Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа
Первоначально «главную роль» в электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея и доступный посетителям. Обращаясь к компьютеру, посетитель мог получить короткую справку о коллекции, изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами коллекции.
1 Виртуальный музей: новое информационное пространство 5
2 Технические особенности использования цифрового оборудования 16
3 Концептуальные и коммуникационные особенности использования цифрового оборудования 22
4 Российский и зарубежный опыт использования цифровых технологий в музейной экспозиции 27
Заключение 39
Библиографический список 40
3 Концептуальные и коммуникационные особенности использования цифрового оборудования
Концептуальный аспект ("с какой
целью используются цифровые средства")
представляет мультимедийное, контентное
наполнение музейной экспозиции. Следует
отметить ряд преимуществ
В соответствии с концептуальным аспектом можно выделить следующие направления использования цифровых технологий:
- информационное, дополняющее материалы
экспозиции виртуальными
- маркетинговое,
- образовательное,
- направление, когда цифровое оборудование выступает в роли музейных предметов (например, экспозиции музеев технического профиля).
Концептуальные подходы к
• В экспозиционном пространстве уже существующего музея необходимо создать и разместить электронный экспозиционно-выставочный комплекс (например, разработать информационный киоск и установить его в конкретном зале конкретного музея). В этом случае искусство проектировщика заключается в том, чтобы элементы электронного экспозиционного комплекса были бы направлены на то, чтобы предоставить посетителю удобный информационно-справочный сервис, более глубоко раскрыть смысл и содержание экспозиции, а элементы комплекса ненавязчиво вписать в экспозиционное пространство;
• При проектировании нового музея (или серьезной реконструкции старого музея) задача может быть поставлена по-другому. В этом случае электронный экспозиционный комплекс должен рассматриваться как неотъемлемая, а порою – и ведущая часть всего экспозиционного проекта, и его функции и место в экспозиции должны определяться на этапе создания общей концепции музея.
Если рассмотреть компьютерные программы, используемые в экспозиционно-выставочной деятельности, с точки зрения решаемых функциональных задач, то среди них можно выделить следующие группы:
• программы для организации информационно-справочной службы, предоставляющей посетителям сведения о работе выставок и экспозиций музея (Справочные киоски). Такие программы используются в российских как крупных, столичных музеях (в Государственном Русском Музее, в Музеях Московского Кремля, в ГМИИ им. А.С.Пушкина,), так во многих региональных музеях (Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, Соловецкий Музей-Заповедник).
• программы для интерпретации сведений о реальных экспонатах, представленных в экспозиции (Электронные этикетки и экспликации). Весьма удачные решения применены, например, в в Государственном Историческом Музее, в Музее Альберта и Виктории в Лондоне, в Музее Лувра и др.
• программы для расширения возможности демонстрации изобразительного или звукового ряда и создания ситуации, при которой реальный экспонат и мультимедийная программа выступают «на равных». «Крайне радикальное» решение – это создание принципиально новых концепций мультимедийных экспозиций, где основную роль играет уже не реальный предмет, а мультимедийный продукт, который сам становится экспонатом.
Можно проиллюстрировать ситуацию равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов в такого рода экспозициях, приведя несколько примеров подобных пар из разного типа музеев :
• Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена);
• Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва);
• Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден);
• Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто).
Порою возникают и такие ситуации, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции и мультимедиа принимает на себя его функции (демонстрация работы доменной печи, молекулярных процессов и др.) .
Примеры подобного рода в России - музей Санкт Петербургского водоканала, Музей природы и человека в г. Ханты-Мансийске, Музейный центр «Наследие чукотки», Музей Калашникова в Ижевске, Музей компании Татнефть в Альметьевске.
Компьютерные программы для создания электронных экспозиций базируются на технологии мультимедиа (о технологии мультимедиа см. специальный раздел). Как правило, при выборе программных средств используются один из двух походов:
• Создание локальных программ для конкретных экспозиционных проектов. Основной недостаток такого подхода - высокая трудоемкость работы, связанная с необходимостью для каждой экспозиции ввода в компьютер новых текстов, электронных изображений, звуковых и видео фрагментов.
