Электронное правительство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Файлы: 1 файл

кр интернет в ау.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

1.Введение

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство − это предоставление частным лицам, бизнесу и учреждениям полного спектра услуг в сфере государственного управления наряду с организационными изменениями с целью значительного улучшения качества услуг, совершенствования демократических процессов и усиления поддержки государственной политики; повышения качества и эффективности информационного обмена; усиления роли граждан и потребителей государственных услуг.

Одним из первых стратегических документов современной России в направлении построения информационного общества стала Концепция информационной политики, разработанной и одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи, а также Постоянной палатой по государственной информационной политике при Президенте Российской Федерации в конце 1998 года. В Концепции определялось, что информационная политика Российской Федерации является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Вслед за Концепцией информационной политики в 1998-1999 гг. была разработана Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», которая рассматривалась как программа создания условий для перехода страны к информационному обществу. В Концепции выделены три стратегических направления движения России к информационному обществу: информатизация системы образования, формирование и развитие индустрии и соответствующей инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг, обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям. Хотя проект Концепции и был одобрен коллегии Мининформсвязи России, сам документ официально так и не был утвержден на уровне Правительства или Президента России.

Следующим стратегическим шагом России в данном направлении стало подписание в 2000 г. на саммите стран G8 Окинавской хартии глобального информационного общества. В соответствии с Хартией были определены обязательства как России, так и других стран Большой Восьмерки способствовать распространению ИКТ и преодолению информационного неравенства, угрожающего многократно усилить существующее социальное и экономическое неравенство.

Россия приступила к разработке ИКТ с февраля 2001 года. Правительство Российской Федерации приняло постановление о разработке Федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002–2010 годы). Государственным заказчиком-координатором Программы было Министерство информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации. Оно же стало основным государственным заказчиком Программы и основным ее разработчиком. В апреле 2011 года на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации были подведены итоги реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Глава Минкомсвязи заявил, что «Электронная Россия» была лишь «флагманским проектом», призванным «привлечь внимание к вопросам информатизации в сфере государственной власти».

В 2004, 2006, 2009 годах постановлениями Правительства стали вноситься изменения, и когда Программа полностью провалилась и вносить изменения уже не имело смысла, на 2009–2010 годы (до окончания срока действия Программы «Электронная Россия») была спланирована другая Программа – «Электронное Правительство». В 2007 г. Правительство РФ одобрило концепцию развития федеральной программы «Электронное Правительство». В соответствии с концепцией развития предполагалось, что к 2010 г. взаимодействие по услугам, которые оказывает государство, должно осуществляться посредством сети «Интернет». 1 октября 2011 г. завершился первый этап работ по Программе «Электронное Правительство» – ведомства подключились к системе межведомственного электронного взаимодействия. Начался процесс объединения систем различных ведомств и создания единого источника информации, который будет использоваться при исполнении всевозможных регламентов – и электронного взаимодействия, и предоставления госуслуг.

В июле 2010 г. Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления под председательством Сергея Собянина утвердила «Системный проект формирования электронного правительства». Документ предназначен для разработки на его основе долгосрочной целевой программы по созданию электронного правительства на 2011-2015 гг.

Системный проект описывает основные направления работ по созданию электронного правительства и его ключевые компоненты. К основополагающим направлениям работ в документе относится переход на предоставление государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде, перевод в цифровой вид государственной учетной деятельности, формирование ключевых инфраструктур электронного правительства, а также обеспечение его информационно-технологических компонентов.

В ноябре 2010 г. Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение об утверждении госпрограммы «Информационное общество» на 2011–2020 гг. Обсуждение этой новой, разработанной Минкомсвязи программы, которая должна прийти на смену «Электронной России», велось на протяжении всего года. Сроки ее реализации и объемы финансирования неоднократно менялись. В окончательном варианте предусмотренные проекты были разделены на две группы: внутренние, автоматизирующие работу ведомств, и внешние, создающие ИТ-сервисы для граждан. Ответственными за внутренние проекты стали Минкомсвязи, Минэкономразвития, ФСБ и Минобрнауки, а заказчиками внешних – федеральные министерства и ведомства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ электронного  правительства в развитых странах

На сегодняшний день государственные проекты и программы типа «электронное правительство» в той или иной мере существуют и реализуются во многих странах. Среди стран-лидеров по строительству электронного правительства – США, Канада, Сингапур, Великобритания, Германия, Нидерланды, Австралия и другие развитые страны.

Рассмотрим, как проект "электронное правительство" реализован еще в двух странах, поскольку их достижения также впечатляют.

2.1 Электронное  правительство Дании

По общему признанию, датские власти одними из первых в Европе начали процесс формирования е-правительства, — еще в 1994, когда был опубликован отчет «Информационное общество к 2000 году». Первая стратегия развития электронного общества была опубликована датским правительством в 2001 году. С этого времени велась напряженная совместная работа Правительства, муниципалитетов и органов власти на местах, в рамках которой был начат перевод государственного управления в формат госуслуг и были упрощены и автоматизированы технологические процессы внутри государственного сектора. В Дании действует два основных правительственных портала: borger.dk предоставляет информацию и услуги для граждан, Virk.dk - для бизнеса. С 2010 года развивается сервис электронной подписи (NemID). Единая электронная подпись может использоваться не только при взаимодействии с властями, но и, например, при интернет-банкинге. Еще одним достижением датского "электронного правительства" является портал NemHandel, который позволяет предпринимателям предоставлять счета в органы власти в электронном виде. По информации на конец 2011 года, этой услугой воспользовались не менее трети датских предпринимателей. По подсчетам экспертов, использование этого сервиса позволяет властям экономить до €200 млн в год. На сайте датской полиции можно подать заявление о некоторых видах преступлений, например о краже. Жители Дании могут сообщить в интернете об изменении адреса, имущественного и семейного положения, скорректировать информацию о налогах, подать заявление на получение кредитов и грантов, начисления государственной пенсии.

