Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Первоначально «главную роль» в электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея и доступный посетителям. Обращаясь к компьютеру, посетитель мог получить короткую справку о коллекции, изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами коллекции.

Содержание работы

1 Виртуальный музей: новое информационное пространство 5
2 Технические особенности использования цифрового оборудования 16
3 Концептуальные и коммуникационные особенности использования цифрового оборудования 22
4 Российский и зарубежный опыт использования цифровых технологий в музейной экспозиции 27
Заключение 39
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

Цифровые технологии в пространстве музейной экспозиции.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

 

3 Концептуальные и коммуникационные особенности использования цифрового оборудования

 

 

Концептуальный аспект ("с какой  целью используются цифровые средства") представляет мультимедийное, контентное наполнение музейной экспозиции. Следует  отметить ряд преимуществ мультимедийного  способа подачи музейной информации перед традиционными носителями информации на бумаге (этикетаж, текстовые  аннотации и др.): возможность  представления большего объема информации, в ряде случаев система поиска и навигации по ресурсу, выразительная  визуализация предложенных материалов (в том числе разнообразные  анимационные эффекты и технология трехмерного моделирования).

В соответствии с концептуальным аспектом можно выделить следующие направления  использования цифровых технологий:

- информационное, дополняющее материалы  экспозиции виртуальными материалами  либо позволяющее наилучшим образом  воспринимать музейный предмет  (если говорить о светоэффектах);

- маркетинговое, ориентированное  на продвижение имиджа музея,  предоставление информации о  музее и музейных коллекциях;

- образовательное, сфокусированное  на обучении через синтез цифровых  технологий и музейных средств  работы;

- направление, когда цифровое  оборудование выступает в роли  музейных предметов (например, экспозиции  музеев технического профиля).

Концептуальные подходы к созданию электронной музейной экспозиции определяются конкретным условиями в музее. Приступая  к проектированию аппаратно-программного комплекса  для музея, мы сталкиваемся с одной из ситуаций:

• В экспозиционном пространстве уже существующего музея  необходимо создать и разместить электронный экспозиционно-выставочный комплекс (например, разработать информационный киоск и установить его в конкретном зале конкретного музея). В этом случае искусство проектировщика заключается в том, чтобы элементы электронного экспозиционного комплекса были бы направлены на то, чтобы предоставить посетителю удобный информационно-справочный сервис, более глубоко раскрыть смысл и содержание экспозиции, а  элементы комплекса ненавязчиво вписать в экспозиционное пространство; 

• При проектировании нового музея (или серьезной реконструкции старого музея) задача может быть поставлена по-другому. В этом случае электронный экспозиционный комплекс должен рассматриваться как неотъемлемая, а порою – и ведущая часть всего экспозиционного проекта, и его функции и место в экспозиции должны определяться на этапе создания общей концепции музея.

Если рассмотреть компьютерные программы, используемые в экспозиционно-выставочной  деятельности,  с точки зрения решаемых функциональных задач, то среди  них можно выделить следующие  группы:

• программы для организации информационно-справочной службы, предоставляющей посетителям сведения о работе выставок и экспозиций музея (Справочные киоски). Такие программы используются в российских как крупных, столичных музеях (в Государственном Русском Музее, в Музеях Московского Кремля, в ГМИИ им. А.С.Пушкина,), так  во многих региональных музеях (Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, Соловецкий Музей-Заповедник).

• программы для интерпретации сведений о реальных экспонатах, представленных в экспозиции (Электронные этикетки и экспликации). Весьма удачные решения  применены, например, в в Государственном Историческом Музее, в Музее Альберта и Виктории в Лондоне, в Музее Лувра и др.

• программы для расширения возможности демонстрации изобразительного или звукового ряда и создания ситуации, при которой реальный экспонат и мультимедийная программа выступают «на равных». «Крайне  радикальное» решение – это создание принципиально новых концепций мультимедийных экспозиций, где основную роль играет уже не реальный предмет, а мультимедийный продукт, который сам становится экспонатом.

Можно проиллюстрировать ситуацию равноправия, экспозиционной равновесности  материальных и виртуальных объектов в такого рода экспозициях, приведя  несколько примеров подобных пар  из разного типа музеев :

• Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена);

• Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва);

• Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден);

• Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто).

Порою возникают и такие ситуации, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции и мультимедиа принимает на себя его функции (демонстрация работы доменной печи, молекулярных процессов и др.) .

