Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 00:19, лекция
Система программ 1С:Предприятие 8.0 может работать с произвольным количеством учетных баз в режиме конфигуратора и в режиме предприятия.
В режиме конфигуратора производится описание структуры метаданных: задание объектов учета, описание их экранных и печатных форм, процедур проведения документов и модулей обработок. Также в режиме конфигуратора производится архивирование данных.
В режиме предприятия осуществляется основная работа с информационной базой, включающая создание и изменение объектов метаданных, их просмотр, формирование отчетов и выполнение обработок
Компьютерные технологии обработки экономической информации
Лекция 8 Интерфейс системы
Система программ 1С:Предприятие 8.0 может работать с произвольным количеством учетных баз в режиме конфигуратора и в режиме предприятия.
В режиме конфигуратора производится описание структуры метаданных: задание объектов учета, описание их экранных и печатных форм, процедур проведения документов и модулей обработок. Также в режиме конфигуратора производится архивирование данных.
В режиме предприятия осуществляется основная работа с информационной базой, включающая создание и изменение объектов метаданных, их просмотр, формирование отчетов и выполнение обработок
При запуске системы производится выбор информационной базы и режима запуска системы (рис.7.1).
Рис. 7.1. Окно программы
Список доступных баз может редактироваться: можно удалить неиспользуемые информационные базы, добавить новые, изменить их имена и каталоги расположения. В частности, для добавления новой базы следует нажать кнопку Добавить.
Для запуска программы 1С:Предприятие необходимо выбрать информационную базу и нажать кнопку 1C:Предприятие (см.рис.7.1).
1С:Предприятие позволяет настраивать различные виды интерфейсов, которые включают и различные составы главного меню, для различных пользователей системы. В Конфигураторе можно настроить механизм, который позволяет системе проконтролировать вход в нее различных пользователей и сопоставить различным пользователям различные права доступа к системе и работы с ее объектами.
Главное окно
Главное окно программы включает заголовок, строку меню, панели инструментов, рабочую область экрана (на ней будут размещаться экранные и печатные формы открываемых объектов) и строка состояния.
Структура главного меню зависит от выбранного интерфейса пользователя и содержит команды на открытие экранных форм справочников, документов, журналов, форм настройки параметров отчетов и обработок. Кроме этого меню содержит следующие пункты меню (они присутствуют в любом интерфейсе).
Файл. Традиционный пункт меню для Windows-программ. Предназначен для общих операций с файлами - создания новых файлов, открытия существующих, для печати документов, для выхода из программы, выполнения некоторых сервисных операций. Надо отметить, что основная нагрузка в данном пункте ложится на команду Файл > Открыть. Она позволяет открывать различные внешние файлы. В частности, это могут быть так называемые внешние обработки и отчеты, которые позволяют, не изменяя базовой конфигурации (что важно, если ваша конфигурация находится на поддержке у обслуживающей организации) выполнять с вашими данными какие-либо действия, не предусмотренные стандартными механизмами.
Правка. Содержит обычные для пункта с подобным названием команды для работы с данными - среди них команды копирования, вставки, поиска, отмены действий и т.д.
Операции. Этот пункт главного меню специфичен для 1С:Бухгалтерии. Если кратко охарактеризовать его - то он способен заменить большую часть пунктов главного меню. Дело в том, что его пункты предоставляют доступ к объектам системы, сгруппированным по типам. Например, команда Операции > Документы открывает окно с довольно внушительным списком всех документов и журналов документов, существующих в конфигурации. Те же самые документы и журналы, распределенные по смысловым группам, можно найти в остальных пунктах главного меню, из которых с ними, безусловно, удобнее работать, чем из общего списка, который не упорядочен по принадлежности документа к тому или иному разделу учета. Однако в некоторых случаях - например, если вы точно не знаете где искать тот или иной объект в главном меню, но знаете его тип (Документ, Справочник, Регистр сведений и т.д.) и название - списки объектов весьма полезны.
