Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 07:59, курсовая работа
Данный курсовой проект разработан для анализа систем массового обслуживания. Программа создана в среде разработки Delpfi7. Прошла сложное многократное тестирование на основании богатого технического материала. Она используется для автоматизации нахождения начального опорного решения методами северно-западного угла и минимальной стоимости.
Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда. Цели курсовой работы является создание компьютерной модели решение задач о «разработке приложения, реализующего симплексный метод решения задач линейного программирования».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……….……........4
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ………..……………………………………………………...........6
1.1 Постановка задач……...……………………..…………………………….….…..6
1.2 Цели разработки………………………………………..…………………….…...7
1.3 Построение математической модели………………………………………..…..7
1.4 Описание математического метода…………………………………………….10
2 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………..………………………..11
2.1 Расчет математической модели.…………………………………………..........11
2.2 Описание программы …………………………………………………………...21
2.2.1 О программе …………………………………………………………………..21
2.2.2 Алгоритм работы программы………………………………………………...22
2.2.3 Входные данные ………………………………………………………………27
2.2.4 Выходные данные……………………………………………………………..27
2.3 Тестирование программы……………………………………………………….27
2.4 Руководство пользователю……………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……………30
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….......…..31
643.00190006.КПМ09-01 81 12-1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ………..……………………………………………………
1.1 Постановка задач……...……………………..…………………………
1.2 Цели разработки………………………………………..………
1.3 Построение математической модели………………………………………..…..7
1.4 Описание математического метода…………………………………………….10
2 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………..………………………..
2.1 Расчет математической модели.………………………………………….......
2.2 Описание программы …………………………………………………………...21
2.2.1 О программе …………………………………………………………………..21
2.2.2 Алгоритм работы программы………………………………………………...
2.2.3 Входные данные ………………………………………………………………27
2.2.4 Выходные данные…………………………………………………………….
2.3 Тестирование программы………………………………………………………
2.4 Руководство пользователю………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………..……….
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………..……….
ВВЕДЕНИЕ
Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информации общества, станут различного рода системы, на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Информатизация общества — организованный социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов .
Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.
Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Для обеспечения доступности общения с компьютером на естественном языке он будет оснащен средствами мультимедиа, в первую очередь аудио – и видео- средствами. В перспективе портативные компьютеры должны стать более миниатюрными, при том быстродействие их микропроцессоров должно быть таким, как на современных супер-ЭВМ.
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Джек студент первокурсник. Он пришел к выводу, что одна только учеба, без ежедневной игры в баскетбол, плохо влияет на его умственную , нравственное и физическое развитие. Поэтому он решил распределить свое дневное время K для учебы и игры в баскетбол. Привлекательность игрового времени он оценивает в N раз выше, чем привлекательность времени затраченного на учебу. Но имею чувства совести и долга, Джек решил, что время для игры не должно превышать время учебы, кроме того, он знает, что если выполнять все задания на игру останется не более L часов в день. Помогите Джеку распределить его дневное время так, что бы он получил максимум удовлетворение и от учебы, и от игры.
1.2 Цели разработки
Цели курсовой работы является создание компьютерной модели решение задач о «разработке приложения, реализующего симплексный метод решения задач линейного программирования». Для достижения поставленной цели по созданию компьютерной модели необходимо реализовать следующие подцели:
1. Понять математические закономерности конкретного объекта, его структуру, основные свойства и законы развития.
2. Научиться управлять объектом или процессом при заданных целях и критериях.
3. Прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации данной математической модели.
При достижении данных целей программа должна удовлетворять требованиям:
1. Быть понятной пользователю.
2. Обладать наглядным графическим интерфейсом.
3. Быстро и корректно выполнять расчеты.
4. реализовывать данный математический метод оптимальным образом.
5. Легко переноситься на различные технологические платформы.
6. Обеспечить
обработку некорректно
1.3 Построение математической модели
Симплекс метод
- универсальный метод для
1. Ограничения вида «£»- ресурсные ограничения. Справа находится то, что мы используем на производстве, слева - то что получаем. При таких ограничения вводят дополнительные переменные с коэффициентом «+1», образующие единичный базис. В целевую функцию эти переменные войдут с коэффициентом «0».
2. Ограничения вида «=». Часто бывает, что несмотря на то что ограничения имеют вид равенства, единичный базис не выделяется или трудно выделяется. В этом случае вводятся искусственные переменные для создания единичного базиса - Yi. В систему ограничений они входят с коэффициентом «1» , а в целевую функцию с коэффициентом «M», стремящимся к бесконечности (при Zmin - «+M», при Zmax - «-M»).