Примеры подобного рода в России -  музей Санкт Петербургского водоканала, Музей природы и человека в г. Ханты-Мансийске, Музейный центр «Наследие чукотки», Музей Калашникова в Ижевске, Музей компании Татнефть в Альметьевске.

Компьютерные программы для  создания электронных экспозиций базируются на технологии мультимедиа (о технологии мультимедиа см. специальный раздел). Как правило, при выборе программных  средств используются один из двух походов:

• Создание локальных программ для конкретных экспозиционных проектов. Основной недостаток такого подхода -  высокая трудоемкость работы, связанная с необходимостью для каждой экспозиции ввода в компьютер новых текстов, электронных изображений, звуковых и видео фрагментов.

• Создание специализированных программных блоков и интегрирование их в рамках АИС по коллекциям музея.

В последние годы именно второй подход все чаще используется в музеях страны. Созданию специализированных систем для  посетителей серьезное внимание уделяют компании, ранее ориентированных  на создание АИС для обработки  музейной документации. и лидером  в реализации этого подхода является компания Альт-Софт, предложившая удачные  технологические решения в последних  версиях системы КАМИС. Основной идеей, положенной в основу создаваемых  электронных экспозиций, является использование  при их создании внутримузейных баз  данных. Любой текст, появляющийся на экране, любое изображение или  мультимедийный фрагмент берется из базы данных, то есть порождается сотрудниками музея без вмешательства программистов. Электронная экспозиция может включать в себя:

• путеводитель по экспозиции,

• информационно-справочную систему, позволяющую глубже изучить музейную коллекцию,

• поисковую систему для просмотра информации обо всех экспонатах, хранящихся в музее,

• компьютерные игры и т.д.

Элементы, из которых складывается электронная экспозиция, генерируются из базы данных:

• Справочники (основное меню),

• Статьи к позициям справочников,

• Иллюстрации к статьям,

• Карточки с описанием и изображениями предметов

• Динамические, анимационные и мультимедийные объекты .

На базе автоматизированной информационной музейной системы  КАМИС 2000 были созданы  электронные музейные экспозиции для  разных типов музеев - художественных, исторических, естественно-научных, этнографических  и других, в частности -  электронная  экспозиция «Старая водонапорная башня» в Музее горводоканала «Мир воды Санкт-Петербурга», в электронная  экспозиция в музее корпорации «Татнефть», электронная экспозиция «Мифологическое время» для Государственного Музея природы и человека в г. Ханты-Мансийске, электронная экспозиция для Музейного центра «Наследие Чукотки» в г. Анадыре и др.

На данный момент практика опережает  теоретическое обоснование процесса использования информационных средств  в музейной экспозиции. Информационное обеспечение экспозиции входит в  структуру музееведения как научной  дисциплины и требует научного подхода  к определению его места в  музейной жизни. Отсутствие единого  мнения в вопросе о роли информационных технологий в экспозиции, соотношении  традиционных экспонатов (музейных предметов) и информационных продуктов в  рамках экспозиции подчеркивает актуальность темы. Очень важно определить объективную  роль информационных технологий, не занижающую и не завышающую их настоящее влияние  на развитие музейного проектирования. Специфика экспозиции как системы  заключается в том, чтобы все  ее элементы, в том числе информационное обеспечение, составляли единое целое  и не нарушали ее гармоничность и  сущностную основу.

Некоторые ведущие специалисты  в области художественного оформления выставок и музееведения рассматривают  музейную выставку как форму визуальной коммуникации. Цель коммуникации достигается  посредством музейных экспонатов и  произведений искусства с помощью  использования графической и  письменной информации в форме текстовых  панелей и этикетажа. Конечная цель должна состоять в передаче послания, которое несет в себе показ  или выставка, на четком и точном визуальном и письменном языке, легко  понятном на любом уровне или уровнях  интерпретации, как в хорошей  газете или журнале. Цифровые технологии, в свою очередь, также содействую выражению главной идеи выставки, передаче послания, расширению информационного  поля музейного предмета и музейной экспозиции. Коммуникационный аспект подразумевает степень участия  цифровых технологий в информационном обмене между экспозицией и посетителем  музея. В данном случае можно выделить:

- демонстрационный тип (экспозиция - посетитель: происходит монолог,  посетитель "читает" экспозицию). Примером может служить описанная  выше экспозиция "Слава Зайцев. Жизнь = творчество";

- интерактивный тип (экспозиция - посетитель: происходит диалог, посетитель  взаимодействует с экспозицией), иллюстрацией которого является  экспозиционное пространство Государственного  Дарвиновского музея.

