств
ИКТ срабатывает свойственный всему живому
принцип экономии сил: заимствованные
из сети Интернет готовые проекты, рефераты,
доклады и решения задач из школьных учебников
стали сегодня в школе уже привычным фактом,
не способствующим повышению эффективности
обучения и воспитания школьников.
Определенную
опасность таит внешнее поверхностное
использование средств ИКТ и
информационных ресурсов для выполнения
малозначимых в общеобразовательном
плане групповых и индивидуальных
проектов.
Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной
игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить
"заигравшихся" школьников, которые,
к сожалению, в настоящее время тоже не
являются редкостью.
Средства ИКТ могут стать не только мощным
средством становления и развития школьников
(как личности; субъекта познания, практической
деятельности, общения, самосознания),
но и, наоборот, способствовать формированию
шаблонного мышления, формального и безынициативного
отношения к деятельности и т.п.
Во многих случаях использование средств
информатизации образования неоправданно
лишает школьников возможности проведения
реальных опытов своими руками, что негативно
сказывается на результатах обучения.
И, наконец, нельзя забывать о том, что
чрезмерное и не оправданное использование
большинства средств информатизации негативно
отражается на здоровье всех участников
образовательного процесса.
Используя средства ИКТ, учителя должны
учитывать два возможных направления
внедрения средств информатизации в учебный
процесс. Первое из них связано с тем, что
средства ИКТ включаются в учебный процесс
в качестве "поддерживающих" средств
в рамках традиционных методов исторически
сложившейся системы общего среднего
образования. В этом случае средства ИКТ
выступают как средство интенсификации
учебного процесса, индивидуализации
обучения и частичной автоматизации рутинной
работы учителей, связанной с учетом, измерением
и оценкой знаний школьников.
Внедрение средств ИКТ в рамках второго
направления приводит к изменению содержания
общего среднего образования, пересмотру
методов и форм организации учебного процесса,
построению целостных курсов, основанных
на использовании содержательного наполнения
средств информатизации в отдельных школьных
учебных дисциплинах. Знания, умения и
навыки в этом случае рассматриваются
не как цель, а как средство развития личности
школьника.
Использование информационных и коммуникационных
технологий будет оправданным и приведет
к повышению эффективности обучения в
том случае, если такое использование
будет отвечать конкретным потребностям
системы образования, если обучение в
полном объеме без использования соответствующих
средств информатизации невозможно или
затруднительно. Необходимо учитывать
несколько групп таких потребностей, определяемых,
как в отношении собственно учебного процесса,
так и в отношении других сфер деятельности
учителей школ.
В первую группу
можно отнести потребности, связанные
с формированием у школьников определенных систем знаний.
Такие потребности возникают при знакомстве
с содержанием сразу нескольких дисциплин,
при проведении занятий, имеющих межпредметный
характер. Кроме того, они возникают при
изучении элементов микро и макромиров,
а также в случае необходимости изучения
ряда понятий, теорий и законов, которые
при традиционном обучении не могут найти
требуемого опытного обоснования (изучение
невесомости, знакомство с понятием бесконечность).
Вторая группа
потребностей определяется необходимостью
овладения школьниками репродуктивными
умениями. Потребности этой группы
возникают в ситуациях, связанных с вычислениями
(сокращение времени, проверка и обработка
результатов). Наряду с этим потребности
второй группы возникают при отработке
типовых умений по каждой дисциплине (определение
цены деления измерительных приборов
в физике, составление изомеров по углеродному
скелету в химии) и при формировании общеучебных
умений (общелогических - систематизации
и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных
- умений планировать эксперимент, осуществлять
сбор и анализ информации).
Третья группа
потребностей определяется необходимостью
формирования у учащихся творческих умений
(главным признаком творчества является
новизна полученного продукта). Такие
потребности возникают при решении оптимизационных
задач, в которых из ряда возможных вариантов
выбирается один - наиболее рациональный
с определенной точки зрения, при решении
задач на выбор самого экономичного решения
или наиболее оптимального варианта протекания
процесса (нахождение оптимального решения
не только математически, но и графически).
