Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, дипломная работа
В образовательных бизнес-процессах создается и используется множество разнообразных информационных ресурсов, отличающихся по содержанию, характеру информации, ее знаковой природе и способу представления, объему, структуре, типу носителя, функциональности, исходному целевому назначению и другим атрибутам. Информационные ресурсы являются неотъемлемой составляющей любой информационно-образовательной среды.
Оглавление
1 Введение 4
1.1 Актуальность темы 4
1.2 Постановка задачи 5
2 Обзорно-аналитическая часть 6
2.1 Источники формирования структуры метаданных 6
2.2 Ссылочная модель совместно используемых объектов контента (SCORM) 6
2.3 Метаданные для информационных ресурсов сферы образования 10
2.3.1 Роль метаданных в систематизации информационных ресурсов 10
2.3.2 Развитие системы метаданных RUS_LOM 21
2.3.3 Структура информационной модели RUS_LOM 24
2.3.4 3.5. Словари и классификаторы 29
2.4 Формирование глобальных уникальных идентификаторов информационных ресурсов 31
2.4.1 Унифицированный идентификатор ресурса 32
2.4.2 Локализуемый идентификатор ресурса 33
2.4.3 Формат и алгоритмы генерации уникальных идентификаторов 34
2.5 Анализ роли метаданных в систематизации информационных ресурсов. 35
2.6 Анализ совместимости международных и российских моделей метаданных. 41
2.7 Профили метаданных 48
2.8 Дистрибутивные пакеты электронных информационных ресурсов 53
2.8.1 Потребность в унификации способов представления информационных ресурсов 53
2.8.2 Модель дистрибутивного пакета 58
2.8.3 Метаданные и манифест 59
2.8.4 Манифест дистрибутивного пакета, информационная модель 65
2.9 Средства автоматизации 68
2.9.1 Рубрикатор 68
2.9.2 Автоматизация заполнения свойств модулей 69
2.9.3 Использование справочников 71
2.9.4 Пакетная обработка модулей. 71
3 Охрана труда 72
3.1 Исследование возможных опасных и вредных факторов при эксплуатации ЭВМ и их влияния на пользователей 72
3.1.1 Введение 72
3.1.2 Выводы: 74
3.2 Анализ влияния опасных и вредных факторов на пользователя 74
3.2.1 Влияние электрического тока 74
3.2.2 Влияние статического электричества 75
3.2.3 Влияние электромагнитных излучений НЧ 75
3.2.4 Влияние ультрафиолетового излучения 76
3.2.5 Выводы 76
3.3 Методы и средства защиты пользователей от воздействия на них опасных и вредных факторов 77
3.3.1 Методы и средства защиты от ультрафиолетового излучения 77
3.3.2 Методы и средства защиты от электромагнитных полей низкой частоты 77
3.3.3 Методы и средства защиты от статического электричества 77
3.3.4 Общие рекомендации при работе с вычислительной техникой 78
3.3.5 Требования к помещениям и организации рабочих мест 78
3.3.6 Требования к организации работы 80
3.3.7 Выводы 81
4 Специальная часть 82
4.1 Инструментальные средства для формирования метаданных 82
4.2 Интерактивная панорама 84
5 Экспериментальная часть 85
5.1. Проверка работоспособности. 85
5.2.Устранение выявленных недостатков. 85
7 Выводы 86
8 Список литературы: 87
9 Приложения 93
9.1 Приложение 1. 93
9.2 Приложение 2. 116
Для уменьшения влияния статического электричества необходимо пользоваться рабочей одеждой из малоэлектризующихся материалов, например халатами из хлопчатобумажной ткани, обувью на кожаной подошве. Не рекомендуется применять одежду из шелка, капрона, лавсана.
Для защиты от вредных факторов имеющих место при эксплуатации ЭВМ необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Особые требования к помещениям, в которых эксплуатируются компьютеры:
Не допускается расположение рабочих мест в подвальных помещениях.
Площадь на одно рабочее место должна быть не меньше 6 м2, а объем - не менее 20м3.
