Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:38, курсовая работа
Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
Отличительная особенность онлайновой стратегии Великобритании состоит в том, что она рассматривает все используемые сегодня в стране онлайновые технологии – электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес и т.д., не как самостоятельные изолированные сферы деятельности, а как интегрированную и взаимозависимую совокупность этих технологий, которая составляет фундамент перехода к цифровой экономике и информационному обществу.
Великобритания публикует ежегодный отчет UK Online Annual Report, описывающий прогресс, сделанный в достижении целей электронного правительства, а также предлагающий план действий на следующий год. План действий оформляется в виде рекомендаций гражданам, правительству, бизнесу и конкретных мероприятий по воплощению этих рекомендаций. При этом отслеживается степень выполнения рекомендаций, сформулированных в прошлом году, и в случае необходимости они переносятся на следующий год.
3.Электронное правительство в России на сегодняшний день
Организация Объединенных Наций (ООН) опубликовала исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства на 2012 год. Документ под названием «The United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People» оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в 190 странах в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для предоставления гражданам государственных услуг. По сравнению с предыдущим годом Россия в этом рейтинге поднялась сразу на 32 позиции — с 59 на 27 место.
В России на современном этапе за процесс создания «электронного правительства» выдается простая информатизация и автоматизация государственного сектора. Если в зарубежных программах е-government новые технологии использовались для максимального удовлетворения потребностей граждан, через совершенствование работы государственных структур, то в России ожидаемым результатом стало внедрение ИКТ для совершенствования работы самих государственных структур, то есть клиентом «Электронной России» оказалось государство, а не общество.
«Электронное правительство» в России является некой формой, не трансформирующей содержание управленческих процессов. Оно не решает задач административной реформы, так как ориентировано на поддержку новыми технологиями прежней системы управления, вместо того, чтобы дать импульс к ее изменению и оптимизации. В управленческой системе не произошло должного административного реинжиниринга, так как действующее законодательство по-прежнему рассчитано на использование бумажного документооборота и делает невозможным возникновения нового типа отношений G2C, G2B, G2G.
Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:
• повышение качества
и доступности, предоставляемых
гражданам и организациям, государственных
услуг, упрощение процедуры и
сокращение сроков их оказания,
снижение административных
• повышение открытости
информации о деятельности
• повышение качества
административно-
Федеральные ведомства активно реализуют ряд пилотных проектов. Речь идёт о приёме также в электронном виде документов для участия в конкурсе на замещение вакансий. Система «Открытого правительства». Люди до сих пор считают, что низкая эффективность и закрытость системы государственного управления является одним из главных препятствий для динамичного развития нашей страны. За год были внедрены системы, которые направлены на развитие механизмов открытости органов власти, и удалось добиться раскрытия информации по целому ряду государственных структур. Сейчас на сайтах 45 федеральных министерств и ведомств есть разделы с открытыми данными – свыше 800 наборов таких данных, они затрагивают самые разные вопросы, включая общественную безопасность, демографию и экономику, естественно, образование, услуги. Все они размещены в сети и публикуются. Например, МВД публикует статистику по преступлениям и ДТП; Минобрнауки – данные о сдаче единого госэкзамена, трудоустройстве выпускников, по вопросам опеки и попечительства; Федеральная служба статистики – индекс потребительских цен по большому количеству групп товаров, итоги переписи. Публичность подобных сведений даёт дополнительные возможности для разработки различных социальных сервисов и общественного контроля.
В стране реализуется два основных крупных проекта. Первый из них – это непосредственно перевод услуг в электронный вид. В 2009 году был создан портал – единый портал государственных и муниципальных услуг, который в каком-то смысле является основным индикатором достижения данных целевых показателей. Если сегодня на портале зарегистрировано более 4 млн граждан (некоторые граждане пользуются услугами в таком пока незарегистрированном формате), за полтора года оказано более 12 млн услуг в электронном виде. Кроме того, мы зафиксировали загрузку около 500 тыс. копий мобильного приложения. Всего с момента начала функционирования, если мы сравниваем 2009 с 2013 годом, популярность портала уже возросла в 30 раз.