• Создание специализированных программных блоков и интегрирование их в рамках АИС по коллекциям музея.
В последние годы именно второй подход
все чаще используется в музеях страны.
Созданию специализированных систем для
посетителей серьезное внимание
уделяют компании, ранее ориентированных
на создание АИС для обработки
музейной документации. и лидером
в реализации этого подхода является
компания Альт-Софт, предложившая удачные
технологические решения в
• путеводитель по экспозиции,
• информационно-справочную систему, позволяющую глубже изучить музейную коллекцию,
• поисковую систему для просмотра информации обо всех экспонатах, хранящихся в музее,
• компьютерные игры и т.д.
Элементы, из которых складывается электронная экспозиция, генерируются из базы данных:
• Справочники (основное меню),
• Статьи к позициям справочников,
• Иллюстрации к статьям,
• Карточки с описанием и изображениями предметов
• Динамические, анимационные и мультимедийные объекты .
На базе автоматизированной информационной музейной системы КАМИС 2000 были созданы электронные музейные экспозиции для разных типов музеев - художественных, исторических, естественно-научных, этнографических и других, в частности - электронная экспозиция «Старая водонапорная башня» в Музее горводоканала «Мир воды Санкт-Петербурга», в электронная экспозиция в музее корпорации «Татнефть», электронная экспозиция «Мифологическое время» для Государственного Музея природы и человека в г. Ханты-Мансийске, электронная экспозиция для Музейного центра «Наследие Чукотки» в г. Анадыре и др.
На данный момент практика опережает
теоретическое обоснование
Некоторые ведущие специалисты
в области художественного
- демонстрационный тип (
- интерактивный тип (экспозиция
- посетитель: происходит диалог, посетитель
взаимодействует с экспозицией)
Коммуникационный аспект наглядно
иллюстрируют виртуальные музеи, ставшие
довольно популярным видом сайта
в начале XXI в. На наш взгляд, виртуальный
музей как мультимедийный ресурс
- этап развития сайта, на котором сайт
из информационного звена
Подводя итоги, отметим, что музейное пространство в XXI в. стало именно той сферой, в которой наблюдается творческий, оригинальный подход к использованию цифровых технологий. Согласимся с точкой зрения Т.П. Полякова о том, что "музей будущего" не сводится к виртуальному музею <4>. Однако современные тенденции развития музея ставят перспективы дальнейшей интеграции цифровых технологий в практику, как музейной экспозиции, так и других направлений музейной деятельности.
4 Российский и зарубежный опыт
использования цифровых
Информация сегодня является одним из важнейших результатов музейной деятельности. Новейшие технологии позволяют перейти от замкнутого музейного пространства к информационному музею, раскрывающему свои ценности всему свету, вовлекая широчайший круг посетителей в мир культурного наследия.
Какой бы области музейной деятельности
мы не коснулись сегодня — учетно-
В Российских музеях ИТ стали использоваться примерно с середины 1990-х годов. Первоначально это были персональные компьютеры, затем – сенсорные киоски, а затем и сложные экспозиционные комплексы.
Геологический музей одним из первых
в России начал применять компьютер
в экспозиционной деятельности. Еще
в середине 1990-х в зале, где
демонстрировалась экспозиция «Систематика
минеральных видов», был установлен
компьютер с информационно-
Другой пример использования персонального
компьютера в музее уже в 2000-е
годы - «Электронная Книга памяти»
в Смоленском музее-заповеднике. В
феврале 2000 г. музей установил в
экспозиции «Смоленщина в годы Великой
Отечественной войны 1941 - 1945 гг.»
доступный для посетителей
В настоящее время, когда появились сенсорные мониторы, небольшие региональные музеи используют в своих экспозициях эти устройства.
Государственный Эрмитаж
Информация о работе Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности