Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 00:19, лекция
Система программ 1С:Предприятие 8.0 может работать с произвольным количеством учетных баз в режиме конфигуратора и в режиме предприятия.
В режиме конфигуратора производится описание структуры метаданных: задание объектов учета, описание их экранных и печатных форм, процедур проведения документов и модулей обработок. Также в режиме конфигуратора производится архивирование данных.
В режиме предприятия осуществляется основная работа с информационной базой, включающая создание и изменение объектов метаданных, их просмотр, формирование отчетов и выполнение обработок
Если вы не знаете, как работает та или иная кнопка, лучше всего сначала узнать ее название, например, наведя на нее указатель мыши. Если вам непонятно назначение кнопки даже после того, как вы прочли ее название - попытайтесь испытать ее в действии - как правило, именно "попробовав" "непонятный" элемент управления можно точно понять, для чего он нужен. В дальнейшем мы не будем так подробно останавливаться на описании отдельных кнопок.
Константы
Некоторые данные в системе учета изменяются очень редко или, в идеале, не изменяются вовсе. Такие данные обычно хранятся в константах. Например - это информация о валюте регламентированного учета. Обычно такой учет ведется в рублях, но в конфигурации предусмотрена специальная константа, содержащая сведения о валюте регламентированного учета.
Как правило, заполнение констант ведется при задании каких-либо параметров учета, поэтому обычно нет необходимости в целенаправленном заполнении каких-либо констант.
Справочники
Если вы хотите хранить сведения о большом количестве похожих объектов - это значит, что вам нужно воспользоваться одним из справочников, существующих в 1С:Бухгалтерии. Ниже перечислены некоторые из стандартных справочников:
Номенклатура - справочник, который предназначен для хранения информации о товарах, материалах, услугах. Номенклатура - это пример иерархического справочника, то есть справочника, в котором выделяют группы элементов (например - Услуги) и отдельные элементы (в нашем случае - отдельные услуги, оказываемые организацией).
На рис. 7.7приведена форма списка справочника Номенклатура.
Рис. 7.7. Форма списка справочника
В левой части формы можно видеть панель, отображающую группы, в правой отображаются группы и элементы справочника.
Помимо формы списка у справочников обычно есть еще несколько форм. Такая практика принята для различных объектов системы - обычно существует несколько форм, которые система автоматически вызывает в различных ситуациях.
Для редактирования элементов справочника (а так же - для создания новых элементов) используется форма элемента справочника (рис. 7.8). Эта форма позволяет ввести данные об элементе номенклатуры.
Рис. 7.8. Форма элемента справочника
Структура этой формы очень напоминает структуру формы документа, рассмотренного выше. Она содержит множество реквизитов, которые следует заполнить (или оставить незаполненными, если они не нужны в конкретной организации) при создании элемента справочника.
Валюты - справочник, хранящий сведения о валютах, используемых в учете (рис. 7.9).
Рис. 7.9. Форма справочника Валюты
Этот справочник так же имеет несколько форм, используемых при работе с ним.
Контрагенты - справочник, хранящий сведения о контрагентах - физических и юридических лицах (поставщиках, покупателях и т.д.), с которыми имеет дело организация.
Заполнение справочников - один из этапов первоначальной подготовки системы к работе. Причем, работа со справочниками - их заполнение, использование элементов, является важной частью вспомогательной работы, которую приходится проводить бухгалтеру, ведущему учет в 1С:Бухгалтерии. Фактически, если вам, например, впервые понадобилось указать в документе контрагента, с которым ваша организация ранее не работала, вы должны сначала создать элемент справочника Контрагенты, который будет содержать нужные сведения, а потом - подставить созданный элемент в документ. Такой подход может показаться избыточным - однако, если через какое-то время вам снова придется создавать документ, указывая того же контрагента, вы по достоинству оцените пользу от ранее созданного элемента справочника.
Удобство использования справочников заключается в том, что, введя один раз, например, сведения о контрагенте, вы можете пользоваться введенными данными для подстановки их в документы или в другие объекты системы. Например, если какой-нибудь документ должен содержать подробную информацию о вашем контрагенте, а эта информация уже есть в системе - вам достаточно выбрать нужный элемент справочника, а всё остальное будет сделано автоматически. Так достигается повышение скорости работы с одинаковыми данными, а так же их единообразие.