Для повышения влажности воздуха в помещениях с компьютерами следует применять увлажнители воздуха, ежедневно заправляемые дистиллированной или прокипяченной питьевой водой. Перед началом и после каждого часа работы помещения должны быть проветрены.
Рекомендуемый микроклимат в помещениях при работе с ПЭВМ:
- температура 19- 21°С;
- относительная влажность воздуха 55-62%.
В помещениях, где размещены шумные агрегаты вычислительных машин (матричные принтеры и тому подобное), уровень звука не должен превышать 75дБА, в обычных же помещениях, где стоят персональные машины, допускается максимум 65 дБА.
Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Желательна ориентация оконных проемов на север или северо-восток. Оконные проемы должны иметь регулируемые жалюзи или занавеси, позволяющие полностью закрывать оконные проемы. Занавеси следует выбирать одноцветные, гармонирующие с цветом стен, выполненные из плотной ткани и шириной в два раза больше ширины оконного проема. Для дополнительного звукопоглощения занавеси следует подвешивать в складку на расстоянии 15-20 см от стены с оконными проемами.
Рабочие места по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно - слева.
Для устранения бликов на экране, также как чрезмерного перепада освещенности в поле зрения, необходимо удалять экраны от яркого дневного света.
Рабочие места должны располагаться от стен с оконными проемами на расстоянии не менее 1,5 м, от стен без оконных проемов на расстоянии не менее 1,0 м.
Поверхность пола в помещениях должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для чистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.
Освещенность на рабочем месте с ПЭВМ должна быть не менее:
Для подсветки документов
допускается установка
Освещенность дисплейных классов, рекомендуемая отраслевыми нормами, лежит в пределах 400-700 лк и мощностью ламп до 40Вт.
В качестве источников света при искусственном освещении необходимо применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ цветовая температура (Тцв) излучения которых находится в диапазоне 3500-4200°K.
Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения. Для того чтобы избегать ослепления, необходимо устранять из поля зрения оператора источники света (лампы, естественный солнечный свет), а также отражающие поверхности (например, поверхность блестящих полированных столов, светлые панели мебели). При электрическом освещении упомянутые требования могут быть удовлетворены при выполнении следующих условий: освещение должно быть не прямым, для чего необходимо избегать на потолке зон чрезмерной освещенности. При этом освещенность должна быть равномерной, потолок должен быть плоским, матовым и однородным. Необходима также достаточная высота потолка для возможности регулировать высоту подвеса светильников.
При установке рабочих мест нужно учитывать, что мониторы должны располагаться на расстоянии не менее 2 метров друг от друга, если брать длины от задней поверхности одного до экрана другого, и 1,2 метра между их боковыми поверхностями. При выполнении творческой работы, требующей «значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания», между компьютерами должны быть установлены перегородки высотой 1,5-2,0 метра.
Дисплей должен поворачиваться
по горизонтали и по вертикали
в пределах 30 градусов и фиксироваться
в заданном направлении. Дизайн должен
предусматривать окраску
Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.
Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм. В помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.
Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, шириной не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах 150 мм и по углу наклона опорной поверхности до 20 градусов. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности.
Для преподавателей вузов и учителей средних учебных заведений длительность работы в дисплейных классах устанавливается не более 4 часов в день. Для инженеров, обслуживающих компьютерную технику, - не более 6 часов в день. Для обычного пользователя продолжительность непрерывной работы за компьютером без перерыва не должна превышать 2 часов.
Необходимо делать 15-минутные перерывы каждые 2 часа, менять время от времени позу.
Для тех, у кого смена работы за компьютером 12 часов, установлено - в течение последних четырех часов каждый час должен прерываться 15-минутным перерывом.
При работе с ПЭВМ в ночную смену, независимо от вида и категории работ, продолжительность регламентированных перерывов увеличивается на 60 минут. В случаях возникновения у работающих с ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ПЭВМ и коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ПЭВМ.
Профессиональные пользователи обязаны проходить периодические медицинские осмотры. Женщины во время беременности и в период кормления ребенка грудью к работе за компьютером не допускаются.
