Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:32, курсовая работа
Исторически сложилось так, что программирование возникло и развивалось как процедурное программирование, которое предполагает, что основой программы является алгоритм, процедура обработки данных. Объектно-ориентированное программирование - это методика разработки программ, в основе которой лежит понятие объекта как некоторой структуры, описывающей объект реального мира, его поведение. Задача, решаемая с использованием методики объектно-ориентированного программирования, описывается в терминах объектов и операций над ними, а программа при таком подходе представляет собой набор объектов и связей между ними
Часть из сделанных изменений - цвет окна и его заголовок - видна сразу же, в рабочей среде Delphi, т.е. на этапе разработки. А вот изменения в системных кнопках, хотя и могут быть сделаны на данном этапе, визуально себя не проявляют. Поэтому, чтобы увидеть сразу все произошедшие изменения, запустим приложение на выполнение, нажав клавишу F9, и вы увидите, что не только цвет и заголовок окна изменились, но и кнопка "развернуть" стала неактивной (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Первое приложение после
небольшой доработки
Таким образом, мы ознакомились с Object Inspector - одним из наиболее важных окон рабочей среды Delphi. Ну а чтобы завершить тему введения в проекты, попробуем сохранить наш проект на диске. Пусть это будет папка Project1, а сам проект мы назовем first. Для этого откройте диалог сохранения проекта (File Save project as) и выберите в нем нужную папку.
А теперь внимание! Если вы сохраняете проект в первый раз, то Delphi предложит вам сначала сохранить не файл проекта, а все несохраненные рабочие файлы. В данном случае это будет программный файл формы. По умолчанию Delphi предложит назвать его unit1.pas, но лучше сразу взять за правило давать осмысленные имена все рабочим файлам. В частности, раз это окно - главное (и единственное) в нашем приложении, то назовем его файл main.pas. Таким образом будут сохранено сразу 2 файла - программный pas и файл формы dfm.
Только после сохранения всех составных частей, будет предложено сохранить собственно файл проекта. Назовем его "first". После сохранения можно, наконец-то скомпилировать исполняемый файл, нажав Ctrl+F9 (или Project Make), закрыть Delphi и посмотреть, что мы имеем в папке Project1. А в ней, как и было обещано, будет файл main.pas - программный код для формы, main.dfm - описание формы, first.dpr - сам проект, first.res - файл ресурсов проекта, main.dcu - подготовленный к компиляции модуль, и, разумеется, first.exe - исполняемый файл готового приложения. Так же вы обнаружите в нем все служебные файлы Delphi, в которых хранится дополнительная информация о проекте и настройках рабочей среды для него - файлы first.cfg, first.dof и first.dsk.
Чтобы теперь вернуться к работе над этим проектом, достаточно дважды щелкнуть по файлу first.dpr, в результате будет загружена и Delphi IDE, и этот проект в нее.
Только что мы рассмотрели создание наиболее распространенного типа проекта - приложения Windows со стандартным графическим интерфейсом. Но на самом деле, возможности Delphi этим не ограничены, вы можете создавать приложения самого разнообразного характера, включая консольные (для текстового режима Windows), динамически подключаемые библиотеки (DLL), сервисы для Windows NT/2000/XP, межплатформенные приложения CLX (Delphi 6,7) или приложения для платформы Microsoft .NET (Delphi 8, 2005). Чтобы создать приложение определенного типа, следует из подменю File New выбрать пункт Other. Таким образом, откроется окно, позволяющее выбрать тип нового приложения или добавить какой-либо специфический модуль к существующему проекту (рис. 2.7).
Выбор вариантов тут весьма обширен, причем, помимо типовых модулей и классов приложений, присутствуют различные мастера, позволяющие упростить процесс создания того или иного модуля (Wizards), а так же специализированные стандартные формы вроде диалоговых окон или окна "О программе". Рассмотрим некоторые из них подробнее, для чего пройдемся по отдельным закладкам окна New Items.
Начнем с закладки New. На ней представлены наиболее часто востребованные, по мнению разработчиков, варианты. И действительно, тут можно найти стандартное графическое Windows-приложение (Application), форму (Form), программный модуль (Unit), текстовое приложение командной строки (Console Application), и другие варианты, как-то Data Module (полезен для разработки баз данных), DLL Wizard, Component и т.д.
На закладках Forms и Dialogs моно найти ряд стандартных диалоговых окон и даже мастер по разработке диалогового окна.
Закладка Projects дает возможность начать проект того или иного типа, или даже воспользоваться мастером для создания многооконного приложения.
Чтобы создать элемент управления ActiveX или приложение для COM+, следует обратиться к шаблонам на закладке ActiveX. Ну а прочие закладки, в том числе IntraWeb, WebSnap и т.д., позволяют создавать специализированные приложения соответствующего типа или модули к ним. Их количество и названия зависят от версии Delphi и варианта поставки.
Но на самом деле, данное окно, по большому счету, подобно палитре компонент, с тем лишь исключением, что если палитра компонент являет собой представление VCL, то окно New Items - во многом является отображением депозитария (Object Repository). В депозитарии хранятся заготовки форм и иных модулей, которые вы можете многократно использовать в своих проектах. При этом для того, чтобы поместить форму в депозитарий, достаточно воспользоваться ее контекстным меню и выбрать в нем пункт Add to Repository.
