Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, дипломная работа
В образовательных бизнес-процессах создается и используется множество разнообразных информационных ресурсов, отличающихся по содержанию, характеру информации, ее знаковой природе и способу представления, объему, структуре, типу носителя, функциональности, исходному целевому назначению и другим атрибутам. Информационные ресурсы являются неотъемлемой составляющей любой информационно-образовательной среды.
Оглавление
1 Введение 4
1.1 Актуальность темы 4
1.2 Постановка задачи 5
2 Обзорно-аналитическая часть 6
2.1 Источники формирования структуры метаданных 6
2.2 Ссылочная модель совместно используемых объектов контента (SCORM) 6
2.3 Метаданные для информационных ресурсов сферы образования 10
2.3.1 Роль метаданных в систематизации информационных ресурсов 10
2.3.2 Развитие системы метаданных RUS_LOM 21
2.3.3 Структура информационной модели RUS_LOM 24
2.3.4 3.5. Словари и классификаторы 29
2.4 Формирование глобальных уникальных идентификаторов информационных ресурсов 31
2.4.1 Унифицированный идентификатор ресурса 32
2.4.2 Локализуемый идентификатор ресурса 33
2.4.3 Формат и алгоритмы генерации уникальных идентификаторов 34
2.5 Анализ роли метаданных в систематизации информационных ресурсов. 35
2.6 Анализ совместимости международных и российских моделей метаданных. 41
2.7 Профили метаданных 48
2.8 Дистрибутивные пакеты электронных информационных ресурсов 53
2.8.1 Потребность в унификации способов представления информационных ресурсов 53
2.8.2 Модель дистрибутивного пакета 58
2.8.3 Метаданные и манифест 59
2.8.4 Манифест дистрибутивного пакета, информационная модель 65
2.9 Средства автоматизации 68
2.9.1 Рубрикатор 68
2.9.2 Автоматизация заполнения свойств модулей 69
2.9.3 Использование справочников 71
2.9.4 Пакетная обработка модулей. 71
3 Охрана труда 72
3.1 Исследование возможных опасных и вредных факторов при эксплуатации ЭВМ и их влияния на пользователей 72
3.1.1 Введение 72
3.1.2 Выводы: 74
3.2 Анализ влияния опасных и вредных факторов на пользователя 74
3.2.1 Влияние электрического тока 74
3.2.2 Влияние статического электричества 75
3.2.3 Влияние электромагнитных излучений НЧ 75
3.2.4 Влияние ультрафиолетового излучения 76
3.2.5 Выводы 76
3.3 Методы и средства защиты пользователей от воздействия на них опасных и вредных факторов 77
3.3.1 Методы и средства защиты от ультрафиолетового излучения 77
3.3.2 Методы и средства защиты от электромагнитных полей низкой частоты 77
3.3.3 Методы и средства защиты от статического электричества 77
3.3.4 Общие рекомендации при работе с вычислительной техникой 78
3.3.5 Требования к помещениям и организации рабочих мест 78
3.3.6 Требования к организации работы 80
3.3.7 Выводы 81
4 Специальная часть 82
4.1 Инструментальные средства для формирования метаданных 82
4.2 Интерактивная панорама 84
5 Экспериментальная часть 85
5.1. Проверка работоспособности. 85
5.2.Устранение выявленных недостатков. 85
7 Выводы 86
8 Список литературы: 87
9 Приложения 93
9.1 Приложение 1. 93
9.2 Приложение 2. 116
Для обеспечения потребителей нужными информационными ресурсами используют механизмы включения средств формирования и публикации метаданных информационных ресурсов, каталогизации информационных ресурсов, ведения хранилищ (репозиториев) метаданных и информационных ресурсов, поиск информационных ресурсов по метаданным, управление доступом к информационным ресурсам и др. Использование данных механизмов необходимо для решения проблемы систематизации информационных ресурсов.
Под систематизацией понимается деятельность, направленная на обеспечение условий для эффективного управления информационными ресурсами. В рассматриваемом плане управление информационными ресурсами интерпретируется не в узком технологическом смысле как управление контентом, а охватывает процессы учета информационных ресурсов, публикации информационных ресурсов и их метаданных, поиска, выбора, агрегации, адаптации и распространения информационных ресурсов, оценивания качество информационных ресурсов, формирования заказов на разработку информационных ресурсов и др.
Цели систематизации информационных ресурсов можно считать достигнутыми, если:
Систематизация предполагает создание многоуровневой инфраструктуры управления информационными ресурсами, формирующей в информационной образовательной среде пространство для взаимодействия всех участников процессов создания, распространения и применения информационных ресурсов: авторов, разработчиков и издателей информационных ресурсов, дистрибьюторов и провайдеров контента, учащихся и преподавателей, менеджеров образовательных заведений и др. Создатели и распространители информационных ресурсов в рамках такой инфраструктуры получают доступ к обобщенным сведениям о потребностях системы образования в информационных ресурсов и состоянии рынка соответствующих продуктов, средствам публикации информационных ресурсов и метаданных, службам регистрации, депонирования и сертификации информационных ресурсов. Потенциальным пользователям она предоставляет информацию о существующих информационных ресурсов, отвечающих их интересам, и дает возможность обоснованного выбора среди них наилучших по соотношению цена/качество ресурсов.
