Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, дипломная работа
В образовательных бизнес-процессах создается и используется множество разнообразных информационных ресурсов, отличающихся по содержанию, характеру информации, ее знаковой природе и способу представления, объему, структуре, типу носителя, функциональности, исходному целевому назначению и другим атрибутам. Информационные ресурсы являются неотъемлемой составляющей любой информационно-образовательной среды.
Оглавление
1 Введение 4
1.1 Актуальность темы 4
1.2 Постановка задачи 5
2 Обзорно-аналитическая часть 6
2.1 Источники формирования структуры метаданных 6
2.2 Ссылочная модель совместно используемых объектов контента (SCORM) 6
2.3 Метаданные для информационных ресурсов сферы образования 10
2.3.1 Роль метаданных в систематизации информационных ресурсов 10
2.3.2 Развитие системы метаданных RUS_LOM 21
2.3.3 Структура информационной модели RUS_LOM 24
2.3.4 3.5. Словари и классификаторы 29
2.4 Формирование глобальных уникальных идентификаторов информационных ресурсов 31
2.4.1 Унифицированный идентификатор ресурса 32
2.4.2 Локализуемый идентификатор ресурса 33
2.4.3 Формат и алгоритмы генерации уникальных идентификаторов 34
2.5 Анализ роли метаданных в систематизации информационных ресурсов. 35
2.6 Анализ совместимости международных и российских моделей метаданных. 41
2.7 Профили метаданных 48
2.8 Дистрибутивные пакеты электронных информационных ресурсов 53
2.8.1 Потребность в унификации способов представления информационных ресурсов 53
2.8.2 Модель дистрибутивного пакета 58
2.8.3 Метаданные и манифест 59
2.8.4 Манифест дистрибутивного пакета, информационная модель 65
2.9 Средства автоматизации 68
2.9.1 Рубрикатор 68
2.9.2 Автоматизация заполнения свойств модулей 69
2.9.3 Использование справочников 71
2.9.4 Пакетная обработка модулей. 71
3 Охрана труда 72
3.1 Исследование возможных опасных и вредных факторов при эксплуатации ЭВМ и их влияния на пользователей 72
3.1.1 Введение 72
3.1.2 Выводы: 74
3.2 Анализ влияния опасных и вредных факторов на пользователя 74
3.2.1 Влияние электрического тока 74
3.2.2 Влияние статического электричества 75
3.2.3 Влияние электромагнитных излучений НЧ 75
3.2.4 Влияние ультрафиолетового излучения 76
3.2.5 Выводы 76
3.3 Методы и средства защиты пользователей от воздействия на них опасных и вредных факторов 77
3.3.1 Методы и средства защиты от ультрафиолетового излучения 77
3.3.2 Методы и средства защиты от электромагнитных полей низкой частоты 77
3.3.3 Методы и средства защиты от статического электричества 77
3.3.4 Общие рекомендации при работе с вычислительной техникой 78
3.3.5 Требования к помещениям и организации рабочих мест 78
3.3.6 Требования к организации работы 80
3.3.7 Выводы 81
4 Специальная часть 82
4.1 Инструментальные средства для формирования метаданных 82
4.2 Интерактивная панорама 84
5 Экспериментальная часть 85
5.1. Проверка работоспособности. 85
5.2.Устранение выявленных недостатков. 85
7 Выводы 86
8 Список литературы: 87
9 Приложения 93
9.1 Приложение 1. 93
9.2 Приложение 2. 116
К настоящему времени в мире создано множество систем метаданных, обладающих разным статусом: международные, национальные и корпоративные стандарты, спецификации профессиональных консорциумов и др. Ряд разработок, не имеющих статуса официально утвержденных стандартов, широко применяются на практике и рассматриваются в качестве стандартов «де-факто». Ниже перечислены некоторые наиболее распространенные системы метаданных информационных ресурсов:
С точки зрения ориентации на виды информационных ресурсов и области применения системы метаданных принято делить па универсальные и специализированные. К универсальным системам относятся Дублинское ядро и GLIS.
