Основные понятия объектно-ориентированного программирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Исторически сложилось так, что программирование возникло и развивалось как процедурное программирование, которое предполагает, что основой программы является алгоритм, процедура обработки данных. Объектно-ориентированное программирование - это методика разработки программ, в основе которой лежит понятие объекта как некоторой структуры, описывающей объект реального мира, его поведение. Задача, решаемая с использованием методики объектно-ориентированного программирования, описывается в терминах объектов и операций над ними, а программа при таком подходе представляет собой набор объектов и связей между ними

Файлы: 1 файл

обьектно-ориентированное программирование.docx

— 1.15 Мб (Скачать файл)

 

Помимо описанных элементов  на стандартной панели присутствует отображение текущих параметров выделенного объекта (графический режим) или координат курсора (текстовый режим).

Графический режим используется в том случае, когда осуществляется редактирование формы. Первая пара чисел для левого верхнего угла выбранного объекта относительно левой верхней точки формы, а вторая пара чисел отображает его длину и ширину. По умолчанию в качестве координат Visual Basic 6.0 используются так называемые твипы (567 твипов = 1 сантиметр).

 

 

Текстовый режим активизируется при редактировании в окне кода. Приведённые числа показывают, в какой строке и на какой позиции (относительно начала строки) располагается в данный момент курсор.

 

 

Form designer (Дизайнер форм). Представляет собой окно, которое служит для редактирования форм, то есть добавления и удаления из них различных элементов управления

Каждая открытая форма имеет свой дизайнер форм, который в среде разработки обычно расположен в центре

 

 

Properties (Окно свойств). Используется для того, чтобы изменять свойства выделенного объекта подразумевается какая-либо его характеристика, например, имя или координаты расположения на экране. В среде разработки окно свойств, как правило, находится в правой части

 

Code (Окно редактирования кода). Предназначено для создания или редактирования кода программы. Если на экране осуществляется работа с несколькими окнами дизайнера форм, то имеется возможность открыть для каждого из них своё окно кода.

Это можно реализовать при помощи двойного щелчка на объекте (форме или элементе управления), для которого предполагается изменить или создать программный код. Данное действие также осуществляется путём выбора в пункте меню View команды Code.

 

 

Project Explorer (Окно Проводника проектов). Используется в случае необходимости работы с несколькими проектами одновременно. Содержимое этого окна отображает иерархические структуры, в которых вершинами всех иерархий являются открытые в данный момент проекты, а исходящие от них ветви – являются составными частями проектов (например, формы).

Если какая-либо иерархическая структура из числа имеющихся ещё не открыта то рядом с названием соответствующей вершины будет расположен значок «+». Для того чтобы открыть её, следует щёлкнуть левой  кнопкой мыши на этом значке или выполнить двойной щелчок на названии вершины. При этом раскроется список ветвей, непосредственно исходящих из только что открытой вершины, а значок «+» в этом случае изменится на  « - ». В среде разработки окно Проводника проектов обычно расположено справа.

 

Form Layout (Окно размещения форм). Даёт возможность расположить формы открытого проекта в тех областей экрана в которых они должны находиться при выполнении приложения. Чтобы задать для формы какую либо область необходимо в окне размещения форм при помощи мыши переместить её изображение в заданное место.

Рассмотренное действие осуществляется следующим образом. Вначале указатель мыши располагается над отображением формы, при этом его обычный вид стрелки изменяется на стрелку с четырьмя вершинами. Затем следует нажать левую кнопку мыши и, не отпуская её, переместить форму в требуемое место на макете экрана.

Окно размещения форм, как правило, в среде разработки находится в правом нижнем углу.

 

Color Palette (Палитра Цветов). Наряду с рассмотренными компонентами, в среде  VB.6 имеет также окно Color Palette, отображаемое командой View\Color Palette. Оно предназначено для задания цвета фона выбранного в данный момент элемента управления (или формы). Выбор осуществляется щелчком мыши на требуемом цвете

В том случае, если нужно вернуть  цвет фона выбранного объекта в исходное состояние, следует воспользоваться кнопкой Default. Кроме этого, имеется возможность добавить собственные цвета в рассматриваемую палитру. Для этой цели необходимо выбрать один из квадратиков нижнего ряда, после чего активируется кнопка Define color данного окна. При её нажатии на экране отобразится одноимённое диалоговое окно выбора цвета.

Диалоговое окно Define Color позволяет задать пользователю требуемый цвет, который устанавливается с помощью щелчка мыши в той или иной точке  цветовой области и выбора положения вертикального движка находящегося в правой части окна. Цвет также может быть задан путём ввода числовых значений в группы полей Hue(Тон), Sat(Насыщенность), Lum(Яркость) Red(Красный), Green(Зелёный), Blue(Синий).

Выбранный цвет можно добавить в палитру Color Palette с помощью кнопки Add Color.