При создании и запуске любого приложения на Visual Basic следует выполнить последовательно четыре операции;
Далее будет рассмотрена каждая из этих операций.
Интерфейс. Фундаментальной частью интерфейса любого приложения являются формы, содержащие в себе все созданные окна (т.е. элементы управления) и используемые в программе стандартные диалоги. Помимо этого, на формах также размещают элементы, которые не видны в процессе работы приложения.
Таким образом при создании приложения необходимо вначале описать новую форму, которая будет являться «базой» описываемого интерфейса. Следующий шаг будет заключаться в добавлении на создаваемую форму различных элементов управления, необходимых для реализации поставленной перед разработчиком задачи.
В качестве примера можно рассмотреть следующую задачу: необходимо, чтобы на форме располагалась кнопка, щелчок на которой приводил бы к появлению над ней надписи «Первое приложение», а ещё один щелчок удалял бы эту надпись. Соответственно, в начале работы приложения надписи быть не должно. Также необходимо предусмотреть кнопку выхода из приложения.
Для реализации этих возможностей можно воспользоваться двумя стандартными элементами управления CommandButton и Label. Чтобы добавить на форму элемент при помощи стандартной панели инструментов, необходимо выполнить следующую последовательность операций.
Существует ещё один метод создания объекта на форме, при котором необходимо выполнить двойной щелчок на изображении требуемого элемента управления в стандартной панели инструментов. При этом на форму будет добавлен новый объект с установленными по умолчанию свойствами, в частности, размерами и местоположением.
Если необходимо изменить какой-либо объект на форме, его вначале необходимо выделить, при этом на его границах появится так называемые манипуляторы размера в виде маленьких закрашенных прямоугольников.
Для перемещения объекта по форме следует нажать на нём левую кнопку мыши и переместить указатель в требуемое место, причём объект на новом месте будет изображаться в виде контура, после чего нужно отпустить кнопку.
Перемещать объект по форме можно также при помощи клавиатуры. Для этого объект нужно выделить, после чего нажимать клавишу Ctrl и стрелки управления курсором до тех пор, пока объект не переместится в требуемую позицию.
Чтобы расположить один или несколько объектов на форме в заданном порядке или поместить объект в определённое место формы (например, в центре), можно воспользоваться панелью Form Editor.
Для изменения размеров объекта следует воспользоваться манипуляторами размера, подведя указатель к одному из них (при этом указатель примёт вид двойной стрелки) и нажав левую кнопку мыши. Затем можно при помощи возникшего контура уменьшить или увеличить объект, после чего отпустить кнопку. Следует отметить, что манипуляторы, расположенные по углам объекта, могут изменять как его ширину, так и высоту, тогда как остальные – только один определённый размер.
Существует ещё один способ изменения размеров выделенного объекта – с помощью клавиатуры. Для этого следует нажать клавишу Shift и одну из стрелок управления курсором. При достижении объектом требуемых размеров, клавиши необходимо отпустить.
Если расположение и размеры всех элементов установлены, то можно запретить их дальнейшее изменение при помощи пункта Lock Controls Toggle в панели Form Editor. Такое же действие можно выполнить при помощи команды Lock Controls в меню Format. При этом для всех элементов создаваемой формы изменяется цвет манипуляторов их размера. Для отмены установленного запрета следует повторить аналогичные действия.
Необходимо отметить, что запрет на перемещение и изменение размеров не распространяется на клавиатуру, а предназначен исключительно для блокировки случайного воздействия на характеристики объектов при помощи мыши.
Свойства. После этого как все необходимые элементы добавлены на форму, можно приступить к установке их исходных свойств, которые будут определять внешний вид и особенности работы с интерфейсом. Данные действия выполняются при помощи окна свойств, которое можно вывести в случае его отсутствия в среде разработки несколькими способами:
В окне свойств присутствует несколько элементов, каждый из который будет описан ниже.
Список Свойств состоит из двух частей; в левой части выводится список всех существующих свойств для выбранного объекта, а в правой – установленные для этих свойств значения, которые можно редактировать (текстовые поля) или выбирать (перечислимые поля). Определить для перечислимого свойства требуемое значение (или просмотреть весь список) можно двумя способами:
Например, для метки на создаваемой форме можно установить свойство Visible (видимость объекта) в одно из значений: True(ложь) или False(истина).
Список объектов представляет собой раскрывающийся список в верхней части окна свойств, при помощи которого можно выбрать тот или иной объект из имеющихся на форме для просмотра и редактирования его свойств.
Вкладки для сортировки свойств позволяют выполнять сортировку свойств выбранного объекта.
Список свойств, значение которых необходимо определить в создаваемом приложении, а также названия соответствующих объектов приведены в таблице. Остальные свойства всех объектов остаются без изменений.
Элемент |
Свойство |
Значение |
Форма |
(Name) |
frmMain |
Caption |
First Application | |
StartUpPosition |
2 – Center Screen | |
Метка |
(Name) |
lblText |
Caption |
Первое приложение | |
Visible |
False | |
Кнопка для работы |
(Name) |
cmdWork |
Caption |
Надпись | |
Кнопка для выхода |
(Name) |
CmdExit |
Caption |
Выход |
Описание используемых свойств:
Name – имя объекта;
Информация о работе Основные понятия объектно-ориентированного программирования