Отчеты
Отчеты используются для получения различной информации. Фактически, отчеты в 1С:Бухгалтерии - это точно такие же отчеты, которые строятся при "ручном" ведении учета. Например, отчет Оборотно-сальдовая ведомость, который можно найти в меню Отчеты > Оборотно-сальдовая ведомость - это обычная оборотно-сальдовая ведомость, которая строится по счетам учета за определенный период и содержит начальные остатки, обороты и конечные остатки по счетам. На рис. 7.10 вы можете видеть форму отчета Оборотно-сальдовая ведомость.
Рис. 7.10. Форма отчета Оборотно-сальдовая ведомость
Для того, чтобы построить отчет, служит кнопка Сформировать. Если вы меняли какие-либо настройки отчета, или после формирования отчета в систему были введены документы, которые могут повлиять на отчет, нажатие этой кнопки формирует отчет с учетом обновленных данных.
Кнопка Заголовок позволяет включать и отключать отображение заголовка отчета.
Кнопка Настройка позволяет задавать дополнительные настройки отчета.
Кнопки Сохранить значения и Восстановить значения служат для сохранения и восстановления настроек отчета. Эти настройки могут быть достаточно сложными, и для того, чтобы сэкономить время на повторной настройке отчета, можно ими пользоваться.
Практически все отчеты имеют поля для настройки периода отчета и выбора организации, по которой строится отчет.
Регламентированные отчеты (Отчеты > Регламентированные отчеты) позволяют получать формы регламентированной отчетности, например - Бухгалтерский баланс и еще множество форм. Эти формы, в основном, нужны для целей предоставления отчетности в различные службы. Например, для отчета в налоговую службу.
Система по умолчанию содержит достаточно большое количество отчетов - как обычных, так и регламентированных. На первый взгляд может показаться, что этого набора хватит любому бухгалтеру в любой организации. Однако на самом деле именно новыми отчетами чаще всего дополняют типовую конфигурацию.
Например, если бухгалтеру или управленческому персоналу нужен отчет, который показал бы, какая продукция организации была наиболее популярной у покупателей в прошедшем месяце, без специализированного отчета не обойтись. Кстати, в данном примере отчет - это лишь верхушка айсберга. Для того чтобы его построить, придётся настраивать и другие объекты системы. Например, может понадобиться завести особый регистр, собирающий сведения о проданных товарах с набором необходимых дополнительных данных, придётся модифицировать процедуру проведения документов, которыми оформляется продажа товаров.
Система поддерживает использование так называемых внешних отчетов - программный код таких отчетов хранится в файлах с расширением ERF. Такой отчет можно открыть командой Файл > Открыть, произвести предусмотренные в отчете настройки, выполнить отчет, получив необходимые данные. Плюс использования внешних отчетов заключается в том, что нет необходимости вносить изменения в типовую конфигурацию. Однако, если отчет требует каких-то особых данных - без модификации конфигурации не обойтись.
Обработки
Обработку можно представить в виде небольшой программы, которая нужна для выполнения каких-то действий, для автоматизации ручной работы по изменению, вводу или проверке каких-либо данных учета.
Найти список обработок, существующих в системе, можно в меню Операции > Обработки. Например, здесь есть обработка Экспресс-проверка ведения учета (рис. 7.11), которая предназначена для проверки ведения учета на предмет наиболее распространенных ошибок, таких, например, как выдача денежных средств под отчет физическому лицу, не являющемуся сотрудником организации.
Рис. 7.11. Форма обработки Экспресс-проверка ведения учета
Обработки нередко выполняют в виде внешних модулей, которые можно использовать в системе, открыв их командой Файл > Открыть. Такие обработки позволяют, с одной стороны, расширить функциональность системы, с другой - не вносить изменений в конфигурацию, что, как и в случае со внешними отчетами, ценно в том случае, если ваша система находится на поддержке в специализированной фирме, либо в том случае, если удобство автоматического обновления конфигурации для вашей организации предпочтительнее, нежели небольшие изменения в конфигурации, которые вполне могут заменить внешние модули в виде обработок.
Регистры
Как мы уже говорили, регистры предназначены для хранения различной информации, обычно - в определенных разрезах. В конфигурации 1С:Бухгалтерия используется три вида регистров: Регистры сведений, Регистры накопления и Регистры бухгалтерии.
