Электронное правительство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Файлы: 1 файл

кр интернет в ау.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Разработка сложнейших программ начиналась «снизу», а не «сверху». Правительственные чиновники неохотно брали на себя ответственность за реализацию собственных решений. Важно было повысить интерес самих центральных органов к внедрению информационных технологий. Разработчики ИТ предлагают, а порой и навязывают свои проекты органам управления, не учитывающие особенности деятельности органов. И не только технологию, но и конкретные управленческие решения. Развитие технологий происходит при этом в отрыве от изменений функций органа управления. Это приводит к тому, что создаются десятки исполнителей, различные базы данных, отсутствуют единые планы и стандарты. Разработчики не знают состояния дел в органах управления, им не разъясняют, что происходит в проекте, нет ли отставаний по срокам, перерасходам государственного бюджета.

В электронном Правительстве информационное взаимодействие органов и общества с использованием информационных технологий происходит главным образом в рамках, на основе и во исполнение требований правовых норм. Правительство выступает в качестве не только заказчика, но и пользователя информационных технологий. Но его цели, функции и полномочия нередко остаются теми же, что и при использовании обычных средств механизации; изменение функций правительства, сбор и обработка информации, регистрация транспортных средств, патентов, выдача справок, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов отстают от технологической базы.

Изменение нормативно-правовой базы, принципов формирования и расходования бюджета, определение приоритетных направлений компетенции в деятельности государственных структур, перенесение акцентов в экономике на обновление производства и расширение выпуска качественной продукции являются основой для создания и функционирования электронного правительства. Необходимо всегда начинать с законодательной деятельности, с установления реального контроля и ответственности соответствующих органов власти перед гражданами, их объединениями и бизнесом. Не должна утрачиваться и другая цель – преобразования в деятельности государственных структур направлены на расширение демократии, предоставление гражданам использование всех возможностей информационных технологий, оценка их преимущества, находить новые варианты их использования в сфере бизнеса, общественной, научной деятельности, обучения и т. п.

Без правового регулирования отношений между правительством и гражданами в экономической, социальной, управленческой сферах нельзя ожидать позитивных результатов. Инфраструктура такого правительства на всех уровнях интегрируется и организуется в первую очередь на основе действующего законодательства.

Правовая платформа электронного правительства – это совокупность концепций, доктрин, стратегий, планов, программ и правовых норм по их реализации от имени государственной власти. Когда такая совокупность документов реализуется в процессе деятельности конкретных субъектов в структуре электронного правительства, можно говорить о его правовом обеспечении. Стрежнем правовой платформы является действующее законодательство. Оно и определяет направление развития электронного правительства.

К сожалению, эти вопросы часто не решаются своевременно. Так, от технической базы отстают перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство; установление для всех государственных органов показателей эффективности работы и регулярный их контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами; введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих; перечисление им зарплаты, расчетов за командировки; перенесение в сеть большинства стандартных операций между государством и гражданами.

Процесс сбора информации должен быть максимально упрощен. В частности, информацию о своем гражданском состоянии (сведения о бракосочетании, разводе, рождении ребенка или смерти близких) гражданин должен представлять только один раз, а не подавать каждый раз одни и те же данные в разных анкетах (в случае купли-продажи недвижимости, получения наследства, оформления субсидий или налоговых льгот и т. п.). При функционировании общих информационных ресурсов один раз указанные данные заносятся в архивы всех нужных органов автоматически, а при повторном обращении гражданина к любому из государственных органов он освобождается от необходимости повторно сообщать те же самые данные.

Сказанное позволяет сделать вывод. Основная причина низких результатов внедрения информационно-технологических проектов (ИТ) – не в плохой организации управления ими. И не в том, что их внедряют люди, не имеющие опыта реализации ИТ-проектов. Проблема кроется более глубоко – в ошибочности самой концепции ее решения. Чиновники, выступающие как заказчики проектов, не могут пока добиться их эффективности и в силу масштаба задачи, и в силу отсутствия адекватной единой структуры управления комплексом ИТ-проектов.

