Разработка и автоматизация информационной системы гостиницы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе, которое функционирует в жестких рыночных условиях, своевременная обработка информации способствует совершенствованию организации производства, оперативному и долгосрочному планированию, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, что позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремиться минимизировать затраты времени, материальных, трудовых ресурсов в ходе своей деятельности и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить с использованием автоматизированных информационных систем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………….3
Предметная область. 5
2. Создание модели ИС с AllFusion Process Modeler 4.0 (Bpwin 4.0) 8
2.1. Модель AS_IS. Создание модели в стандарте IDEF0 8
2.2. Модель TO_BE. Дополнение созданной модели процессов организационными диаграммами 18
3. Обзор существующих продуктов автоматизации гостиниц. 25
4. Автоматизация рабочего места администратора гостиницы 26
4.1 Разработка структуры программы 27
4.2 Определение основных компонентов программы 28
4.3. Руководство программиста 31
4. 4. Руководство пользователя 33
Заключение 37
Список литературы. 38

Файлы: 1 файл

Гостиница.doc

— 2.69 Мб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
им. Г.В. Плеханова

Факультет информатики

Курсовая  работа

«Разработка и автоматизация информационной системы гостиницы»

по  дисциплине:                      Проектирование информационных систем

Студент: _______Зенкович Денис                 


Группа: _______________5.4.2_______________

Подпись студента __________________________

Дата сдачи  задания _______________________

 

 

Замечания по заданию:


 

 

 

 

Отметка о выполнении:___________________ ____________________

подпись, дата ФИО

Москва-2011

Оглавление

 

 

Введение.

С развитием  информационных технологий компьютеры активно применяются в различных сферах человеческой деятельности, связанных с обработкой информации, представлением данных.

В современном  обществе, которое функционирует  в жестких рыночных условиях, своевременная обработка информации способствует совершенствованию организации производства, оперативному и долгосрочному планированию, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, что позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремиться минимизировать затраты времени, материальных, трудовых ресурсов в ходе своей деятельности и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить с использованием автоматизированных информационных систем.

Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.

Современные компьютерные технологии активно внедряются в  сферу социально-культурного сервиса (СКС) и туристского бизнеса, их применение становится неотъемлемым условием успешной работы. Известное изречение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» особенно актуально для сферы туристского бизнеса, так как именно оперативность, надежность, точность, высокая скорость обработки и передачи информации во многом определяют эффективность управленческих решений в этой области. Реализация этих условий возможна только в рамках применения информационных компьютерных систем.

Любые управленческие информационные процессы включают в себя процедуры регистрации, сбора, передачи, хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений. В системах организационного управления наиболее распространены автоматизированные информационные технологии, в которых выработка управляющего воздействия возложена на человека — лицо, принимающее решение (ЛПР). К таким системам относятся практически все информационные системы, используемые в области социально-культурного сервиса и туризма.

Гостиничный сервис — ведущая отрасль сферы обслуживания. Современное состояние рынка гостиничных услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, разнообразием видов предоставляемых основных и дополнительных услуг, повышением уровня обслуживания. С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных взаимосвязанных служб.

Цель курсового  проектирования

Целью данного  курсового проекта является разработка информационной системы гостиницы.

 

 

  1. Предметная область.

Гостиничный сервис – ведущая отрасль сферы обслуживания.

Современное состояние  рынка гостиничных услуг характеризуется  высоким уровнем конкуренции, разнообразием  видов предоставляемых основных и дополнительных услуг, повышением уровня обслуживания.

С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных взаимосвязанных служб. К основным типовым службам относятся: служба управления номерным фондом; административная; коммерческая служба; служба питания; инженерно-технические и вспомогательные службы.

1. Служба  управления номерным фондом осуществляет основные бизнес-процессы по приему и обслуживанию гостей, и во многом именно она определяет качество предоставляемых услуг. С этой точки зрения эта служба является одним из основных объектов, в первую очередь подлежащих автоматизации.

В состав этого  подразделения входят работники  службы приема и размещения (Front-Office), персонал по обслуживанию номерного  фонда (Housekeeping), объединенная сервисная служба, включая швейцаров, посыльных, носильщиков, водителей автомобилей, службу безопасности и др. Основные функции: бронирование номеров; прием, регистрация и размещение гостей; прием оплаты за предоставленные услуги и оформление необходимой документации при выезде гостей; оказание разнообразных бытовых услуг гостям; поддержание санитарно-гигиенического состояния номеров.