Необходимо строго регламентировать время и условия работы с компьютером для сотрудников, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, глаз и т. д.
Выбранные методы и способы защиты от опасных и вредных факторов обеспечивают защиту пользователей, работающих с вычислительной техникой.
Большое значение имеет автоматизация формирования метаданных. Для этого используются разные инструментальные средства. В РМЦ используется своя система предназначенная для централизованного хранения и автоматической обработки модулей. Обработка модулей включает следующие функции: генерация метаданных, упаковка модулей, загрузка/выгрузка модулей, генерации сценариев модулей. Основной целью системы является минимизация ручного труда и автоматизация повторяющихся операций при создании модулей. Реализация основывалась на спецификациях, изложенных в «Унифицированных требованиях (расширенных) к электронным учебным модулям открытых образовательных модульных мультимедиа систем».
Централизованное Хранилище
Основные функциональные возможности системы.
Ведение тематического рубрикатора: создание рубрик, изменение структуры рубрикатора, редактирование свойств рубрик.
Работа с модулями: автоматическое создание нового модуля; выгрузка модуля из Хранилища на локальный компьютер для последующего редактирования; загрузка измененного модуля в Хранилище; редактирование свойств модуля (название, привязка к рубрикатору, тип, автор, описание, ключевые слова и т.д.); публикация готового модуля с автоматической генерацией метаданных.
Пакетная обработка модулей: загрузка модулей; выгрузка/публикация модулей с автоматической генерацией метаданных и упаковкой; генерация различных отчетов в формате RTF (список модулей, сценарии, перечень используемых мультимедиа компонентов и др.).
Ограничения прав пользователей: «гость» имеет право только на чтение информации; «редактор» имеет право чтения и изменения информации; «администратор» имеет наиболее полные права по работе с системой.
Администрирование системы: управление пользователями; редактирование справочников и общих настроек системы.
Порядок работы в системе показан на рисунке 4.1. Схема демонстрирует последовательность работы при создании и изменении одного модуля.
Необходимо было автоматизировать процесс автоматического изменения версии. Формат версии ЭУМ определяется четырьмя целыми числами, разделенными точками:
<k. l. m. n>, k, n ≥ 1, l,m ≥ 0
где: n – внутренний параметр разработчика, определяющий номер сборки ЭУМ;
m – увеличивается при каждой технической коррекции мультимедиа компонентов (опечатки, улучшение качества визуальных и звуковых фрагментов и т.п.) и/или коррекции scenario, моделера (мелкие ошибки в программах), а также при внесении изменений в метаданные;
l – увеличивается после содержательных изменений в учебном контенте (замена, исключение, добавление учебных объектов, изменение методов организации интерактива и т.д.);
k – увеличивается при значительный переработках (от новой сцены до полного изменения контента) ЭУМ при сохранении его названия.
Была решена задача автоматизации изменения номера n и размера модуля, т.к. в процессе разработки модулей именно этот номер разработчики очень часто забывают заменить.
Работа с метаданными модуля реализована в классе CLModule файл clmodule.php. Листинг представлен в Приложении 1.
Рис. 4.1 Общий порядок использования системы при работе с модулем
Для тестирования системы автоматического изменения версии был разработан модуль содержащий виртуальную фотопанораму 360° аудитории 504 здания МИЭМ на Б. Трехсвятительском пер. 3, была произведена сборка модуля. Листинг представлен в Приложении 2.
В процессе внедрения системы
В процессе разработки модуля возникали проблемы с корректным отображением краев активных зон.
В процессе подготовки файла панорамы возникла проблема с качеством представляемого помещения.
При внедрении панорамы на html страницу возникли проблемы с размером зоны панорамы в браузерах Mozilla Firefox и Internet Explorer, при задании относительных координат панорама отображалась не корректно.
Проблема с корректным отображением активных зон была решена трансформацией активных зон.
Файл панорамы был отретуширован, закрашены ободранные столы и стулья, закрашены дырки в стенах и тому подобное.
Проблема корректного