Основная деятельность — объекты, задействованные в учете операций по приобретению и реализации товаров и материалов, производство;
Банк и касса — объекты, задействованные в учете операций по банку и кассе;
ОС и НМА — объекты, задействованные в учете операций приобретения и движения основных средств и нематериальных активов, а также настройке параметров амортизации;
Зарплата — объекты, задействованные в учете операций по начислению заработной платы; Проводки — доступ к журналам хозяйственных операций по каждому виду учета;
Отчеты. Здесь собраны различные отчеты. Если вам нужен Бухгалтерский баланс организации, Оборотно-сальдовая ведомость или еще какой-нибудь отчет - обратитесь к данному пункту.
Предприятие. Даёт доступ к данным о предприятии, на котором ведется учет, содержит команды для вызова документов по вводу начальных остатков, позволяет настраивать учетную политику, вводить информацию о подразделениях организации, поддерживает другие подобные функции.
Сервис. Содержит множество сервисных команд. Например, здесь можно настроить некоторые параметры системы - команда Сервис>Параметры открывает весьма полезное окно, позволяющее настраивать рабочую дату программы. Эта возможность, в частности, нужна при проведении операций по вводу начальных остатков в систему.
Окна. Предназначена для работы с окнами.
Справка. Содержит пункты, дающие доступ к справке по программе.
Главное меню можно настраивать - для этого можно воспользоваться командой меню Сервис > Переключить интерфейс (рис. 7.7).
Рис. 7.7. Выбор варианта отображения главного меню
Панели инструментов
Панели инструментов, обычно размещенные ниже строки главного меню, предоставляют доступ к наиболее часто используемым возможностям системы. Для управления панелями инструментов можно щелкнуть правой кнопкой мыши по свободной области в верхней части окна программы, вызвав таким образом меню (рис. 7.3).
Рис. 7.3. Меню управления панелями инструментов
Панель функций
Помимо главного меню, которое дает доступ к функциям программы, помимо панелей инструментов, в 1С:Бухгалтерии предусмотрен еще один способ доступа к ее возможностям. Это - Панель функций. Для того, чтобы ее отобразить, достаточно нажать на кнопку Показать панель функций, которая расположена на панели инструментов программы или выбрать пункт меню Справка > Панель функций.
Панель функций (рис. 7.4) содержит закладки, каждая из которых призвана упростить ведение тех или иных учетных процедур.
Рис. 7.4. Панель функций
Документы
Объект Документ в 1С:Бухгалтерии - это аналог обычного документа. Программа получает учетные данные из документов, которые вводит пользователь. Вот как выглядит документ (рис. 7.5).
В нашем случае это пустой документ Поступление товаров и услуг.
Рис. 7.5. Окно документа
В заголовке окна документа, после его названия, можно заметить звездочку "*". Это означает, что данные документа изменены, но документ еще не записан. После записи звездочка из заголовка исчезнет.
Обратите внимание на то, что данные, которые предстоит ввести в документ, логические делятся на две части. Первая часть - это реквизиты документа, которые присутствуют на нем в единственном числе. Например - документ имеет лишь одну дату и один номер.
Эти данные обычно расположены в верхней части документа (хотя бывают и исключения), часто их называют реквизитами шапки документа. В нижней части документа вы видите несколько вкладок, на одной из которой, подписанной как Товары, расположена табличная часть документа. Она имеет несколько колонок - №, Номенклатура, Количество, Цена и т.д. и предназначена для хранения списка однотипных данных о товарах.
Документ, после того, как введены данные, предусмотренные его формой, можно либо просто записать, нажав на кнопку Записать, либо записать и провести, нажав на кнопку ОК, либо отказаться от работы с документом, нажав на кнопку Закрыть и ответив Нет на вопрос системы о том, хотите ли вы сохранять изменения в документе.
Нужно понимать, что понятия "проведение" и "запись" имеют различное значение. Если вы запишете документ - он будет сохранен в базе данных, однако он не произведет никаких изменений в учете. А именно, он не сформирует движений по регистрам. Если же документ проводится - он и записывается в базу данных и изменяет различные регистры, создавая, модифицируя, удаляя записи в регистрах.
При необходимости заполненный документ можно распечатать. Обычно для этого его нужно провести, или, если это позволяет логика конкретной учетной работы, записать.
Множество кнопок, которые присутствуют в документе, сгруппированы в панелях инструментов документа и табличного поля, есть кнопки и около полей ввода. В табл. 7.1 приведены некоторые разъяснения, касающиеся элементов управления, которые встретились в рассмотренном документе.
Таблица 7.1.
Элементы управления документа
Изображение |
Название |
Описание | |||
Элементы управления панели инструментов окна и элементов шапки | |||||
|
Меню Операция |
Это меню служит для выбора операции, информацию о которой вы будете вводить в систему. От выбранного вида операции зависит состав реквизитов документа, доступных для редактирования. Вид операции документа можно выбрать на этапе его создания - фактически - если в конфигурации предусмотрено использование документа для ввода различных операций - вы обязательно должны будете выбрать конкретный вид операции перед созданием документа, но, вы так же можете изменить вид операции при работе с ним. | |||
|
Цены и валюта |
Эта кнопка открывает окно, позволяющее настраивать информацию о типах цен и валюте, которые используются в документе. 1С:Бухгалтерия поддерживает механизм работы с различными видами цен и хранения этих цен. Пользоваться этим механизмом удобно для автоматического заполнения документов. Например, вы заполняете некий документ, содержащий список реализованных товаров. В системе есть тип цены Цена продажи (название может быть любым), которая содержит продажную цену на товар. Для того, чтобы указанная цена автоматически подставлялась при заполнении документа, вы указываете при выборе типа цены тип Продажная цена и тем самым экономите массу времени на заполнении документа. | |||
|
Действия |
В этом меню, как следует из его названия, собраны команды, позволяющие выполнять различные действия с документом. Наиболее важные и часто используемые команды продублированы в виде кнопок панели инструментов документа. Об этих кнопках мы поговорим далее. | |||
|
Найти в списке |
Эта кнопка позволяет найти документ в соответствующем ему журнале документов. При нажатии на нее активируется строка журнала с записью о документе. Если документ еще не попал в журнал (например, это относится к только что созданным, не сохраненным документам), кнопка будет неактивна. | |||
|
Перечитать данные объекта |
1С:Бухгалтерия может работать
в многопользовательском режиме
- то есть - есть вероятность, что
другой пользователь изменит
объект (в нашем случае - документ),
который вы открыли для | |||
|
Создать новый копированием |
Создает новый документ, скопировав в него данные из открытого документа. Выполняя эту операцию, следует понимать, что созданный документ имеет собственный номер и дату. Создав документ копированием, вы можете править его независимо от исходного документа и выполнять с ним любые другие действия. | |||
|
Провести |
При проведении документ оказывает влияние на состояние учета. Нажав эту кнопку, вы проведете документ, не закрывая его форму. | |||
|
Отменить проведение |
Отмена проведения нужна в том случае, если вы хотите, чтобы редактируемый документ не оказывал влияние на состояние учета. | |||
|
Ввести на основании |
Документы могут быть введены на основании других документов. Эта кнопка открывает список документов, которые могут быть введены на основании редактируемого документа. При вводе на основании из документа-основания (то есть - из открытого) в целевой документ копируются данные, отобранные разработчиком. Таким образом, в итоге получается документ, некоторые реквизиты и табличные части которого заполнены на основании открытого документа. При заполнении на основании данные могут не просто копироваться, а изменяться по каким-либо алгоритмам. | |||
|
Результат проведения документа |
Открывает окно обработки, содержащее информацию о проведении документа. В дальнейшем мы часто будем прибегать к этому окну для анализа результатов проведения документа. Эта кнопка актуальна для проведенных документов. | |||
|
Структура подчиненности документа |
Открывает окно, показывающее структуру подчиненности документа. Например, если на основании нашего документа будет введен другой документ, это отразится в структуре подчиненности документа. | |||