2. Административная  служба осуществляет основные бизнес-процессы, связанные с управлением отелем в целом, координацией деятельности всех служб отеля, решением финансовых вопросов и кадрового обеспечения, контрольные функции и т.п. Обычно в состав этой службы входят директор и топ-менеджеры отеля, бухгалтерия, финансовая служба, отдел кадров и др. С точки зрения информационных процессов эта служба представляет собой то ядро, которое должно объединять информационно воедино все службы отеля. Работники этого блока, как правило, имеют наиболее полные права доступа ко всей информации, функционирующей в системе управления отелем.

3. Коммерческая  служба обычно представлена отделами маркетинга и рекламы, которые выполняют задачи, связанные с исследованием рынка, конкурентов, выявлением потребностей постоянных и потенциальных гостей, разработкой и реализацией рекламных компаний, мероприятиями по связям с общественностью и т.п. Основная цель службы – продвижение существующего гостиничного продукта, а также выработка предложений по созданию новых видов услуг, которые с высокой степенью вероятности будут востребованы на рынке.

С информационной точки зрения основной блок необходимой информации предоставляется службой приема и размещения. Именно на базе этих данных проводятся маркетинговые исследования.

4. В  службу питания входят рестораны, бары, предприятия быстрого питания, кафе, буфеты и т.п. Эта служба предоставляет одну из основных услуг – приготовление и реализацию пищи, которая входит в состав комплексного гостиничного продукта. В структуре гостиничного предприятия это одна из важнейших служб, непосредственно осуществляющая обслуживание гостей.

Информационно служба питания является относительно самостоятельной структурой, но, тем не менее, связана со службой приема и размещения, так как планирование и прогнозирование объемов продаж непосредственно зависит от числа гостей.

5. Инженерно-технические  службы занимаются обслуживанием систем тепло- и водоснабжения, кондиционирования, электротехнических устройств, систем связи и телевещания и т.п. С точки зрения управления этой подсистемой основное внимание должно уделяться автоматизации управления технологическими процессами. Информационно эта служба должна быть связана со службой управления номерным фондом, откуда обычно поступает информация о возникших технических неисправностях в номерном фонде.

6. Вспомогательные  службы предоставляют дополнительные платные услуги. Сюда могут быть отнесены парикмахерские, сауны, солярии, спортзалы, бассейны и т.п. Эти службы информационно связаны со службой приема и размещения, куда поступает информация о полученных дополнительных услугах, стоимость которых учитывается при оформлении счета гостя.

Организовать  работу гостиничного комплекса с  максимальной эффективностью и в  соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий.

Вопрос комплексной  автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма актуальным для российских гостиниц.

Любая гостиница  – это единый организм, слаженное  функционирование которого требует комплексной автоматизации.

Программы, которые позволяют координировать бизнес-процессы отеля, называются автоматизированными системами управления (АСУ) или PMS (Property Management System).

Основой PMS-системы  является автоматизация процессов  бронирования номеров, приема и размещения гостей, расчетов с ними, а также контроль за состоянием номерного фонда.

Развитие PMS-систем начиналось именно с такого функционала, а PMS- системы ранее так и назывались – Front-Office (системы портье).

В данной работе в качестве исследуемой организации  рассматривается гостиница, которая предоставляет номера постояльцам с целью получения прибыли.

Гостиница оказывает  следующие услуги:

·        предоставление номеров,

·        их обслуживание,

·        администрирование телефонных переговоров.

 

При разработке ИС гостиницы был использован системный структурный подход. Методология этого подхода заключается в разработке модели на основе представления о функциях ИС или на элементах (планах, данных, оборудовании и т.д.). Модели ИС (активностные модели) согласно методологии представляются в виде диаграмм, которые иерархически упорядочены. Активностная модель представляет собой совокупность активностей взаимосвязанных через объекты (элементы) системы.

Для проведения анализа и организации бизнес-процессов  гостиницы используется CASE-средство верхнего уровня BPWin.

 

 

 

2. Создание модели ИС  с AllFusion Process Modeler 4.0 (Bpwin 4.0)

Для проведения анализа и реорганизации бизнес - процессов предназначено CASE-средство верхнего уровня AllFusion Process Modeler (BPwin), поддерживающее  методологии:

·        IDEF0  (функциональная  модель);

·        DFD (DataFlow Diagram);

·        IDEF3 (Workflow Diagram).