В последнее время наблюдается прогресс в области формирования нормативной базы. Еще раз подчеркнем: опыт показывает, что без обновления законодательной базы и множества подзаконных нормативных актов, разработки новых стандартов, адаптирования к ним технологических средств, а, наоборот, не нормативных актов к технологическим средствам электронные системы не работают. Разработчики и заказчики получают, наконец, четко сформулированные правовые требования, которыми они должны руководствоваться при создании систем.

Закон об электронных государственных услугах, закрепляющий, например, порядок поступления документа в орган управления, – это еще не электронная услуга. Предоставление государственной услуги – это организация взаимодействия «человека и машины», и главной задачей является здесь оптимальное сочетание правовых и технических элементов. Простая автоматизация документооборота в органе управления – канцелярия, т. е. работа с входящими и исходящими документами. На практике чаще всего автоматизируется прием заявок на услуги, а дальше все идет обычным способом.

Стоит отметить так же, что рядовой гражданин не совсем понимает суть и значение электронного правительства. По данным Фонда общественного мнения, реально к государственным услугам в интернете прибегают лишь около 6 % населения, причем наиболее популярными услугами являются вызов врача или запись на приём в поликлинику. Так же отмечено, что основными причинами, по которым у людей нет желания пользоваться электронными госуслугами, являются недостаток навыков или возможности работы с компьютером и интернетом, а также отсутствие такой необходимости.

Исследование выявило ряд возникающих тенденций, которые в совокупности рисуют картину того, каким образом государство может улучшить предоставление услуг. Создавая онлайновые службы, оно также должно успешно решать такие вопросы, как интеграция различных ведомств, безопасность данных, конфиденциальность пользователей, схемы управления, национальная безопасность, общая конкурентоспособность и защита гражданских свобод. Создание единых принципов обеспечения конфиденциальности, стандартов электронной подписи и шифрования важной информации — вот некоторые направления деятельности государства в этой сфере, которые формируют основу для будущего развития в области электронного правительства. При этом учитывается тот факт, что реальная экономия расходов происходит только при условии осуществления той или иной операции целиком в Интернете — от начала и до конца.

Государство должно рассматривать граждан и частные компании как своих клиентов и предоставлять им услуги в соответствии с их запросами, а не на основе задач, стоящих перед самим государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Перспективы  административного управления при  полной реализации концепции  электронного правительства

ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

«Электронное правительство» может выступить одним из эффективных инструментов ускорения политико-административных реформ в России. В условиях экономического и финансового кризиса его внедрение позволит более эффективно распорядиться государственными ресурсами, значительно улучшить качество предоставления государственных услуг, укрепить доверие граждан к власти, повысить глобальную конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке.

«Электронное правительство» должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге – с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, что сделает «электронное правительство» не только доступным, но и интерактивным. По сути должна была произойти революция в сфере оказания услуг и прежде всего, резкое сокращение объема взаимодействия граждан с чиновниками, уменьшение очередей и взяток.

 Создание ЭП – это способ приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, – вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, – это снижение коррупции и взяточничества.

Электронное государство предполагает стимулирование взаимодействия между гражданами, правительственными организациями и избираемыми чиновниками, включая процессы государственного управления и выработки государственной политики. Особое внимание при его развитии  уделят развитию электронной демократии – повышению степени гражданского участия, онлайн голосования, вопросам этики, безопасности и неприкосновенности частной жизни, нераспространению персональных данных, а также повышению уровня прозрачности деятельности органов власти.

Наверное, самый большой стимул, заставляющий правительства использовать информационные технологии для предоставления услуг заключается в оптимизации бюрократических и трудоемких процедур, что дает возможность сэкономить деньги и повысить производительность труда в долгосрочной перспективе. Более того, автоматизируя и оптимизируя процедуры и процессы, особенно в таких важных с точки зрения денежных поступлений областях, как сбор налогов и штрафов, органы власти могут сократить масштабы коррупции и значительно повысить уровень поступлений, повышая при этом доверие к власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

http://ru.wikipedia.org

www.businessman.su

info@e-gov.by

http://open-gov.ru

http://viperson.ru

«Правовые проблемы развития электронного правительства в Российской Федерации», В. Г. ВИШНЯКОВ, доктор юридических наук, профессор

«Перспективы развития электронного правительства в России» Елена Чернова

 

 

 


Информация о работе Электронное правительство в России