|
Показать / скрыть счета учета |
Позволяет отображать или скрывать поля ввода счетов учета в документах. При должной настройке системы счета учета подставляются в документы автоматически. При необходимости их можно отредактировать вручную, при отсутствии такой необходимости можно скрыть поля ввода. | |||
|
Вызов календаря |
Эта кнопка обычно расположена в поле, предназначенном для ввода даты. При нажатии на нее открывается поле календаря, изображенное на рисунке. С его помощью удобно вводить дату в подобные поля. При желании вводить и редактировать дату в поля ввода даты можно вручную. | |||
|
Выбор элементов, очистка поля и открытие окна выбранного элемента |
В полях ввода обычно присутствует кнопка выбора элемента из списка (или из справочника) - на ней изображены три точки, и кнопка просмотра выбранного элемента - на ней изображена лупа. Кнопка очистки (с символом "х") доступна не для всех полей. Как вы уже знаете, в системе предусмотрены специальные объекты, хранящие наборы объектов - в частности, это справочники. Обычно кнопка с тремя точками открывает справочник, хранящий объекты, соответствующие заполняемому полю. Например, полю Контрагент может соответствовать справочник Контрагенты или другой подходящий, заданный при конфигурировании системы. После того, как поле заполнено, выбранный объект можно просмотреть, нажав кнопку с лупой. | |||
|
Кнопка выбора типа элемента |
Некоторые поля допускают ввод элементов различных типов. Прежде чем заполнять поле, следует выбрать тип элемента - это можно сделать с помощью кнопки с изображением буквы Т. После выбора типа элемента в поле вводят элемент выбранного типа | |||
|
Калькулятор |
Поля, предназначенные для ввода числовых значений содержат кнопку с изображением калькулятора. Нажатие на эту кнопку открывает окно калькулятора, на котором можно выполнить вычисления, необходимые для заполнения поля. Такие поля можно заполнять и вручную. | |||
Элементы управления панели инструментов табличного поля | |||||
|
Добавить |
С помощью этой кнопки можно добавить новую строку в табличное поле. При заполнении строк табличного поля используются кнопки, аналогичные кнопкам, описанным выше. Например, с помощью кнопки с тремя точками обычно вызывают справочник, содержащий элементы, одним из которых нужно заполнить поле. Для выполнения этой команды с клавиатуры можно воспользоваться клавишей Ins. В описании кнопки, появляющемся если на ней ненадолго задержать указатель мыши, содержится это описание. | |||
|
Добавить копированием |
Если строки, которые вы добавляете в табличное поле, различаются не слишком сильно, рациональнее всего добавлять новые строки с помощью кнопки Добавить копированием. Она создает новую строку, копируя в нее содержимое выделенной. | |||
|
Изменить текущий элемент |
Переводит выделенную строку табличного поля в режим редактирования. | |||
|
Удалить текущий |
Удаляет текущую строку табличного поля. | |||
|
Переместить вверх, переместить вниз |
Кнопки позволяют перемещать выделенную строку вверх или вниз в табличном поле. | |||
|
Упорядочить по возрастанию, упорядочить по убыванию |
Позволяют упорядочивать строки табличного поля по возрастанию или по убыванию | |||
|
Ссылка для ввода счета-фактуры |
Документы, совместно с которыми следует вводить счета-фактуры (для целей учета НДС) содержат вкладку Счет-фактура, воспользовавшись которой можно ввести в систему информацию о счете-фактуре, которая поступила в организацию вместе с вводимым документом. В других случаях можно воспользоваться описываемой ссылкой. Подобные ссылки могут применяться и в других ситуациях. |
Обратите внимание на то, что многие действия при работе с документами (это справедливо и при работе с другими объектами) можно выполнить с помощью клавиатурных сочетаний. Пожалуй, нет необходимости в специальном изучении горячих клавиш. Обычно, если пользователю приходится многократно выполнять какие-либо действия, он быстро осваивает нужные клавиатурные сочетания.
Журналы документов
Документы, объединенные какой-либо сходной тематикой, обычно группируются в журналы документов. Это делается для удобства пользователя, который получает возможность просматривать в одной группировке различные документы.
