Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа
Первоначально «главную роль» в электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея и доступный посетителям. Обращаясь к компьютеру, посетитель мог получить короткую справку о коллекции, изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами коллекции.
1 Виртуальный музей: новое информационное пространство 5
2 Технические особенности использования цифрового оборудования 16
3 Концептуальные и коммуникационные особенности использования цифрового оборудования 22
4 Российский и зарубежный опыт использования цифровых технологий в музейной экспозиции 27
Заключение 39
Библиографический список 40
Цифровые технологии в пространстве музейной экспозиции: технические, концептуальные, коммуникативные возможности
Содержание
1
Виртуальный музей: новое
2
Технические особенности
3
Концептуальные и
4
Российский и зарубежный опыт
использования цифровых
Заключение 39
Библиографический список 40
Введение
В настоящее время в связи
с активными процессами глобализации,
демократизации, релятивизации культуры
практически во всех областях жизни
общества наблюдается смена ориентиров,
пересмотр шкалы ценностей. Приоритеты,
ещё недавно казавшиеся незыблемыми,
подвергаются сомнению и заменяются
другими. Одна из целей музея как
института социокультурной
В современном мире с его технократией,
урбанизмом, особенно насущной становится
потребность человека в эмоциях.
Эта потребность стимулирует
активное развитие индустрии развлечений,
которая, впрочем, удовлетворяет её
на достаточно примитивном уровне.
Подлинное решение проблемы возможно
при условии изменения
Для современного музея XXI века характерно смещение акцентов в понимании миссии музея. Если в XIX – XX столетиях музей рассматривался в первую очередь как храм, в котором собираются и хранятся предметы культурного наследия, то современный музей, ни в коей мере не умаляя своих традиционных функций, обращает лицо к посетителю, стремясь с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие культурных ценностей, хранимых не только в экспозиции, но и в запасниках. ИТ позволяют представить посетителю те предметы, которые многие годы хранятся в фондах и поэтому ранее не были доступны посетителю; поэтому ИТ занимают все больше места именно в экспозиционно-выставочной деятельности, и могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в совершенствовании методов и средств представления коллекций музея посетителям.
Первоначально «главную роль» в электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея и доступный посетителям. Обращаясь к компьютеру, посетитель мог получить короткую справку о коллекции, изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами коллекции.
Современные экспозиционные аппаратно-программные
комплексы отличаются от их прародителей
не только более совершенными техническими
устройствами и технологическими решениями,
но и принципиально – подходом
к построению научной концепции
экспозиции, к выбору архитектурно-художественных
решений, к содержанию, к способам
организации и представления
информации посетителю. Такие понятия,
как «Электронная экспозиция», «Виртуальная
выставка», «Виртуальный музей» прочно
входят в обиход не только музейных
специалистов, но и самих посетителей.
Особенно это касается молодежной аудитории,
для которой характерен экранный
тип культуры, в основе которого
лежит теле-видеоряд; уже сформировалось
поколение, ориентированное на этот
тип культуры, не желающее (или неспособное)
воспринимать и осваивать информацию
в виде письменного и печатного
текста, а предпочитающее получать
информацию, представленную виртуально.
Информационные технологии позволят привлечь
эту категорию публики в музей,
через «электронные экспозиции»
вызвать интерес к изучению истории
своей страны, мировой истории, мирового
культурного наследия; они могут
стать импульсом для
1 Виртуальный музей: новое
Культура является способом, механизмом
кодирования и трансляции поведенческих
программ для человека, который, в
отличие от животных, не получает от
рождения определённого сценария деятельности
в виде комплекса инстинктов. Она
позволяет сохранять, накапливать
и передавать социальную информацию.
Любое целостное явление
Информация сегодня является одним из важнейших результатов музейной деятельности. Новейшие технологии позволяют перейти от замкнутого музейного пространства к информационному музею, раскрывающему свои ценности всему свету, вовлекая широчайший круг посетителей в мир культурного наследия.
Какой бы области музейной деятельности
мы не коснулись сегодня — учетно-
Сегодня глобальный доступ к ресурсам культуры рассматривается не только как одно из важнейших проявлений культурного разнообразия, но и выступает в качестве средства преодоления неравенства и «разрывов» между богатыми и бедными (странами, людьми, организациями и т. д.). Во всем мире архивы, библиотеки, музеи и галереи (получившие в Европе обобщенное наименование «учреждения памяти») открывают онлайновый доступ к своим фондам, коллекциям и собраниям. Примеры того – проект Европейской комиссии «Музеи вне границ и виртуальная культура» (MOSAIC), проект G7 «Консорциум компьютерного обмена музейной информацией» (CHIO) и др. Уже в начале 2000-х годов музей Метрополитен, Тейт галерея и другие крупные музеи имели больше виртуальных посетителей, чем реальных.