 

Мы рассмотрим таблицу, в которой приведены названия и функциональное предназначение.

Элемент

Название

Назначение

Pointer (указатель)

Выбор элемента управления

PictureBox (рисунок)

Вывод графического элемента в форме

Label (метка)

Отображение надписей в форме

TextBox (текст)

Ввод текста

Элемент

Название

Назначение

Frame (рамка)

Объединение в группу различных элементов управления (такие объекты называются контейнерами)

Command Button (Управляющая кнопка)

Выполнение приложением определённых действий, вызванных нажатием на управляющую кнопку

Checkbox (флажок)

Установка/отключение настроек 

OptionButton (переключатель)

Выбор пользователем одного из нескольких возможных пунктов (их должно быть не менее двух)

ComboBox (комбинированный список)

Выбор элемента из раскрывающегося списка

ListBox (список элементов)

Выбор пользователем какого-либо элемента из тех, которые имеются в списке 

HscrollBar (горизонтальная полоса прокрутки)

Пролистывание в горизонтальном направлении имеющегося в другом элементе управления списка

VscrollBar (вертикальная полоса  прокрутки)

Пролистывание в вертикальном направлении имеющегося в другом элементе управления списка

Timer (Таймер)

Выполнение приложением действий в реальном времени

DriveListBox (Список дисков)

Выбор пользователем какого либо диска

DirListBox (список каталогов)

Выбор пользователем каталога на диске

FileListBox (список файлов)

Выбор пользователем файла из каталога

Line (Линия)

Изображение графических линий.

Shape (фигура)

Отображение геометрических фигур в форме

Image (Изображение)

Выведение графических элементов в форме (не может использоваться в качестве контейнера)

Data (данные)

Соединение с существующей базой данных

OLE

Добавление в приложение функций других программных средств


 

3.3 Разработка  программных проектов средствами  Delphi и Visual Basic.

Проектом называется комплект файлов, которые используются для разработки  приложения.  В состав проекта входят следующие основные файлы.

Файл проекта (расширение *.vbp);

Файлы форм (расширение *.frm);

Файлы основных модулей (расширение *.bas);

файлы модулей классов (расширение *.cls);

Файл проекта. Содержит связи между всеми элементами приложения и включает в себя все его формы и модули, а также различные ссылки и настройки для компиляции

  Для того чтобы  создать новый проект, необходимо  сначала 

В меню File выполнить команду New Project (Новый проект);

нажать сочетание клавиш Ctrl-N;

выбрать кнопку Add Standard EXE Project (Добавление Стандартного EXE Проекта.) стандартной панели.

после этого в появившемся окне следует вначале выполнить одно из действий:

В меню File выбрать пункт Open Project (Открыть проект);

Нажать сочетание клавиш Ctrl-O;

Выбрать кнопку Open Project (Открыть проект) стандартной панели.

После этого в диалоговом окне необходимо выбрать требуемый файл проекта и нажать на кнопку Открыть.

Чтобы сохранить созданный проект или обновить уже существующий путём сохранения внесённых в него дополнений, необходимо выполнить одно из действий:

В меню File выполнить команду Save Project (Сохранить проект);

Выбрать кнопку Save Project (Сохранить проект) на стандартной панели.  

Если проект сохраняется в первые, то после этого необходимо указать имена для всех компонентов (форм, модулей классов и так далее), составляющий проект, а также дать название созданному проекту. В том случае, когда редактируется созданный ранее проект, то после выполнения одного из описанных выше действий обновятся все элементы проекта, в которые были внесены какие либо изменения.

Существует также возможность сохранения проекта под другим именем. Для этого необходимо вначале выбрать пункт Save Project As (сохранить проект как) в меню File, после чего указать новое название файла проекта. Если перед этим какие-либо формы или модули проекта были изменены, то необходимо дать им новые имена (или сохранить под старыми названиями).

Файлы форм. Содержат описание форм, используемых в приложении, составляющих их элементов со значениями свойств, а также объявляемые переменные, константы, процедуры обработки событий и пользовательские процедуры и функции. Для каждой формы приложения существует свой файл – модуль Фомы.

Файлы основных модулей. Их содержимым являются процедуры, функции, а также объявляемые переменные и константы, которые можно использовать в других модулях данного приложения.

Разработка приложений в Delphi означает работу с проектами. Иначе говоря, когда вы приступаете к разработке собственной программы в Delphi, первым делом создается проект - группа файлов, представляющих исходные данные (прежде всего, код) для приложения. Одни из этих файлов создаются во время разработки приложения (собственно программный код, включая файл проекта, и представленные в виде кода формы), другие же создаются автоматически при запуске программы. Таким образом, все файлы проекта подразделяются на следующие типы:

dpr - собственно файл проекта;

pas - модули приложения, содержащие код на Object Pascal;

dfm - модули приложения, содержащие информацию об окнах приложения;

res - файлы со встраиваемыми ресурсами приложения (например, иконками);

obj - файлы, содержащие готовый к компиляции объектный код;

cfg, dof, dsk - служебные файлы Delphi.

Основными составными частями проекта, помимо самого файла проекта (dpr), являются модули pas и dfm. При этом для каждого модуля окна (dfm) имеется собственный программный модуль (pas).

Чтобы лучше во всем этом разобраться, попробуем создать собственный проект в Delphi. Для этого достаточно запустить Delphi - в том случае, если вы не изменяли настроек, новый проект создастся автоматически. Но на всякий случай, мы все-таки создадим новый проект самостоятельно, для чего следует из меню File зайти в группу New и выбрать в ней пункт Application.

В результате мы получим новый проект, полностью готовый к дальнейшему использованию (см. рис. 2.1). Более того, его уже на этом этапе можно выполнить! Для этого достаточно нажать на кнопку Run, находящуюся на панели инструментов отладки, или же выбрать пункт Run из одноименного меню (Run > Run), но лучше всего нажать на клавишу F9: для быстрой разработки приложений в среде Delphi знание хотя бы основных сочетаний "горячих клавиш" просто необходимо.

Итак, мы запустили приложение, правда, выглядеть оно будет довольно скучно: пустое окно с заголовком Form1 и стандартными кнопками управления окном (рис. 2.4). Но, по крайней мере, даже такое приложение обладает всей базовой функциональностью: его можно развернуть на весь экран, или наоборот, свернуть в панель задач, перемещать по экрану, изменять размеры, и, что самое главное - закрыть.

  
Рис. 2.4. Самое первое приложение в Дельфи

Теперь немного модернизируем свое приложение, заодно изучив еще одно важное окно среды Delphi - Object Inspector. Для этого вернитесь в рабочую среду Delphi, закрыв запущенное приложение, и щелкните по окну Form1, чтобы оно стало актив-ным. Это окно, как и любые другие окна, относящиеся непосредственно к разрабаты-ваемому приложению, называют формой. Теперь обратите внимание на окно инспек-тора объекта (рис. 2.5), по умолчанию оно расположено по левому краю экрана.

 
Рис. 2.5. Окно инспектора объектов

В его верхней части находится ниспадающий список, содержащий все элементы, интерфейса выбранной формы, в данном случае там будет только сама форма, отмеченная в виде имени объекта (Form1). Далее располагается список всех свойств объекта, доступных для изменения в процессе визуальной разработки.

Попробуем заменить значение одного из свойств. Наиболее безопасным будет изменение такого свойства, как Caption - оно отвечает за текст, находящийся в заголовке окна. Для изменения значения этого свойства, щелкните по строке с ним и вместо "Form1" введите какой-либо собственный текст, например, "Мое первое приложение в Delphi". В данном случае вы сразу же увидите результат своей работы: заголовок окна формы изменится на новый.

Некоторые свойства меняются не путем непосредственного ввода значений, а путем выбора одного из заранее предусмотренных. В простейшем случае это может быть выбор ложь-истина (False или True), включающим или отключающим ту или иную опцию. Иногда списки бывают гораздо более объемными. Например, для выбора цвета предлагается множество цветов, включая системные. Например, свойство Color имеет в нашем случае значение clBtnFace, что означает цвет кнопки, установленный в настройках Windows. Мы можем изменить его на любой другой цвет, как системный (например, clCaptionText - цвет текста заголовка окна), так и на явный, например, clWhite (белый).

Можно заметить, что некоторые из свойств отмечены значком "+". Это означает, что такое свойство является составным, и если щелкнуть по значку, то раскроются строки, содержащие отдельные параметры. Например, можно раскрыть таким образом свойство BorderIcons и поменять значение параметра biMinimize с True на False. Тем самым мы изменим значение свойства, отвечающего за системные элементы управления окна таким образом, что функция разворачивания окна на весь экран будет недоступной.

Есть и такие свойства, для редактирования которых открывается отдельное окно. Например, тот же цвет можно определить не выбирая его из списка предусмотрен-ных вариантов, а открыв стандартное для Windows окно выбора цвета. Для этого достаточно сделать двойной щелчок мышкой по области списка цвета. В других случаях (например, для выбора свойств шрифта - Font) окно настроек можно вызвать, нажав на имеющуюся напротив таких свойств кнопку с многоточием.

Ну а пока что сведем воедино все измененные нами свойства формы Form1:

Caption: Мое первое приложение в Delphi Color: clWhite BorderIcons: [biSystemMenu,biMinimize]

Последнее свойство - составное и такое его значение получается в результате установки таких его составляющих, как biSystemMenu и biMinimize в True, а biMaximize и biHelp - в False.

Информация о работе Основные понятия объектно-ориентированного программирования