На рис. 7.6 вы можете видеть окно журнала, который называется Журнал операций.
Рис. 7.6. Окно журнала
В его верхней части находится панель инструментов, далее следует табличное поле, которое содержит список документов, отражающихся в журнале. Если на панели инструментов нажата кнопка Проводки (эта кнопка так и подписана в панели инструментов, если вы не знаете названия кнопки, обозначенной пиктограммой - подержите над ней указатель мыши - появится подсказка) - в нижней части окна журнала отображаются две дополнительные вкладки, которые содержат информацию по проводкам, которые формирует выделенный документ. Как видите, это две вкладки - Бухгалтерский учет и Налоговый учет - так как 1С:Бухгалтерия предусматривает параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета, документы могут служить основанием и для записей в бухгалтерском учете и для записей в налоговом учете.
Если вы присмотритесь к панели инструментов журнала документов, вы заметите, что многие кнопки имеют знакомый вид - они точно такие же, как те, которые мы рассматривали выше, говоря о панели управления табличного поля в документе. В сущности, в журналах документов используются точно такие же по функциональности (но не по содержимому) табличные поля, как и в самих документах, поэтому и элементы управления, предназначенные для этих полей, совпадают. Однако, журналы документов обладают собственной функциональностью, поэтому их панели инструментов имеют некоторые специфические только для них кнопки. Ниже, в табл. 7.7, рассмотрены элементы управления, характерные для журналов документов.
Таблица 7.7.
Элементы управления журнала документов
Изображение |
Название |
Описание |
|
Установить пометку удаления |
В процессе работы с 1С:Бухгалтерией применяется особая процедура для удаления документов и других объектов. Заключается она в том, что объект, который нужно удалить, сначала помечается на удаление, после чего запускается процедура проверки, которая нужна для того, чтобы узнать, не используется ли удаляемый объект в других объектах системы, не "удерживают" ли они его. Если объект, который пометили на удаление, "свободен" - его можно удалить. Если нет - нужно сначала "освободить" его, а уже после этого удалять. Подробнее об удалении в 1С:Бухгалтерии мы поговорим ниже. Здесь нужно отметить, что в системе есть команда Удалить непосредственно - она доступна в меню Действия. Если вам доступно непосредственное удаление объектов - пользоваться им следует с осторожностью - необдуманное удаление объектов может нарушить ссылочную целостность информационной базы. |
|
Установить интервал дат |
Эта кнопка открывает окно, позволяющее настраивать интервал дат, в который должны "попадать" документы, отображаемые в журнале. Такой отбор может быть весьма полезным в том случае, если вы хотите работать с документами, относящимися к определенному периоду работы организации. Надо отметить, что в журналах документов отбору документов по различным критериям уделено большое внимание - всё дело в том, что отборы значительно облегчают работу с большими объемами документов. |
|
Поиск по номеру |
Открывает окно, содержащее инструменты для настройки поиска документов по номеру. |
|
Переключить активность проводок |
Позволяет активировать и деактивировать проводки выделенного документа. Неактивные проводки можно отличить от активных тем, что в окне проводок символы Дт и Кт для них отображаются бледным цветом. Неактивные проводки не влияют на состояние учета. Эту возможность удобно использовать при проверке влияния документов на состояние учета. |
|
Отбор по виду документа Отбор и сортировка Отбор по значению в текущей колонке История отборов Отключить отбор |
Как уже было сказано, в журналах документов отборам уделено особое внимание. Приведенные кнопки служат для управления отборами. Документы, удовлетворяющие условиям отбора, отображаются в окне журнала. Отбор по виду документа - позволяет указать вид документов, которые следует отображать в окне журнала. Отбор и сортировка - открывает окно, которое позволяет задавать условия отбора и сортировки документов в журнале. Отбор по значению в текущей колонке - позволяет быстро включить отбор по значению, которое хранится в выделенной ячейке одной из колонок журнала. История отборов - позволяет работать со списком ранее произведенных отборов. Отключить отбор - позволяет отключить отбор, отобразив, таким образом, все документы в журнале. |