Выделяются следующие базовые задачи систематизации информационных ресурсов:
Решение большинства задач
Консорциум Meta Data Coalition определяет метаданные как описательную информацию о структуре и смысле данных, а также приложений и процессов, которые манипулируют данными. Для обеспечения возможностей автоматизированной обработки метаданных они должны быть структурированы.
Метаданные могут иметь разное назначение, связанное с отражением тех или иных характеристик информационных ресурсов и решением соответствующих задач их систематизации. С этой точки зрения принято выделять различные виды метаданных:
Метаданные могут
Столь широкие описательные возможности метаданных связаны с обобщением понятия информационных ресурсов. Фундаментальная спецификация, определяющая формат URI (Uniform Resource Identifier), не ограничивает класс сущностей, называемых ресурсами. В ней термин «ресурс» обозначает то, что может быть идентифицировано (в частности, с помощью URI). Указанная трактовка зафиксирована в стандарте информационной модели системы метаданных «Дублинское ядро». При этом отмечается, что в контексте сферы использования метаданных Дублинского ядра информационных ресурсов обычно является электронным документом (т.е. Дублинское ядро создавалось в первую очередь для описания электронных документов).
Метаданные LOM (Learning Object Metadata), предназначенные для описания образовательного объекта, также имеют широкую область применения. Под образовательным объектом понимается цифровая или нецифровая сущность, которая может использоваться в процессах образования, обучения, тренажа или повышения квалификации. Под эту интерпретацию попадают любые компоненты ИОС и LTS (Learning Technology System) (информационные, технические, организационные), а также информационно-образовательная среда и LTS в целом.
В контексте образовательных информационных технологий метаданные - это структурированные данные, предназначенные для описания характеристик образовательного ресурса, объекта данных или компонента LTS. Таким образом, в информационно-образовательной среде метаданные могут представлять трактуемый в широком смысле информационный ресурс (документ на электронном, печатном или ином носителе, программу, сервис, источник информации, базу данных, информационную систему), информационный объект (экземпляр или элемент информационной модели, запись в базе данных и т.п.), компонент информационно-образовательной системы (техническое устройство, организационную структуру, персону, группу персон), а также событие (образовательное мероприятие - лекцию, семинар, урок, конференцию и т.д.).
Система метаданных выступает в качестве центрального звена любой информационной системы. Метаданные могут быть как частью информационного ресурса, так и храниться отдельно от него. Например, выходные сведения издания, являющиеся по отношению к нему метаданными, приводятся в самом издании и, кроме того, включаются в библиотечный каталог.
Как и модель предметной области для базы данных, система метаданных специфицируется на нескольких уровнях:
Главная идея формирования и использования метаданных заключается в том, чтобы извлечь из информационных ресурсов значимые характеристики и представить их в виде, доступном для интерпретации широкого круга систем, что позволит этим системам опосредованно обрабатывать массивы информационных ресурсов, не затрагивая содержимое самих информационных ресурсов. Разнообразие форм, видов и форматов информационных ресурсов является объективным фактором, затрудняющим обеспечение интероперабельности компонентов информационно-образовательных сред. В то же время для систематизации и управления информационными ресурсами требуется ограниченное множество их свойств, которые целесообразно отразить в метаданных. Определение состава и взаимосвязей этих свойств (системы метаданных) и способа представления (модели) метаданных проще унификации форматов информационных ресурсов. Таким образом, наличие метаданных, базирующихся на стандартных открытых моделях, создает новые возможности для взаимодействия систем - интероперабельность на уровне метаданных. Обеспечение подобной совместимости требует унификации структуры метаданных, интерпретации ее компонентов и способа их представления.
Результаты анализа и
Использование метаданных служит составляющей интеллектуализации информационных систем. К этому направлению относятся методы автоматического извлечения из информационных ресурсов и отражения в метаданных семантики, классификации информационных ресурсов по признакам, представленным в метаданных, реферирования и аннотирования информационных ресурсов, семантического поиска по метаданным, аналитической обработки метаданных, формирования метаданных на базе онтологии и вывода по ним новых знаний о свойствах и содержании информационных ресурсов. Фиксация семантики элементов описания информационных ресурсов в рамках системы метаданных позволяет рассматривать метаданные как информацию о документе, понимаемую ЭВМ, т.е. обладающую свойством внутренней интерпретируемости.
Технологическим средством поддержки интероперабельности на уровне метаданных служит реестр схем метаданных (metadata scheme registry) - открытый каталог формальных спецификаций схем и форматов для различных систем метаданных, а также определенных на их основе профилей. В экземпляре метаданных приводится идентификатор схемы, которой он соответствует. Приложение, получившее экземпляр метаданных, базирующийся на неизвестной ему схеме, запрашивает в реестре ее спецификации по указанному идентификатору и использует их для обработки метаданных.
Важная роль метаданных в решении задач систематизации и управления информационными ресурсами обусловлена следующими основными возможностями, которые они обеспечивают: