Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 09:21, контрольная работа
Проблемы обеспечения информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как: «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационная организация государства» закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Информационная безопасность государства………………………..4-5
2. Государственные информационные ресурсы……………………….6-8
3. Влияние защищенности российского сегмента глобальной сети Интернет на состояние информационной безопасности государства……9-16
Заключение………………………………………………………………………17
Литература………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГОУ БОУ ВПО «ЧелГУ»)
Кафедра прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности
Правовые основы информационной безопасности
Контрольная работа
Выполнила студентка гр. ЮЗС-102
Челябинск
2013г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Информационная безопасность государства………………………..4-5
2. Государственные
информационные ресурсы……………………
3. Влияние защищенности российского сегмента глобальной сети Интернет на состояние информационной безопасности государства……9-16
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Проблемы обеспечения информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как: «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационная организация государства» закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период. В результате информационная сфера, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности России, информационной безопасности личности и всего общества в целом.
Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим внутри страны.
1 Информационная безопасность государства
Проблемы обеспечения
информационной безопасности федеральными
органами законодательной и
Вопросы обеспечения информационной безопасности, непосредственно связанные с реформированием информационной организации государства, находят свое приоритетное отражение в политических заявлениях государственных и общественных деятелей различного уровня, в концептуальных установках общественных движений и политических организаций и их лидеров.
Понятие «безопасность» современными учеными и практиками рассматривается с самых различных позиций. Однако наиболее распространенным стал подход, согласно которому под безопасностью понимается «состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз, являющееся свойством социальной системы». Такой подход закреплен и в Законе Российской Федерации «О безопасности», в статье 1, которого безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Понятие «безопасность» непосредственно связано с другими определениями, - такими, как: «интересы», «угроза», «опасность», «защита» и т.д.
Некоторые эксперты представляют безопасность как систему гарантий защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности внутри и вне страны. Она может проявляться на различных уровнях: мирового сообщества, региона, отдельного государства, социальной общности и личности. Говоря о безопасности того или иного объекта, имеется в виду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внешних и внутренних угроз. Следуя этой логике, он дает следующее определение понятия «информационная безопасность»: «...информационная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.
Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного неравенства.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Информационная безопасность - сложное системное, многоуровневое явление, на состояние и перспективы развития которого оказывают непосредственное воздействие внешние и внутренние факторы. Наиболее важными из них являются:
· политическая обстановка в мире;
· наличие потенциальных внешних и внутренних угроз;
· состояние
и уровень информационно-
· внутриполитическая обстановка в государстве.
Важной стороной
информационной безопасности государства
является достижение состояния его
защищенности, то есть, - создание и
поддержание инженерно-
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается факт усиления угроз национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере: «Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним».
2Государственные информационные ресурсы.
Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут быть включены по желанию собственника в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы. Государственные информационные ресурсы - открыты и общедоступны. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах. Собственник документа, массива документов, информационных систем или уполномоченные им лица в соответствии с законом устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации. Владелец документа, массива документов, информационных систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством. Риск, связанный с использованием не сертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств. Риск, связанный с использованием информации, полученной из не сертифицированной системы, лежит на потребителе информации. Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования ими, разработки, производства и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. Ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и на граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Руководители и другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
Права на доступ к информации
Пользователи -
граждане, органы государственной власти,
органы местного самоуправления, организации
и общественные объединения —
обладают равными правами на доступ
к государственным
3Влияние защищенности российского сегмента глобальной сети Интернет на состояние информационной безопасности государства
Многоплановость и неоднозначность воздействия различных факторов на взаимодействие защиты информационного пространства и информационной безопасности позволяет выделить группы факторов объективного и субъективного характера.
Объективные факторы являют
собой многоуровневую систему (глобального,
регионального и национально-
К числу наиболее значимых объективных факторов в современных условиях, обусловливающих влияние защиты информационного пространства на информационную безопасность, относятся геополитические факторы - геополитические параметры (условия, ресурсы, возможности), определяющие состояние и развитие государств, регионов и мира в целом.
Геополитические параметры
государства являются определяющими
в дихотомии «защита
Любое государство, приступая
к формированию своей информационной
политики или внося в нее коррективы,
должно учитывать воздействие
К объективным факторам с полным основанием можно отнести также климатические условия, демографическую ситуацию в стране и целый ряд других параметров, объективно определяющих место государства в мировом сообществе. Поэтому анализ «отличительных начал» государства и соответствия им информационной системы государства является важным условием влияния защиты информационного пространства на информационную безопасность.
Наряду с объективными
факторами исследуемого процесса на
него оказывают воздействие также
факторы субъективного
В данном случае речь идет, прежде всего, о политической деятельности и практических действиях конкретных государств, политических сил и различных организаций (в том числе и экстремистских, террористических), негативно воздействующих на политическую обстановку в мире, стране, определяя состояние опасностей и угроз информационной безопасности конкретного государства. Помимо этого к факторам субъективного порядка относится также деятельность субъектов информационной политики данного государства (органов государственной власти, структур информационной организации и систем, обеспечивающих ее жизнедеятельность и развитие), осуществляющего защиту информационного пространства и реализующего задачи обеспечения информационной безопасности. Влияние субъективных факторов в данном случае предполагает результат осознанной деятельности субъектов политики в процессе их воздействия на информационную безопасность государства, опосредованную спецификой, содержанием и результатами защиты информационного пространства.
Информация о работе Правовые основы информационной безопасности