3. Ограничения вида «³» - плановые ограничения. Дополнительные переменные (X), несущие определенный экономический смысл - перерасход ресурсов или перевыполнение плана, перепроизводство, добавляются с коэффициентом «-1», в целевую функцию - с коэффициентом «0». А искусственные переменные (Y) как в предыдущем случае.
Алгоритм симплекс метода (первая симплекс таблица)
Пусть система
приведена к каноническому
Все hi должны быть больше либо равны нулю, где i=1,2...m. Для дальнейших рассуждений вычислений будем пользоваться первой симплекс таблицей
Таблица 2
Базис |
Xa |
Xb |
X1 |
X2 |
X3 |
… |
… |
Xm |
Решение |
Отношение | |
Z стр. |
D1 |
D2 |
D3 |
D4 |
D5 |
: |
: |
Dm |
Z0 |
||
X1 |
C1 |
C2 |
1 |
0 |
0 |
: |
: |
0 |
h1 |
||
X2 |
C3 |
C4 |
0 |
1 |
0 |
: |
: |
0 |
h2 |
||
X3 |
C5 |
C6 |
0 |
0 |
1 |
: |
: |
0 |
h3 |
||
: |
: |
0 |
0 |
0 |
: |
: |
0 |
: |
|||
: |
: |
0 |
0 |
0 |
: |
: |
0 |
: |
|||
Xm |
Cm |
0 |
0 |
0 |
: |
: |
1 |
hm |
Первый столбец - базисные переменные.
Седьмой столбец - свободные члены (hi³0).
Вторая строка - служит для того, чтобы ответить на вопрос: «оптимально решение или нет».
Cm - коэффициенты при целевой функции.
Xm - сами переменные, входящие в целевую функцию и в систему ограничений.
Основное поле симплекс метода - система коэффициентов из уравнения.
Для первой итерации Z0= å ci*hi.
D1, D2, D3,..., Dm - оценки они рассчитываются по формуле:
D j = å ciqij-cj.
Индексная строка позволяет нам судить об оптимальности плана:
1. При отыскании Zmin в индексной строке должны быть отрицательные и нулевые оценки.
2. При отыскании Zmax в индексной строке должны быть нулевые и положительные оценки.
1.4 Описание математического метода
Переход к составлению второй симплекс-таблицы:
Для этого отыскиваем ключевой (главный) столбец и ключевую (главную) строку. Ключевым столбцом является тот, в котором находится наибольший положительный элемент индексной строки при отыскании Zmin или наименьший отрицательный элемент при отыскании Zmax.
Ключевой строкой называется та, в которой содержится наименьшее положительное частное от деления элементов столбца с решением на соответствующие элементы ключевого столбца. На пересечении строки и столбца находится разрешающий элемент. На этом этапе осуществляется к переходу к последующим итерациям.
Переход к итерациям:
1. Выводится базис ключевой строки, уступая место переменной из ключевого столбца со своим коэффициентом.
2. Заполняется строка
вновь введенного базиса путем
деления соответствующих
3. Если в главной
строке содержится нулевой
4. Если в главном
столбце имеется нулевой
5. Остальные
элементы переносятся по
Новая строка = текущая строка – (ее коэффициент в ведущем столбце*на новую ведущую строку).
2 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Расчет математической модели
Для расчета математической модели «разработка приложения, реализующего симплексный метод решения задач линейного программирования» сделаны три варианта решения задач.
Первый вариант:
Джек студент первокурсник. Он пришел к выводу, что одна только учеба, без ежедневной игры в баскетбол, плохо влияет на его умственную , нравственное и физическое развитие. Поэтому он решил распределить свое дневное время (10часов) для учебы и игры в баскетбол. Привлекательность игрового времени он оценивает в 2 раз выше, чем привлекательность времени затраченного на учебу. Но имею чувства совести и долга, Джек решил, что время для игры не должно превышать время учебы, кроме того, он знает, что если выполнять все задания на игру останется не более 4 часов в день. Помогите Джеку распределить его дневное время так, что бы он получил максимум удовлетворение и от учебы, и от игры.
1) Определим переменные: x1–время затраченное на учебу; x2–время затраченного на игру в баскетбол;
2) Целевая функция:
3) Ограничения:
Приведем задачу к каноническому виду:
Условие:
Составим первую симплекс таблицу:
Таблица 4
Базис |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 |
Решение |
Отношение |
Zстр. |
-1 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
X3 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
10 |
10 |
X4 |
-1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
- |
X5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
4 |
4 |
Составим вторую симплекс-таблицу:
Таблица 5
Базис |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 |
Решение |
Отношение |
Zстр. |
-1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
8 |
|
X3 |
1 |
0 |
1 |
0 |
-1 |
6 |
6 |
X4 |
-1 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
-4 |
4 |
X2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
4 |
- |
Информация о работе Разработка приложения, анализирующего системы массового обслуживания