Информационные ресурсы для
сферы образования, а также процессы
систематизации и управления ими
в информационно-
Высказанные соображения свидетельствуют
о целесообразности применения в
информационно-образовательной
Метаданные информационных ресурсов формируются и используются во множестве систем и сервисов информационно-образовательных средах: хранилищах (репозиториях) информационных ресурсах (образовательных объектах), системах управления учебным процессом, электронных библиотеках, автоматизированных информационно-библиотечных систем, хранилищах метаданных (каталогах) информационных ресурсов, образовательных порталах, системах регистрации информационных ресурсов, службах публикации информационных ресурсов, средствах разработки образовательного контента (авторском инструментарии, системах управления контентом), службах распространения (дистрибуции) информационных ресурсов, системах сертификации информационных ресурсов и проч.
Значимость и широкая применимо
Современные тенденции интеграции
компонентов информационно-
Компанией Learning Technology Standards Committee была разработана спецификация LOM, в настоящее время являющаяся основным индустриальным стандартом метаданных информационных ресурсов для сферы образования, получившим широкое признание и распространение. Она используется в SCORM, спецификациях IMS и поддерживается большинством программных средств для электронного обучения (системами управления учебным процессом, авторским инструментарием, системами управления образовательным контентом, системами управления хранилищами образовательных обьектов и др.). Информационная модель (схема метаданных) LOM было принята IEEE в качестве стандарта в 2002 г., а XML-привязка (формат метаданных) -в 2005 г. Также ведется работа по спецификации RDF/XML-привязки LOM.
Информационная модель LOM содержит представительный набор элементов, характеризующих свойства информационных ресурсов сферы образования. Для системы образования России этот набор элементов являлся недостаточным, и информационная модель была расширена до спецификации RUS_LOM.
Сфера образования России имеет особенности, которые должна учитывать рассчитанная на нее система метаданных информационных ресурсов. К числу основных требований к ней относятся:
К расширениям RUS_LOM предъявляются два основных требования:
Система метаданных информационных ресурсов для сферы образования России была построена на основе адаптации к российской специфике (определения расширения и методических рекомендаций по применению). Преимущества RUS_LOM:
Информационная модель RUS_LOM инвариантна к приложениям, оперирующим метаданными. Она содержит представительный набор элементов данных, позволяющий описывать ИР сферы образования в расчете на разные варианты применения метаданных, и не устанавливает требования к полноте их представления: все элементы информационной модели имеют необязательный статус.
Инвариантность к приложениям
и семантическая
Отмеченный универсальный
1) использование внешних
2) добавление в модель новых элементов данных.
В целях повышения семантической интероперабельности метаданных ряд словарей определен непосредственно на уровне информационных моделей LOM и RUS_LOM. По отношению к системе метаданных эти словари являются внутренними.
Внешний словарь определяется за рамками LOM и RUS_LOM и содержит набор значений, позволяющих более точно выразить характеристику ИР, важную с точки зрения приложения. Такой словарь может относиться к элементу RUS_LOM, расширяя соответствующий внутренний словарь, либо к элементу, добавленному в модель (в этом случае первый и второй способы расширения задействуются совместно).
Для представления характеристик, выражаемых значениями из классификаторов, в информационной модели LOM (RUS_LOM) служит контейнер 9. В рамках него могут быть указаны классификационные признаки из произвольных классификаторов, что обеспечивает стандартный способ расширения базо-иой информационной модели метаданных.
Факторами расплаты за семантическую выразительность RUS_LOM являются большой объем и избыточность этой модели применительно к конкретным приложениям. В рамках приложения, оперирующего метаданными, как правило, используется подмножество элементов RUS_LOM. К числу основных ограничений, накладываемых на модель, также относятся требования к полноте экземпляра метаданных, определяющие разделение ее элементов на обязательные и необязательные (рис. 2.1).