Регистры сведений нужны для хранения информации, изменяющейся со временем. Причем, эти изменения могут вноситься в регистр либо с определенной периодичностью, либо лишь в соответствии с так называемым регистратором - документом, который может делать записи в регистр. Причем, регистр может быть либо независимым, либо подчиненным регистратору. Если регистр является независимым - записи в него можно делать непосредственно в режиме просмотра регистра. Например, именно независимый регистр используется в системе для хранения курсов валют. Он так и называется: Курсы валют (рис. 7.17).
Рис. 7.17. Независимый регистр сведений Курсы валют
Периодичность этого регистра установлена в пределах дня - то есть - один день может быть представлен в данном регистре лишь одной записью - одним курсом для определенной валюты.
Регистр Курсы валют имеет одно измерение - Валюта, и два ресурса - Курс и Кратность.
Регистры могут иметь и большее количество измерений и ресурсов, а так же они могут иметь реквизиты. Понятие реквизитов, в применении к регистрам, несколько отличается от понятия реквизитов в документах. Реквизит в регистре играет роль вспомогательного хранилища данных. Часто в реквизиты выносят необязательную информацию - примечания, дополнительные сведения и т.д.
Если регистр подчинен регистратору, то записи в нем появляются лишь после выполнения определенных процедур в документе-регистраторе. Фактически, у регистра сведений может быть несколько регистраторов. Регистраторы - это обычные документы, при проведении которых делаются записи в регистры - в том числе и в регистры сведений.
Регистры накопления применяются для накопления различных данных. Записи в такие регистры могут выполняться по двум направлениям - это может быть либо приход, либо расход.
Если при работе с регистром сведений нас интересует лишь состояние показателя на определенную дату, то работа с регистром накопления преследует несколько другие цели. В частности, при работе с таким регистром имеют смысл показатели оборотов и остатков. Регистр так же имеет измерения, ресурсы и реквизиты.
Нередко начинающим сложно уловить сущность понятий "измерение" и "ресурс". Для того, чтобы пояснить эти понятия, приведем пример.
Предположим, нам нужно учитывать наличие каких-либо товаров на различных складах организации. Причем, нужно хранить сведения о количестве товара и о стоимости единицы товара. Каким должен быть регистр, который подошел бы для хранения вышеописанных данных? У регистра должно быть два измерения. Первое измерение - это Товар, второе - Склад. Так же у регистра должно быть два ресурса - Количество и Стоимость единицы. Измерения регистра можно сравнить с измерениями многомерной системы координат. Например, если у нас два измерения - регистр можно представить в виде двумерной системы координат, по оси X (назовем ее Склад) которой откладываются склады, или, для того, чтобы не отходить от привычной числовой природы данных, отражаемых на осях систем координат, номера складов. По оси Y (назовем ее Товары) отложим товары (номера товаров). Точки в этой системе координат содержат информацию о том, какое количество данного товара (и по какой цене) расположено на складе.
Теперь нам нужно узнать, сколько товара №7 имеется на складе №3. Для этого проведем перпендикуляр к позиции на оси X, где расположен склад №3 и еще один - к позиции на оси Y, где расположен товар. На пересечении этих линий будут находиться ресурсы - количество товара №7 на складе №3 и стоимость. На рис. 7.13 вы можете видеть графическое представление вышеописанного примера.
Рис. 7.13. Регистр накопления с двумя измерениями
Если рассмотреть уже известный вам регистр сведений Курсы валют - его можно представить в виде одной координатной оси Валюта, на которой расположены значения курса и кратности для каждой из валют. Причем, важно понимать, что описанные "системы координат" будут иметь различные значения в одних и тех же точках в разные периоды времени. Например, сегодня курс доллара равен 34 рубля, а вчера он был равен 37 рубля.
В качестве примера регистра накопления можно привести регистр НДС по ОС, НМА. Ниже (рис. 7.14) приведена копия экрана регистра.
Рис. 7.14. Регистр накопления НДС по ОС, НМА
Если регистр заполнен, в самой левой колонке в табличной части регистра видны значки "+" и "-". Они показывают - приход или расход был отражен в регистре. Поле Регистратор содержит ссылку на документ, который сделал запись по регистру.