В Дании правительство договорилось с коммерческими банками о создании единой централизованной системы идентификации пользователей. При помощи одного логина, пароля и меняющегося кода граждане могут получить доступ как к своему банковскому счету, так и услугам е-правительства. Это позволяет избавиться от необходимости запоминать несколько паролей, кроме того, не нужно создавать еще одну дорогостоящую систему идентификации пользователей. Разумеется, датчане, не зарегистрированные в системе е-правительства, могут решить свои вопросы традиционным способом — посетив соответствующее государственное учреждение. Однако с каждым годом граждан, поступающим таким образом, становится все меньше и меньше. Изначально, Дания планировала опираться на дорогие, и, к сожалению, не очень практичные элементы идентификации пользователей, специально созданные под нужды е-правительства. Однако лишь использование существующей коммерческой инфраструктуры дало ощутимый результат.

Датское правительство опубликовало новую стратегию Электронного общества на 2011-2015 годы. Основной целью стратегии является внедрение программных решений, как основного способа взаимодействия между гражданами и органами власти.

Новая стратегия, носящая название «цифровая дорога к будущему процветанию», направлена на постепенное вытеснение бумажных форм и почтовых пересылок. Таким образом, граждане будут использовать Интернет для отправки всех заявлений и уведомлений. Например, в случае смены места жительства, записи ребенка в детский сад или получения нового паспорта. Кроме того, для каждого физического и юридического лица будет создан бесплатный почтовый ящик, на который будут приходить ответы от органов власти. К 2015 году власти рассчитывают на то, что бумажная коммуникация между гражданами и органами власти полностью прекращена.

Для того, чтобы обеспечить возможность пользования сервисами для тех, кто не разбирается в ИТ должным образом, будут организованы районные сервис центры и телефонная служба поддержки. Кроме того права доступа к индивидуальному сервису могут быть переданы родственникам, которые получат права поверенных и смогут оказать помощь невзирая на географическую удаленность.

2.2 Электронное  правительство в Великобритании

Большинство стран Европы, планирующих построить е-правительство, начинали, в первую очередь, с назначения чиновника или учреждения органа, ответственного за этот процесс. В скандинавских странах данная задача, как правило, поручалась уже существующему министерству. В Дании процессом по переходу к е-правительству заведовало Министерство науки. Иначе решалась задача перехода к е-правительству в Великобритании. Сначала рассматривалась возможность учреждения отдельного министерства, однако в результате правительство решило сформировать орган, который должен координировать работу всех министерств и подчиняться премьер-министру. Так в 1999 году появился институт e-Envoy или «электронный посланник», главной функцией которого была подготовка необходимых условий для процесса информатизации в таких важных сферах, как налогообложение, государственный архив и выдача документов.

Разработчики единого портала государственных услуг Великобритании сформулировали новый тезис, на котором базируются сегодняшние инновации. От «правительства в Интернете» следует переходить к «правительству из Интернета». В связи с этим тезисом были предприняты следующие меры: объединение разрозненных государственных интернет-ресурсов, внесение поправок в законодательство, обеспечивающие налоговые льготы для тех, кто осуществляет обязательные платежи в электронном виде.

Как и в Дании, в основе британского «электронного посланника» лежит сотрудничество с бизнесом. В отличие от датского правительства, которое реализовало совместный проект с банками, Великобритания взаимодействовала лишь с одной фирмой — Майкрософт. Британские власти успели вложить в разработку единой системы е-правительства 15,6 млн фунтов, когда выяснилось, что этот шаг был серьезной ошибкой. Во-первых, общественность подвергла правительство резкой критике за реализацию совместного проекта с монополистом, создавшим закрытую систему. Во-вторых, далеко не на все электронные услуги был спрос. После критической оценки работы e-Envoy, в 2004 году правительство запустило eGU, или отдел е-правительства, — специальный орган при кабинете министров. Несмотря на то, что это ведомство получило больше полномочий, по сравнению с электронным посланцем, при проведении процесса информатизации регулярно возникают различные проблемы. Скандалом завершилось внедрение системы для управления заявками на пособия, которая должна была позволить гражданам оставлять заявки по телефону или через интернет. Спустя три года он был и вовсе закрыт, т.к. потенциальные клиенты не смогли разобраться, как им пользоваться.

Еще одна неудача британских властей, — проект Pathway (путь), который должен был позволить оплачивать услуги посредством банковской карты, вместо наличных денег. Спустя четыре года работы и траты миллиарда фунтов стерлингов проект был закрыт. Причина сворачивания инициативы в том, что устарела технология, лежавшая в ее основе.

Был запущен единый правительственный портал Gov.uk. Он объединил существовавшие ранее порталы для граждан (DirectGov) и бизнеса (Business Link). Gov.uk предоставляет пользователям возможность заполнять налоговые декларации, платить налоги и сборы через интернет, подавать заявления на получение и замену паспорта и водительских прав, регистрировать автомобиль. Действует сервис подачи электронных петиций. Если петиция наберет 100 тыс. электронных подписей, она будет отправлена на рассмотрение в парламент. Отдельно действует портал по вопросам здравоохранения - NHS Choices. Многие услуги, связанные со здравоохранением, сейчас можно получить онлайн: записаться к врачу, продлить рецепт на лекарство. В этом году начался запуск дистанционного наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями. Таким пациентам время от времени в интернете или на мобильный телефон посылаются стандартизированные опросники, которые затем автоматически анализируются и в случае необходимости отправляются врачу.

Информация о работе Электронное правительство в России