Потребности этой группы возникают при
постановке и решении задач на проверку
выдвигаемых гипотез, при необходимости
развития конструктивно-комбинаторных
творческих умений (использование цифровых
конструкторов, позволяющих собирать
целое из частей, моделировать объекты
и процессы). Кроме того, сюда можно отнести
и потребности, вытекающие из необходимости
моделирования процессов или последовательности
событий, что позволяет ученику делать
выводы о факторах, оказывающих влияние
на протекание процессов или событий.
И, наконец, к третьей группе можно отнести
потребности, возникающие в ходе лабораторного
эксперимента, требующего для своего проведения
приборов, недоступных для конкретного
учебного заведения или очень длительного
(короткого) промежутка времени. При этом
такой лабораторный эксперимент может
проводиться в рамках педагогических
измерений и также повлечь за собой необходимость
использования соответствующих информационных
и телекоммуникационных технологий.
Четвертая группа
потребностей связана с воспитанием и
необходимостью формирования у школьников
определенных личностных качеств. Потребности,
относимые к четвертой группе, возникают
для организации моделирования, создающего
возможности нравственного воспитания
обучаемых через решение социальных, экологических
и других проблем (анализ возможных последствий
аварий, последствий применения различных
технологий, позволяющий не только научить
учащихся избегать подобных опасностей,
но и воспитать нравственные оценки их
возникновения в современном мире). Также
потребности в использовании средств
ИКТ образования могут возникать для формирования
у школьников чувства ответственности
по отношению к другим людям, по отношению
к себе и собственному организму.
Все приведенные выше доводы и факторы
говорят о том, что применение средств
ИКТ в обучении школьников по принципу
"чем больше, тем лучше" не может привести
к реальному повышению эффективности
системы общего среднего образования.
В использовании средств информатизации
образования необходим взвешенный и четко
аргументированный подход.
1.3. Информатизация образования
и жизнь общества
Информационные революции.
Управляемая и неуправляемая
информатизация. Информатизация различных
видов образовательной деятельности
Прежде чем говорить об особенностях
информатизации современного общества
и его сферы образования, важно понять
исторические предпосылки информатизации.
Исторический процесс информатизации
общества точно описывается с помощью
последовательности информационных революций,
связанных с появлением новых для своего
времени технологий.
Информационная революция заключается
в изменении способов и инструментов сбора,
обработки, хранения и передачи информации,
приводящем к увеличению объёма информации,
доступной активной части населения. (Посмотреть флеш-анимацию) Таких
революций шесть.
Первая информационная революция
заключается в появлении языка и членораздельной
человеческой речи.
Вторая информационная революция
связана с изобретением письменности.
Это изобретение позволило не только обеспечить
сохранность уже накопленной человеческим
обществом информации, но и повысить её
достоверность, создать условия для более
широкого, чем ранее, распространения
информации.
Третья информационная революция
порождена изобретением в XV веке книгопечатания,
которое многие считают одной из первых
информационных технологий. Появление
и развитие печатных средств массовой
информации, таких как газеты и журналы,
явилось результатом третьей информационной
революции.
Четвертая информационная революция
началась в ХIХ веке. Тогда были изобретены
такие средства передачи и распространения
информации как телеграф, телефон, радио
и телевидение.
Пятая информационная революция
произошла в середине XX века, когда человечество
стало активно использовать вычислительную
технику. Применение ЭВМ для обработки
научной информации кардинальным образом
изменило возможности человека по активной
и эффективной обработке информации. Впервые,
за всю историю развития цивилизации,
человек получил высокоэффективное средство
для повышения производительности интеллектуального
труда.
Сегодня мы являемся свидетелями шестой информационной революции
связанной с появлением глобальных телекоммуникационных
компьютерных сетей и их интеграцией с
технологиями мультимедиа и виртуальной
реальности.
Шесть информационных революций изменили
общество. На лицо развитие и распространение
информации и информационных технологий,
что позволяет говорить о наличии процессов
информатизации. Информатизация оказывает
революционное воздействие на все сферы
жизнедеятельности общества, кардинально
изменяет условия жизни и деятельности
людей, их культуру, стереотип поведения,
образ мыслей.
Очевидный прогресс в области информационных
технологий повлек за собой появление
в научных и научно-популярных изданиях
термина "информационное общество".
Некоторые ученые под информационным
понимают общество, в котором главным
продуктом производства являются знания.