Коммуникационный аспект наглядно иллюстрируют виртуальные музеи, ставшие  довольно популярным видом сайта  в начале XXI в. На наш взгляд, виртуальный  музей как мультимедийный ресурс - этап развития сайта, на котором сайт из информационного звена перерастает  в увлекательную систему, органично соединяющую в себе информацию и привлекательные для пользователя формы представления данной информации. Создание диалога с пользователем - именно та особенность, которая, на наш взгляд, отличает современные оригинальные виртуальные музеи. Существует ряд моделей, по которым разрабатываются виртуальные музеи: виртуальные каталоги (виртуальный музей спичечных этикеток: www.match.ru; виртуальный каталог икон: www.wco.ru/incons/; виртуальный музей авиации: www.russian.ru; виртуальная галерея современного искусства: www.art4.ru); виртуальный музей как образовательное пространство (интерактивные элементы сайта Метрополитен-музея в Нью-Йорке: www.metmuseum.org); виртуальный музей как демонстрация пространства реального музея (сайт Государственного Эрмитажа: www.hermitagemuseum.org); маркетинговая модель (виртуальный музей автопроизводителя Mazda: www.mazdausa.com).

Подводя итоги, отметим, что музейное пространство в XXI в. стало именно той  сферой, в которой наблюдается  творческий, оригинальный подход к  использованию цифровых технологий. Согласимся с точкой зрения Т.П. Полякова о том, что "музей будущего" не сводится к виртуальному музею <4>. Однако современные тенденции развития музея ставят перспективы дальнейшей интеграции цифровых технологий в практику, как музейной экспозиции, так и  других направлений музейной деятельности.

 

4 Российский и зарубежный опыт  использования цифровых технологий  в музейной экспозиции

 

Информация сегодня является одним  из важнейших результатов музейной деятельности. Новейшие технологии позволяют  перейти от замкнутого музейного  пространства к информационному  музею, раскрывающему свои ценности всему свету, вовлекая широчайший круг посетителей в мир культурного  наследия.

Какой бы области музейной деятельности мы не коснулись сегодня — учетно-хранительская  работа, реставрация и консервация, создание временных и постоянных экспозиций, экскурсионно-просветительская работа, музейный менеджмент и маркетинг, научный труд сотрудников — всюду  все шире и шире используются компьютерные, в том числе и так называемые мультимедийные технологии. Они позволяют  создавать качественно новое  информационное музейное пространство, которое иногда обозначают термином «виртуальный музей».

В Российских музеях ИТ стали использоваться примерно с середины 1990-х годов. Первоначально  это были персональные компьютеры, затем – сенсорные киоски, а  затем и сложные экспозиционные комплексы.

Геологический музей одним из первых в России начал применять компьютер  в экспозиционной деятельности. Еще  в середине 1990-х в зале, где  демонстрировалась экспозиция «Систематика минеральных видов», был установлен компьютер с информационно-справочной системой по минералам. Помимо работы в информационно-справочном режиме, посетителю предлагалось поучаствовать  в электронной викторине и  проверить полученные на экспозиции знания. Не смотря на кажущуюся примитивность, программа пользовалась успехом  у посетителей, особенно – у учащихся школ.

Другой пример использования персонального  компьютера в музее уже в 2000-е  годы - «Электронная Книга памяти»  в  Смоленском музее-заповеднике. В  феврале 2000 г. музей установил в  экспозиции «Смоленщина в годы Великой  Отечественной войны 1941 - 1945 гг.»  доступный для посетителей персональный компьютер с копией электронной  базы данных по погибшим и захороненным на территории Смоленской области воинам (более 160 тысяч записей). Таким образом  были существенно расширены возможности  музея по предоставлению гражданам  информации о конкретных участниках войны: любой посетитель сможет получить сведения о интересующих его людях. Вряд ли следует говорить о том, насколько  важное патриотическое и воспитательное значение значение имеет эта экспозиция.

 

В настоящее время, когда появились  сенсорные мониторы, небольшие региональные музеи используют в своих экспозициях  эти устройства.

Государственный Эрмитаж

Информация о работе Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности