Правовые основы информационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Проблемы обеспечения информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как: «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационная организация государства» закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Информационная безопасность государства………………………..4-5
2. Государственные информационные ресурсы……………………….6-8
3. Влияние защищенности российского сегмента глобальной сети Интернет на состояние информационной безопасности государства……9-16
Заключение………………………………………………………………………17
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание1.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из того, что информационная безопасность на рубеже третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере приобретает приоритетное значение.

Поскольку всякая политика в  правовом государстве должна строиться на основе права, крайне важно определить, какие правовые основы необходимо создать. Пока можно констатировать, что развитие общественных отношений в этой сфере существенно опережает развитие права по этим вопросам.

Сегодня сложились две  тенденции в органах государственной власти в определении понятия и структуры информационной безопасности. Представители гуманитарного направления связывают информационную безопасность только с институтом тайны. Представители так называемых «силовых структур» предлагают распространить сферу информационной безопасности практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой.

Информационная безопасность общества, государства характеризуется степенью их защищенности и, следовательно, устойчивостью основных сфер жизнедеятельности (экономики, науки, техносферы, сферы управления, военного дела, общественного сознания и т.д.) по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне как внедрения, так и извлечения информации. Уровень информационной безопасности определяется способностью нейтрализовать такие воздействия.

Субъектами информационной безопасности следует считать те органы и структуры, которые занимаются ее обеспечением. Это могут быть федеральные и региональные органы исполнительной, законодательной, судебной власти, органы местного самоуправления.

Технические средства обеспечения информационной безопасности - это средства, с помощью которых осуществляются меры по защите систем управления, связи, компьютерных сетей, недопущению подслушивания, маскировке, предотвращению хищения информации.

Развитие и  внедрение в различные сферы жизни общества новых информационных технологий, как и любых других научно-технических достижений, не только обеспечивает комфортность, но и нередко несет определенную опасность. Сегодня можно выделить следующие наиболее существенные группы информационно-технических опасностей, обусловленных достижениями научно-технического прогресса.

Анализ механизма  политического воздействия защиты российского сегмента глобальной сети Интернет на обеспечение информационной безопасности Российской Федерации свидетельствует о том, что разработка и реализация его основных компонентов - важная задача общегосударственного масштаба, от решения которой зависит не только функционирование информационной организации, но и всей системы органов государственной власти.

Особое место  в ней занимает создание эффективной  и действенной системы управления процессом развития информационной организации, поскольку именно управление процессом формирования информационной структуры предопределяет его состояние  и направленность, а также оказывает непосредственное воздействие на результативность обеспечения информационной безопасности государства. Это обусловлено тем, что система управления является наиболее уязвимым звеном процесса преобразований информационной организации. Недостатки такой системы невозможно компенсировать какими-то ни было значительными материальными, финансовыми или же другими ресурсами. Более того, десятилетний этап преобразований информационной сферы Российского государства только обострил проблемы, связанные с информационными ресурсами, формирующими основу потребностей информационной организации государства.

В целом же политическая и экономическая обстановка в  России ставит перед руководством страны вопрос о необходимости поиска новых  подходов к разработке, планированию и реализации направлений информационной организации. Задача состоит в том, чтобы исключить нерациональное и безответственное расходование государственных средств и вместе с тем обеспечить защиту информационного пространства страны. Не менее важно добиться политической поддержки по ключевым вопросам защиты информационного пространства со стороны всех ветвей и уровней власти, а также широкой общественности.

Таким образом, оптимизация политического механизма  воздействия защиты информационного  пространства на обеспечение информационной безопасности требует от органов власти всех уровней создание условий, при которых обеспечение информационной безопасности приобретет характер важнейшего приоритета общегосударственного уровня.

Оптимизация информационной организации являет собой объективную потребность преобразования информационной организации Российского государства, но при этом должны быть соблюдены условия, обеспечивающие ее перспективное развитие, и, прежде всего, вывод информационной организации России из состояния «выживания».

Деятельность  же органов государственной власти страны по реализации полномочий в  области информационной безопасности должна быть не только максимально  эффективной, но и рациональной. При  этом под «эффективностью» следует  понимать степень реализации задач информационной безопасности. Рациональными же, по нашему мнению, являются такие действия, которые базируются на наиболее эффективном и перспективном решении.

Задачей субъектов  управления различных уровней власти становится поиск наиболее рациональных способов (путей) обеспечения эффективного управления, независимо от всей совокупности существующих объективных и субъективных обстоятельств, сопровождающих принятие управленческих решений.

Главной целью  совершенствования управления при  этом выступает достижение наилучших результатов деятельности при наименьших затратах сил, средств и ресурсов, то есть - оптимизация системы. Важно заметить, что содержание этого процесса заключается не только в коррекции целей и средств деятельности в зависимости от ее результатов, но и в поиске наиболее рационального построения организационной структуры системы управления, научной разработке и внедрении новых моделей и технологий управления. При этом процесс оптимизации системы управления (механизма) должен охватывать не только отдельные структурные составляющие (элементы) системы, но и всю совокупность объектов и субъектов управления, взаимосвязей горизонтального и вертикального порядка, то есть иметь системный характер.

Оптимизация политического  механизма в деятельности органов государственной власти по реализации задач защиты информационного пространства предполагает формулирование и реализацию научно обоснованных целей, принципов, задач деятельности организационной структуры. При этом важно заметить, что оптимизации (управленческим воздействиям с целью достижения наилучших результатов) должны подвергаться, в первую очередь, те сферы (уровни управления, структуры, элементы системы) деятельности, в которых допускается рассогласование в схеме «цель - средство - результат».