2.1. Модель AS_IS. Создание модели в стандарте IDEF0

Функциональная  модель предназначена для описания существующих бизнес - процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы.

 

Построение модели ИС начинается с описания функционирования предприятия (системы) в целом в виде контекстной диаграммы. На Рис. 1 представлена контекстная диаграмма ИС «Гостиница»:

 

Рис.  1 Контекстная  диаграмма IDEF0. Функционирование гостиницы.

Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах входа (на рис.1 это “Клиенты” и ”Плата за услуги”), выхода (основной результат процесса - “Оказанные услуги” и “Прибыль”), управления (“Законы РФ” и “Устав гостиницы”) и механизмов (“Материальная база”, “Помещение”, “Персонал” – это ресурсы, необходимые для процесса функционирования гостиницы).

“Клиенты” –  те, для кого гостиница работает. Они платят гостинице деньги в  качестве платы за оказываемые услуги. Получение прибыли – цель коммерческой деятельности. Значит, чтобы добиться этой цели гостиница должна оказать услуги клиентам.

“Законы РФ”  и “Устав гостиницы” – это правила, которыми управляется процесс функционирования гостиницы, как предприятия со своими внутренними правилами, и также  обязанного “жить” согласно законодательству конкретной страны.

В оказании услуг  принимает участие “Персонал” гостиницы. Чтобы предоставить номера и получить прибыль, в деятельности гостиницы  должны участвовать “Помещение”  и “Материальная база” – обстановка здания, техника в номерах, инвентарь и т.д.

 

Model Name: Гостиница

Definition: Модель  описывает деятельность гостиницы,  а именно следующие предоставляемые  ею услуги:

    • предоставление номеров,
    • их обслуживание,
    • администрирование телефонных переговоров.

После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (Рис. 2).

Рис. 2  Диаграмма декомпозиции IDEF0. Функционирование гостиницы.

 

Весь процесс “Функционирования  гостиницы” разбивается на 3:

1)  “Предоставление номеров” иллюстрирует деятельность сдачи номеров с предварительной регистрацией;

2) “Обслуживание номеров” представляет собой процесс поддержания персоналом гостиницы порядка в номерах;

3)   “Обеспечение телефонных переговоров” – это совокупность оказываемых гостиницей услуг по предоставлению постояльцам телефона, взиманию платы за переговоры и ведению учета переговоров.

После дальнейшего  разбиения диаграммы получаем 3 диаграммы  декомпозиции, описывающие каждая одну из работ, представленных на диаграмме верхнего уровня (на рис. 2).

Общие стрелки, перешедшие с диаграммы верхнего уровня, опишем с помощью отчета.

Report for Diagram:

Link Name

Link Definition

Link Status

Link Author

Прибыль

Сумма  всех выплат за услуги, оказанные клиентам. Часть этой суммы покроет расходы гостиницы, часть - вернётся в гостиницу в виде вложений для поддержания уровня услуг, частичного обновления хоз. части. Оставшаяся прибыль - это чистый доход.

WORKING

 

Персонал

Люди, работающие в гостинице, осуществляющие приём клиентов, администрирование номеров, уборку комнат и холлов, оказание услуг, связанных с телефонными переговорами из гостинницы.

WORKING

 

Помещение

Помещение гостиницы. Платежи по аренде этого помещения  включены в оплату услуг, то есть ежемесячные  расходы, покрываемые из прибыли.

WORKING

 

Плата за услуги

Часть прибыли, формирующейся из оплаты оказываемых  услуг, снова возвращается в систему. Это необходимо для поддержания  высокого качества сервиса, для хозяйственных  нужд и выплаты заработной платы  персоналу.

WORKING

 

Клиенты

Люди, создающие  спрос на услуги гостиницы.

WORKING

 

Материальная  база

В это определение  включены:  обстановка комнат и холлов, различные бытовые средства и  приспособления для уборки помещений, а также постельное бельё и  предметы гигиены, предоставляемые клиентам навсегда или на время.

WORKING

 

Устав гостиницы

Свод правил, которым должны подчиняться все  служащие гостиницы.

WORKING

 

Законы РФ

Законы по защите прав потребителя, и те, которые тем  или иным образом контролируют качество, оказываемых нами услуг. (Обязательство конфиденциальности почтовых пакетов, телефонных разговоров и обеспечение сохранности вещей клиентов в номерах, гарантируемое системой ключей и ответственностью персонала).

WORKING

 

Информация о работе Разработка и автоматизация информационной системы гостиницы