Использование такого показателя как
количество накопленных человечеством
знаний в качестве критерия для присвоения
обществу статуса информационного общества
оправдано, поскольку по некоторым оценкам,
с начала нашей эры первое удвоение накопленных
человечеством знаний произошло к 1750 году,
второе - к началу ХХ века, третье - уже
к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем
знаний в мире удваивался каждые 10 лет,
с 1970 года - каждые 5 лет, а с 1991 года - ежегодно.
Это означает, что на сегодняшний день
объем знаний в мире увеличился более
чем в 250 тысяч раз.
История формирования информационного
общества содержит в себе историю зарождения
и развития новых видов человеческой деятельности,
связанных с информатизацией. За последние
годы в обществе появились специализированные
профессиональные группы людей, связанные
с обслуживанием компьютерной техники
и процессов обработки информации (операторы,
программисты, системные аналитики, проектировщики
и т.п.), оказанием консультативных, научно-информационных
и других услуг подобного рода. Очевидно,
что возникновение новых научных и профессиональных
направлений требует специализированной
системы подготовки кадров, в которой
не только содержание, но и методы и средства
обучения должны соответствовать реалиям
соответствующего этапа информатизации
общества.
Неслучайно информатизация образования
обеспечивает достижение двух стратегических
целей. Первая из них заключается в повышении
эффективности всех видов образовательной
деятельности на основе использования
информационных и коммуникационных технологий.
Вторая - в повышении качества подготовки
специалистов с новым типом мышления,
соответствующим требованиям информационного
общества.
Исторически информатизация образования,
являясь неотъемлемой частью информатизации
общества, осуществляется по двум основным
направлениям: управляемому и неуправляемому.
Управляемая информатизация образования
имеет характер организованного процесса
и поддерживается материальными ресурсами.
В ее основе лежат обоснованные общепризнанные
концепции и программы.
Неуправляемая информатизация образования
реализуется снизу по инициативе работников
системы образования и охватывает наиболее
актуальные сферы образовательной деятельности
и предметные области.
Переход современного общества к информационной
эпохе своего развития выдвигает в качестве
одной из основных задач, стоящих перед
системой образования, задачу формирования
основ информационной культуры будущего
специалиста. Потребность общества в квалифицированных
специалистах, владеющих арсеналом технологий
и средств информатизации, превращается
в ведущий фактор образовательной политики.
Информационная культура члена современного
информационного общества может быть
представлена как относительно целостная
подсистема профессиональной и общей
культуры человека, связанная с ними едиными
категориями (культура мышления, поведения,
общения и деятельности) и включающая
в себя следующие основные компоненты:
- принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека,
- культуру общения и сотрудничества в области информатики и информационных технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений,
- компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления,
- предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях,
- использование преимуществ ИКТ для наиболее эффективного решения профессиональных задач,
- знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств ИКТ,
- реализацию в информационно-профессиональной деятельности принципов научной организации труда и здоровьесбережения.
Очевидно, что в понятие информационной
культуры можно вкладывать различный
смысл: оно может трактоваться, как
через умение использовать в деятельности
технологии и средства информатизации,
так и через умение прогнозировать и контролировать
последствия их применения.
Информационная культура большинства
людей формируется в недрах образовательной
сферы информационного общества, фундаментом
которой является общее среднее образование.
Неслучайно современное общее среднее
образование немыслимо без использования
информационных и коммуникационных технологий.
Сегодня практически невозможно найти
среднюю школу, в которой бы не изучались
или не использовались информационные
технологии.
Можно говорить о наличии "образовательных"
направлений внедрения информационных
технологий в общественную жизнь. К таким
направлениям относятся:
- изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;
- положительное влияние ИКТ и средств информатизации на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;
- воспитательное воздействие информационных технологий;
- появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;
- дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;
- развитие и повсеместное использование электронных моделей средств обучения;
- становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;
- внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование;
- сочетание возможностей традиционного и инновационных способов обучения в информационном обществе;
- формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса;
- порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда;
- глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.
В современном мире все взаимосвязано.
Становится очевидным, что информатизация
образования и развитие информационного
общества тесно связаны. С одной стороны
становление информационного общества
существенно влияет на процессы проникновения
информационных технологий во все сферы
образовательной деятельности, с другой
стороны информатизация образования формируя
информационную культуру членов общества,
существенно способствует его информатизации.
Очень часто под информатизацией образования
подразумевается внедрение информационных
и коммуникационных технологий только
в учебный процесс. Это, действительно,
важнейшее направление информатизации
образования, оказывающее определяющее
влияние на повышение качества подготовки
специалистов. Однако, изучая особенности
применения средств ИКТ в общем среднем
образовании, важно понимать, что собственно
учебный процесс является основной, но
далеко не единственной областью деятельности
учреждений общего среднего образования,
в которой в настоящее время происходит
массовое внедрение различных ИКТ.
В частности, особые подходы и средства
ИКТ необходимы при информатизации контроля
и измерения результатов обучения школьников.
Достаточно вспомнить, что процессы, связанные
с определением квалификации выпускников,
отбора и формирования контингента студентов
вузов из числа бывших школьников становятся
все более информатизированными.
Неотъемлемой частью деятельности практически
каждого учебного заведения является
проведение научных и научно-методических
исследований. Общеизвестно, что использование
информационных и коммуникационных технологий
позволяет не только качественно поднять
их уровень, но и способствует повышению
профессионализма выпускников.
Информационные технологии способны существенно
повысить эффективность внеучебной деятельности
школьников. Очень часто данная область,
традиционно не привлекающая должного
внимания со стороны учителей и учащихся,
становится более приоритетной при условии
полноценной информатизации образования.
Большинство учебных заведений испытывают
серьезные трудности в организации управления
различными направлениями образовательной
деятельности. Это порождено дефицитом
времени, перегрузкой педагогов и администрации
школ, частое изменение нормативно-правовой
базы в сфере общего среднего образования,
отсутствие централизованного обеспечения
информацией, расширение профильного
обучения, необходимость ведения планово-финансовой
деятельности, сложность привлечения
в учебные заведения специалистов высокой
квалификации и многие другие.
Использование информационных технологий
способствует улучшению административной
деятельности, поддержке управленческих
и научных исследований, расширению рамок
процесса обучения, повышению эффективности
персональной деятельности школьников.
Это не случайно, поскольку процедура
управления учебным процессом (планирования,
организации, учета выполнения учебной
работы, анализа качества и эффективности
учебного процесса) отличается высокой
степенью трудоемкости, повторяемостью
однотипных действий, большим объемом
информации, высокой степенью риска в
допущении ошибок.
Еще одним направлением информатизации
образования является подготовка квалифицированных
специалистов по разработке и применению
технологий и средств информатизации
образования.
Кроме всего этого к информатизации образования
в полной мере можно отнести еще и методы
использования средств ИКТ в очном и дистанционном
обучении, особенности функционирования
виртуальных учебных заведений, проблемы
применения ИКТ во взаимодействии школ
с родителями и общественностью, а также
многое другое.
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под термином
"технология"?
2. Что относится к информационным и коммуникационным
технологиям?
3. Что понимается под информатизацией
образования?
4. Что относится к средствам информатизации
образования?
5. Чем отличаются технологии информатизации
образования от технологий использования
информационных и телекоммуникационных
технологий в сфере образования? Какое
понятие шире?
6. Перечислите основные категории программных
средств для компьютеров.
7. Какие информационные и коммуникационные
технологии наиболее значимы с точки зрения
информатизации образования?
8. Какие критерии используются для классификации
информационных и коммуникационных технологий?
9. Перечислите положительные аспекты
внедрения средств ИКТ в образование.
10. Перечислите возможные негативные последствия
внедрения средств ИКТ в образование.
11. Каковы возможные негативные последствия
использования информационных ресурсов,
опубликованных в сети Интернет?
12. Опишите два основных направления внедрения
средств ИКТ в учебный процесс.
13. Перечислите возможные группы потребностей
системы образования в использовании
средств ИКТ. Опишите каждую группу и входящие
в нее потребности. Приведите примеры.
14. Как использование средств информатизации
образования может повлиять на воспитание
школьников?
15. Что такое информационная революция?
Какие информационные революции вы знаете?
Что, по вашему мнению, будет играть роль
следующей информационной революции?
16. Какое общество можно считать информационным?
17. Какие виды и факторы информатизации
образования вы знаете?
18. Какое влияние оказывает информатизация
образования на информатизацию общества? |
|