Оптимизация политического  механизма по реализации задач защиты информационного пространства в  Российской Федерации должна предполагать упорядочение и регламентацию деятельности органов государственной власти на основе результатов научных исследований в данной области, а самое важное - содержать научно-обоснованный алгоритм выработки оптимальных решений в интересах обеспечения информационной безопасности страны.

Мероприятия по оптимизации политического механизма  воздействия защиты информационного пространства на информационную безопасность государства должны найти свое правовое закрепление в комплексной программе преобразования системы управления информационной организацией, направленной на достижение качественно новых результатов в области управления защиты информационного пространства в интересах гарантированного обеспечения информационной безопасности Российского государства.

Полномочия в  области информационной безопасности и государственной системы защиты информации определяются Конституцией Российской Федерацией, федеральными законами «О безопасности», «Об информации, информатизации и защите информации», «О федеральных органах правительственной связи и информации» и иными нормативными и законодательными актами.

В настоящее  время в Российской Федерации осуществляется попытка комплексного решения проблем управления информационной организацией. Тем не менее, обращает на себя внимание то, что в структуре органов государственного управления особое место занимает Совет Безопасности Российской Федерации, сосредоточивший функции государственного управления и ставший своего рода структурным подразделением Администрации Президента Российской Федерации по вопросам безопасности. Представляется, что это положение в настоящее время обусловлено экстремальностью условий реформирования в России. Хотя давно назрел вопрос о принятии федерального конституционного закона «О Совете Безопасности Российской Федерации», который бы более подробно установил его правовой статус, в том числе и функции по обеспечению информационной безопасности.

Принципиально важным для дальнейшего развития информационной организации государства  является формирование единой ценностно-мировоззренческой  среды, отражающей потребности и  перспективы развития личности, общества и государства.

Главным условием и предпосылкой движения по пути оптимизации политического механизма является разработка единой общенациональной государственной идеологии.

В зависимости  от векторности и общественной ценности принципиальных положений сформированной государственной идеологии и концептуальных основ политики Российского руководства находятся и дальнейшие этапы деятельности по созданию новой модели политического механизма защиты информационного пространства, обеспечения информационной безопасности и ее оптимизации в процессе развития внутри- и внешнеполитической обстановки.

Следующим важнейшим  направлением оптимизации политического  механизма воздействия защиты информационного  пространства на обеспечение информационной безопасности является разработка и  применение научной методологии деятельности субъектов политики в указанной сфере.

Речь в данном случае идет о выработке научно обоснованных направлений преобразования системы  управления информационной сферой государства  и осуществления на этой основе стратегического  планирования развития его информационной организации.

Ранее отмечалось, что одной из наиболее значимых причин, определивших кризисное развитие информационной организации, является отсутствие осмысленной  государственной политики в данной области. Это обстоятельство во многом определяется тем, что защита информационного пространства органами управления реализовывалось в отрыве от результатов исследований отечественной науки. И это при том, что в Российской Федерации по-прежнему функционируют десятки научно-исследовательских центров и структурных подразделений, занимающихся непосредственно этой проблематикой. В целом характерной чертой деятельности органов государственного управления всего последнего десятилетия стала невостребованность научного потенциала страны. Это свидетельствует о сознательном игнорировании научных основ решения важнейших задач в области защиты информационного пространства и обеспечения информационной безопасности государства.

Очевидно, что  аналогичная потребность использования  научного потенциала должна существовать и в России. При этом разработка научной методологии оптимизации деятельности органов государственной власти по реализации задач защиты информационного пространства не является самоцелью, а осуществляется в интересах обеспечения эффективности информационной безопасности страны и ее информационных ресурсов.

Мировой опыт свидетельствует, что рациональная стратегия обеспечения  информационной безопасности должна основываться на долгосрочных планах, учитывающих  характер внешних и внутренних информационных угроз, приоритетах по обеспечению информационной безопасности государства и реальных экономических возможностях.

Такие сложные  и жизненно важные элементы структуры  государства, как мультисервисная  сеть передачи данных, государственная  сеть связи, Интернет-порталы органов государственной власти, электронные архивы, библиотеки и хранилища данных и др., не могут нормально функционировать, ориентируясь лишь на текущие проблемы. Их развитие гораздо шире.

Поэтому защита информационного пространства в России должна исходить не только из текущих возможностей, но и из перспективных потребностей обеспечения информационной безопасности государства. Кроме того, эффективное функционирование информационной организации государства предполагает наличие четко отлаженной системы принятия и реализации согласованных решений, касающихся ее вопросов. В противном случае информационная политика может вырабатываться узким кругом лиц без должного прогнозирования и всестороннего обоснования, определяться только сложностями нынешней политической и экономической ситуации, что может обострить существующие проблемы и в перспективе привести к крупным политическим, экономическим и социальным просчетам.

Начиная с 2000 года, в этом направлении происходят подвижки, и в настоящее время планирование в области защиты информации и информационной безопасности обретает систематизированный и перспективный характер. Этому способствует позиция Президента Российской Федерации, указами которого была предусмотрена разработка программ и направлений развития информационного пространства страны, главными из которых являются: Основы государственной политики Российской Федерации по формированию информационного пространства России; Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов; Федеральная целевая программа «Электронная Россия» и др.

Вышеперечисленные документы были разработаны соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Однако при этом не было предусмотрено финансирование указанных мероприятий из федерального бюджета. Это во многом снижает эффективность указанных выше документов.

Информация о работе Правовые основы информационной безопасности