Наряду с учреждениями памяти оцифровкой
объектов наследия сегодня могут
заниматься любые организации, располагающие
соответствующими средствами, а также
частные лица. В рамках национальных
музейных сетей разрабатываются
специальные программы
В результате сегодня накоплен огромный массив оцифрованного наследия, обеспечение доступности к которому требует решения многих проблем – образовательных и социальных, технических и технологических, вопросов авторского и смежных прав и т. п. Так, в некоторых учреждениях осуществляется сканирование изображений объемом до 30 гигабайт, а воспроизведение одной книжной страницы занимает до 767 мегабайт. Новая электронная версия Библии Гутенберга заняла половину терабайта. Ведущиеся в последнее время цифровые реконструкции памятников археологии, культурных ландшафтов, исторических городов или культурных маршрутов, подобных Великому шелковому пути или дороге паломников, шедших к Сантьяго де Компостелла, требуют не меньших объемов. Такие цифровые произведения создаются сегодня во все бóльших количествах и со временем будут иметь все бóльшие «размеры». Обеспечить онлайновый доступ к этим ресурсам можно только с помощью широкополосного Интернета. Поэтому сфера электронного культурного наследия стала одной из самых сложных для создания и хранения оцифрованных данных, их структурирования, представления и использования, а также для разработки всеобъемлющих стратегий их поиска и обеспечения широкого доступа к ним.
В Страсбурге в 2002 г. прошла встреча участников европейских сетей в области цифрового культурного наследия, посвященная наиболее острым вопросам развития массива цифровой информации в области культуры. В качестве важнейших проблем участники назвали отсутствие координации между разрабатываемыми проектами, параллелизм ведущихся работ и явную недостаточность обмена информации между ними. Особую остроту все это приобрело в области междисциплинарных исследований и проектов при том, что финансирование программ, касающихся наследия, всегда имело определенные ограничения. В ходе встречи было инициировано исследование европейских сетей в области цифрового культурного наследия, в результате которого удалось выявить 89 сетей, действующих в Европе и за ее пределами.
Виртуальные музеи и онлайновые выставки имеют свои специализированные Интернет-площадки. Еще в 1972 г. для решения культурных задач музейной деятельности на основе использования компьютерных технологий была создана «Музейная компьютерная сеть» (MCN) – некоммерческая профессиональная организация. Сегодня она оказывает услуги организациям и физическим лицам, поддерживает их кооперацию в целях повышения эффективности музейной работы, содействует распространению знания и информации культурного характера на основе коллекций и соответствующей документации. МCN проводит ежегодные конференции, на ее сайте работает профессиональный форум, а также предоставляются профессиональные онлайновые услуги, в том числе и справочные. Одной из ее важных функций стало обеспечение доступа к сетевым музейным ресурсам.
На сайте размещены отсылки к нескольким поисково-информационным системам, предоставляющим информацию о музейных Интернет-проектах. К их числу относится портал MuseumStuff.com, содержащий сведения о 20 тыс. организаций. Портал позиционируется как путеводитель по сетевой информации, связанной с музеями, включая отсылки к музейным сайтам и виртуальным выставкам, сведения о развлекательных и развивающих играх и другой активности, а также обширные образовательные ресурсы по вопросам, которые обычно разрабатываются музеями художественного, естественнонаучного и исторического профиля. При этом сайт не просто адресован широкой публике, но и нацелен на семейное потребление содержащейся на нем информации. Его целью является развитие взаимодействия широкой аудитории с музеем и расширеннее роли музея как образовательного инструмента. На сайте существует и «профессиональная зона», предназначенная для музейных работников.
Сведения о себе музей может
здесь разместить бесплатно и
самостоятельно, заполнив онлайновую
форму. В соответствии с используемой
классификацией, это может сделать
только музей, существующий «в реальном
мире» и предоставляющий доступ
к своему собранию. Собственно «виртуальный
музей» или выставка попадают в область
общих отсылок. При этом поисковая
машина представляет сведения не только
о музейных виртуальных выставочных
проектах, но и об изобразительных
материалах, представленных на различных
тематических сайтах. Например, здесь
можно найти виртуальную
В области цифрового наследия музеи уже давно занимают лидирующие позиции, вовлекая в сферу дигитализации коллекций и другие институты. Начиная с 1980-х гг. в музеях, постепенно совершился переход от компьютеризации различных форм музейной работы к «виртуализации» музейных собраний и коллекций, позволяющей находить новые формы осуществления традиционных функций документирования, хранения и просвещения. Созданные музеями веб-страницы решают разнообразные задачи. Цифровые программы в области наследия обеспечивают полноценный и массовый доступ к материалам и коллекциям музеев, библиотек, архивов и других учреждений, расходы по их реализации берут на себя государства, во главе этой работы стоят национальные профессиональные ассоциации и сети3. Как считает К. Мюллер, дигитализация изменила, хотя бы на время, характер музейной деятельности, превратив музей из интерпретирующей структуры в поставщика информации [1, р. 48].
В этой связи К. Мюллер ставит вопрос:
какова роль музея в том соединении,
«сплавлении» реального и виртуального,
которое сегодня составляет само
современное существование
При этом виртуальная музейная экспозиция строится как последовательность открывающихся «окон» и «линков». В результате складывающийся нарратив определяется монтажом сразу нескольких элементов (изображения, звука, текста, дизайна), воспринимаемых благодаря ему как единое целое. В этом отношении виртуальная навигация напоминает просмотр телевизионной передачи, а не посещение реального музея. Как и телепередача, страницы сайта могут быть обращены к различным аудиториям, и одним из наиболее важных адресатов для музеев он-лайн стали дети и подростки. Чтобы посетитель виртуального музея не превратился в обыкновенного «серфера», разработчикам музейных сайтов приходится задумываться о том, как воссоздать ощущение особого пространства, которое бы удерживало виртуального посетителя.
Информация о работе Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности