Правовые основы информационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Проблемы обеспечения информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как: «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационная организация государства» закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Информационная безопасность государства………………………..4-5
2. Государственные информационные ресурсы……………………….6-8
3. Влияние защищенности российского сегмента глобальной сети Интернет на состояние информационной безопасности государства……9-16
Заключение………………………………………………………………………17
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание1.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Челябинский государственный  университет»

(ФГОУ БОУ ВПО «ЧелГУ»)

Юридический факультет

 

Кафедра прокурорского  надзора и организации правоохранительной деятельности

 

Правовые основы информационной безопасности

 

Контрольная работа

 

                                                                    

 

 

 

 

 

        Выполнила студентка гр. ЮЗС-102

                                                                       Алфёрова Анастасия Евгеньевна

                                                                 Научный руководитель 

                                                                Попова Т. В.

                                                                 Дата защиты «___»________2013г.

                                                                 Оценка________________________

                                                                         ______________________________

                                                                                     (подпись научного руководителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013г.

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….......3

1. Информационная безопасность государства………………………..4-5

2. Государственные  информационные ресурсы……………………….6-8

3. Влияние защищенности российского сегмента глобальной сети Интернет на состояние информационной безопасности государства……9-16

Заключение………………………………………………………………………17

Литература……………………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблемы обеспечения  информационной безопасности России в  той или иной степени находят  свое отражение не только в исследованиях  и теоретических разработках  отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как: «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационная организация государства» закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период. В результате информационная сфера, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности России, информационной безопасности личности и всего общества в целом.

Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим внутри страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Информационная безопасность государства

 

Проблемы обеспечения  информационной безопасности федеральными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, политическим руководством страны, учеными и практиками воспринимаются как одни из наиболее актуальных и жизненно важных для современного состояния и перспектив развития российской государственности, демократии, гарантий защиты интересов общества и личности. Социально-политическая рефлексия данных проблем в значительной степени определяется динамикой современных политических процессов, связанных с формированием нового миропорядка, объективными процессами изменения роли и места России на мировой политической арене, происходящими на фоне кризисных явлений в ходе модернизации Российского государства, в том числе и в информационной сфере.

Вопросы обеспечения  информационной безопасности, непосредственно  связанные с реформированием  информационной организации государства, находят свое приоритетное отражение в политических заявлениях государственных и общественных деятелей различного уровня, в концептуальных установках общественных движений и политических организаций и их лидеров.

Понятие «безопасность» современными учеными и практиками рассматривается с самых различных позиций. Однако наиболее распространенным стал подход, согласно которому под безопасностью понимается «состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз, являющееся свойством социальной системы». Такой подход закреплен и в Законе Российской Федерации «О безопасности», в статье 1, которого безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Понятие «безопасность» непосредственно связано с другими определениями, - такими, как: «интересы», «угроза», «опасность», «защита» и т.д.

Некоторые эксперты представляют безопасность как систему  гарантий защиты жизненно важных интересов  государства, общества и личности внутри и вне страны. Она может проявляться на различных уровнях: мирового сообщества, региона, отдельного государства, социальной общности и личности. Говоря о безопасности того или иного объекта, имеется в виду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внешних и внутренних угроз. Следуя этой логике, он дает следующее определение понятия «информационная безопасность»: «...информационная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.

Информационная  сфера становится не только важнейшей  сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного неравенства.

Под информационной безопасностью Российской Федерации  понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Информационная  безопасность - сложное системное, многоуровневое явление, на состояние и перспективы  развития которого оказывают непосредственное воздействие внешние и внутренние факторы. Наиболее важными из них являются:

· политическая обстановка в мире;

· наличие потенциальных  внешних и внутренних угроз;

· состояние  и уровень информационно-коммуникационного  развития страны;

· внутриполитическая обстановка в государстве.

Важной стороной информационной безопасности государства  является достижение состояния его  защищенности, то есть, - создание и  поддержание инженерно-технической  мощи и информационной организации, соответствующими реальным и потенциальным  угрозам, а также демографическому и экономическому состоянию страны.

В Концепции  национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается факт усиления угроз национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере: «Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Государственные информационные ресурсы.

Формирование  государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и  общественными объединениями. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут быть включены по желанию собственника в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы. Государственные информационные ресурсы - открыты и общедоступны. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах. Собственник документа, массива документов, информационных систем или уполномоченные им лица в соответствии с законом устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации. Владелец документа, массива документов, информационных систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством. Риск, связанный с использованием не сертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств. Риск, связанный с использованием информации, полученной из не сертифицированной системы, лежит на потребителе информации. Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования ими, разработки, производства и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. Ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и на граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Руководители и другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Права на доступ к информации

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации  и общественные объединения —  обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом. Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае является результат труда и вложенных средств при создании производной информации, но не исходная информация. Порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за определенные массивы и вид информации, в соответствии с их компетенцией, либо непосредственно ее собственником, в соответствии с законодательством. Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных законами. Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных соответствующим законодательством или собственником этих информационных ресурсов, в соответствии с законодательством. Владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3Влияние защищенности российского сегмента глобальной сети Интернет на состояние информационной безопасности государства

Многоплановость и неоднозначность  воздействия различных факторов на взаимодействие защиты информационного  пространства и информационной безопасности позволяет выделить группы факторов объективного и субъективного характера.

Объективные факторы являют собой многоуровневую систему (глобального, регионального и национально-государственного уровней) внутренних и внешних параметров, воздействующих на субъекты формирования и реализации информационной политики государства.

К числу наиболее значимых объективных факторов в современных  условиях, обусловливающих влияние  защиты информационного пространства на информационную безопасность, относятся геополитические факторы - геополитические параметры (условия, ресурсы, возможности), определяющие состояние и развитие государств, регионов и мира в целом.

Геополитические параметры  государства являются определяющими  в дихотомии «защита информационного пространства - информационная безопасность», поскольку именно они определяют в условиях формирования нового мирового порядка специфику и возможности государства осуществлять защиту информационного пространства и, соответственно, обеспечивать свою информационную безопасность.

Любое государство, приступая  к формированию своей информационной политики или внося в нее коррективы, должно учитывать воздействие геополитических  факторов и тех угроз, которые  они провоцируют.

К объективным факторам с  полным основанием можно отнести также климатические условия, демографическую ситуацию в стране и целый ряд других параметров, объективно определяющих место государства в мировом сообществе. Поэтому анализ «отличительных начал» государства и соответствия им информационной системы государства является важным условием влияния защиты информационного пространства на информационную безопасность.

Наряду с объективными факторами исследуемого процесса на него оказывают воздействие также  факторы субъективного свойства, представляющие собой результаты многоплановой деятельности субъектов информационной политики (защиты информационного пространства) конкретного государства (группы государств) в области его (их) информационной безопасности.

В данном случае речь идет, прежде всего, о политической деятельности и практических действиях конкретных государств, политических сил и различных организаций (в том числе и экстремистских, террористических), негативно воздействующих на политическую обстановку в мире, стране, определяя состояние опасностей и угроз информационной безопасности конкретного государства. Помимо этого к факторам субъективного порядка относится также деятельность субъектов информационной политики данного государства (органов государственной власти, структур информационной организации и систем, обеспечивающих ее жизнедеятельность и развитие), осуществляющего защиту информационного пространства и реализующего задачи обеспечения информационной безопасности. Влияние субъективных факторов в данном случае предполагает результат осознанной деятельности субъектов политики в процессе их воздействия на информационную безопасность государства, опосредованную спецификой, содержанием и результатами защиты информационного пространства.

Информация о работе Правовые основы информационной безопасности