Второй проект – это переход органов исполнительной власти на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении госуслуг. Более полутора лет федеральные ведомства и ровно один год региональные власти, включая органы местного самоуправления, участвуют в реализации проекта. За этот период органы власти обменялись уже более миллиарда раз информацией в электронном виде, которая была использована для предоставления услуг и в конечном счёте избавила граждан от избыточных посещений тех или иных госорганов.
Данные проекты привнесли серьёзные инновации и модернизацию в процесс предоставления госуслуг, во взаимоотношения власти и общества, самой системы госуправления. Достижение стратегических целей по развитию электронного правительства, электронных услуг возможно при совершении принципиального инновационного прорыва в части обеспечения жителей страны электронными средствами идентификации, для того чтобы оказание услуг проходило в юридически значимом формате. В частности, предполагается возможность получения личного пароля доступа, так называемой простой электронной подписи к единому порталу госуслуг в каждом из 42 тыс. почтовых отделений и во всех многофункциональных центрах страны, которых за три года появилось уже более 700. Фактически они сегодня присутствуют уже в каждом субъекте Российской Федерации.
Сегодня, действительно, ряд ведомств, целый ряд регионов реализовали для граждан возможность получения, к примеру, уведомления о начисленных штрафах, налогах, других видах задолженности посредством SMS-сообщений, к которым так привыкли сегодня наши граждане. Более того, предусмотрена возможность безналичной оплаты услуг, штрафов, налогов, например с помощью мобильного телефона, но это, скорее, единичный случай.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в рамках ФЦП создана и помогает решить проблему разрозненности межведомственных информационных систем. Более 90 органов власти уже перешли на электронный документооборот, что "избавило от ряда злоупотреблений, например, таких, как подпись задним числом".
Важный аспект реализации ФЦП - расширение сети доступа к госуслугам в электронном виде, в рамках которого будет продолжаться программа по применению инфоматов. Инфомат - устройство, позволяющее гражданам, не имеющим доступа в Интернет и персонального компьютера, получать доступ к единому порталу госуслуг. В 2010 г. в России было установлено 500 инфоматов. К 2015 г. планируется установить 15 тыс. таких устройств, причем там, где их можно разместить вместо таксофонов и пунктов коллективного доступа в Интернет. Планируется использовать инфомат как таксофон, видеофон и как платную точку беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi.
Основными проблемами развития «e-government» Великобритании являются следующие: министерства и органы местного самоуправления стремятся сохранить свою независимость от централизованных систем; отсутствует программное финансирование и политическая воля для императивного включения всех ведомств в единый процесс; ведомства препятствуют интеграции, обосновывая это непримиримыми отличиями форм и баз данных. Здесь мы можем уловить сходство с российской бюрократической ментальностью.
Руководитель Экспертного центра электронного правительства Павел Хилов, президент Фонда информационной демократии Илья Массух и гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров на пресс-конференции объявили “поразившие их самих” данные опроса Центра о симпатиях и антипатиях россиян к системам электронного правительства и электронной демократии. Напомним, в одном из майских указов президент РФ Владимир Путин дал поручение к 2018 году обеспечить возможность 70 процентов россиян воспользоваться государственными услугами в Интернете. По данным социологов, для общения с властью в сети созрели уже 80% из 3200 опрошенных граждан. Однако данные опроса затмила суровая реальность: полноценно развивать демократию, платить штрафы и оформлять документы в сети гражданам придется еще не скоро. По данным Павла Хилова, порядка 60% регионов сегодня приостановили финансирование проектов в рамках “электронного правительства”. Причина – в отсутствии координирующего развития систем ведомства. Правительство, которое курирует это направление, до сих пор его не назначило. Кроме того, кабмин также до сих пор не предоставил поэтапного плана развития “электронного правительства”, который задал бы регионам вектор действий.
Россияне начали страдать от несогласованности действий федеральных ведомств и информационных систем: теряются уплаты штрафов, электронные очереди к врачам получаются длиннее, чем традиционные, электронная запись в детский сад становится единственным вариантом устроить ребенка, лишая россиян без интернета и компьютеров этой возможности.
4.Проблемы развития электронного правительства
Сегодня в России проблематика оказания электронных государственных и муниципальных электронных услуг напоминает пазл, элементы которого непонятно каким образом стыковать и какую картину надо получить в итоге, а толчея вокруг бюджетных денег создает впечатление организованного хаоса бизнеса наперсточников.
На Западе появление электронных госуслуг стало логическим продолжением реформы государственного управления. Эта реформа началась еще в 1970-е, а развитие электронной коммерции в начале и середине 1990-х только подтолкнуло перевод взаимодействий государства и граждан в виртуальную сферу.
В нашей же стране просто стали бездумно копировать западные новации без проведения управленческих реформ. Таким образом, вместо сокращения расходов на содержание государства проект только способствовал увеличению затрат на содержание бюрократии без какой-либо экономической отдачи. Вдобавок матрица технологических проектов никак не стыковалась с матрицей социальных и экономических интересов чиновников, которые должны были стать проводниками идей компьютеризации и автоматизации.
Сопротивление внедрению «электронного правительства» со стороны бюрократии признается экспертами в качестве фундаментального барьера. Дело в том, что реализация возможностей ИКТ может грозить чиновникам сокращением аппарата, уменьшением бюджета и потерей ресурсов. То, что выгодно для системы в целом, оказывается крайне нежелательным для ее элементов в отдельности. Среди причин подобного сопротивления можно выделить: - опасение за свое существующее должностное положение (рабочее место); - опасения потери «статусной ренты», власти и влияния; - «технический шок», незнакомство с новыми технологиями и боязнь ошибок в их использовании; - опасение увеличения объема работы, выполнения дублирующих функций; - опасение, что новые технологии будут снижать возможность получения неофициальных платежей (взяток) в обмен на использование служебных возможностей. Переход на новую систему — это своего рода стресс для чиновников.
Также перечень барьеров, выделенных ООН, можно добавить выводами из аналитического обзора Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которых были сформированы основные проблемы при формировании «электронного правительства» в современных условиях. Эксперты ОЭСР во главу ставят законодательные и регуляторные барьеры. То есть для того, чтобы электронные государственные услуги нашли широкую поддержку, они должны получить такое же признание, как и соответствующие им «бумажные» процедуры, а действующие структуры должны чётко представлять границы и меру дозволенного. Отсутствие или медленное принятие необходимых нормативно-правовых актов, неоднозначность юридических норм становятся главными препятствиями на пути инновационных проектов. Так, например, в России существующая сегодня нормативно-правовая база, регулирующая вопросы использования ИКТ в государственном управлении, отличается крайней фрагментарностью и устарелостью большинства относящихся к ней нормативных актов, что делает невозможным обеспечение достаточного регулирования всего многообразия отношений между государством, гражданами и бизнесом, складывающихся под воздействием ИКТ. Федеральные законы в области информатизации в большинстве своем относятся к середине 90-х годов прошлого века. Они не соответствуют международной практике и плохо согласованы между собой, а их актуализация затягивается. В результате до настоящего времени неопределенными остаются даже базовые элементы правового регулирования сети, а именно под юрисдикцию какой из ныне существующих отраслей права сегодня попадает Интернет; каким набором прав и обязанностей обладает гражданин-пользователь; отличается ли его статус в ситуации, когда он представляет, распространяет или потребляет информацию и т.п. Еще только подлежат законодательному закреплению электронные платежи, использование технических средств мобильной связи при проведении взаиморасчетов, порядок защиты пользователя в электронных взаимодействиях с государством и многое другое. Нерешенность этих и ряда других проблем приводит к тому, что «электронное правительство» в России сегодня не может перейти от «информационного» к «транзакционному» этапу, порталы органов власти продолжают носить исключительно информационный характер и выполнять функции своеобразных «визитных карточек». Очевидно, что в данных условиях потенциал электронного правительства по повышению эффективности работы органов государственной власти практически не используется.