Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа
Первоначально «главную роль» в электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея и доступный посетителям. Обращаясь к компьютеру, посетитель мог получить короткую справку о коллекции, изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами коллекции.
1 Виртуальный музей: новое информационное пространство 5
2 Технические особенности использования цифрового оборудования 16
3 Концептуальные и коммуникационные особенности использования цифрового оборудования 22
4 Российский и зарубежный опыт использования цифровых технологий в музейной экспозиции 27
Заключение 39
Библиографический список 40
Важнейшим аспектом распространения
виртуальных музейных структур является
их образовательное и
Виртуализация музеев ставит проблему
предметности экспозиции и подлинности
представленных в ней объектов. В
этом вопросе мнения широкого музейного
сообщества зачастую расходятся, а
вопрос о собственно «музейном» статусе
виртуальных структур остается дискуссионным.
Сторонники последних указывают
на то, что, изъяв предмет из его
естественной среды и проинтерпретировав
его в собственной
С начала нового тысячелетия в США
стали регулярно проводиться
исследования информационной ценности
музейных веб-сайтов, при этом основными
категориями посетителей, потребности
которых были изучены, стали ученые,
учителя, студенты, музейные сотрудники
и посетители музеев, не относившиеся
к перечисленным выше категориям.
Проведенный социологический
Потребности виртуальных посетителей
музеев оказались весьма разнообразными.
По их мнению, одним из признаков
«хорошего музейного сайта» является
сочетание удачно представленной информации
общего характера с полным доступом
ко всему музейному собранию. 67% учителей
обращаются к музейным сайтам в поисках
необходимых изображений. 63% виртуальных
посетителей высоко ценят возможность
просмотра коллекций музеев и
предоставление дополнительной информации
описательного характера. Кроме
того, для понимания произведений
искусства виртуальные
Специальное исследование, которое
предполагало оценку интерфейсов с
точки зрения простоты и эффективности
их использования было посвящено
изучению пользовательских характеристик
музейных сайтов [7]. По мере того как
музейные сайты становятся более
сложными, изощренными и интерактивными,
особую актуальность приобретает вопрос
о том, считают ли предполагаемые
пользователи сайтов это полезным и
пригодным для себя. Очевидно, что
сайты, обладающие плохим или бедным
дизайном и сложные для использования,
легко могут оттолкнуть посетителей.
В связи с этим среди создателей
сайтов все настойчивее утверждается
понимание того, что музейные страницы
должны быть, прежде всего, ориентированными
на пользователей. Поэтому, кроме наиболее
полного предоставления информации
создателям музейного сайта, необходимо
позаботиться о его четкой и прозрачной
информационной архитектуре, об эффективных
средствах навигации и т. п. Сайт
должен гармонично сочетать подходы, при
которых ясные ответы на самые
простые информационные запросы
сочетались бы с возможностями наиболее
детализированного и
Разнообразие виртуальных
Галерея Тейт в Лондоне имеет
один из самых развитых и известных
в профессиональном мире сайтов, где
размещена, прежде всего, информация о
всех предметах собрания музея [18]4.
Виртуальным посетителям этого
музея дается возможность составить
собственную выборку
Сайт художественного музея
В.Р. Нельсона и М. Аткинс (Канзас-Сити,
США), по заявлению его разработчиков,
предназначен для того, чтобы помочь
«спланировать индивидуальное посещение»
для знакомства с его собранием
[16]. Как и в других музеях, электронные
медиа используются здесь для
построения выставок самой разной тематики,
работает онлайновая выставка «Tempus Fugit»,
посвященная отражению
Разнообразие виртуальных
Использование цифровых технологий в музейной экспозиции подразумевает размещение комплекса цифрового оборудования, позволяющего за счет современных технических средств расширить выставочное и информационное пространство музейной экспозиции.
Одним из наиболее заметных процессов
рубежа XX - XXI вв. стало активное проникновение
в музейную сферу новейших информационных,
цифровых технологий, что во многом
объясняется быстрым развитием
технических средств создания, презентации
и хранения информации. Интеграция
компьютерных технологий в отечественную
музейную сферу анализируется с
начала 1990-х годов в среде
Информационные технологии окружают
и сопровождают современного человека,
во многом определяют его отношение
к отдельным предметам
Аргументируя тезис о том, что
музей - это не абстрактный "институт
социальной памяти", специалист в
сфере музейного проектирования
Т.П. Поляков отмечает, что "музей
начинается и заканчивается там,
где начинается и заканчивается
музейный предмет, т.е. подлинный материальный
свидетель историко-культурных процессов,
явлений и событий, имеющих социальную
значимость". Ключевым элементом
музейной экспозиции всегда был и
остается музейный предмет. Однако идея,
смысл, история музейного предмета
могут доноситься до зрителя различными
способами. Цифровые технологии - один
из способов, позволяющий расширить
информационное пространство музейной
экспозиции и с помощью технических
эффектов показать предмет в контексте
виртуального пространства, которое
дает возможность представить
В экспозиционном пространстве цифровые технологии реализуются в двух качествах:
- техническая аппаратура для
раскрытия сценария экспозиции,
когда преимущественна
- экспонат, музейный предмет (в
данном случае цифровому
Сегодня ИТ весьма широко используются
на самых различных этапах жизненного
цикла выставок и экспозиций в
современном музее, с момента
создания научной и архитектурно-
• Подготовка экспозиции (подбор и анализ материалов, работа с документацией; моделирование архитектурно-художественных решений и др.);
• Собственно электронная экспозиция.
Информационные технологии на этапе подготовки экспозиции. Подбор и анализ материалов и оформление документации для выставок и экспозиций – важнейший элемент экспозиционно-выставочной деятельности. Уже на предварительном этапе подготовки к экспозиции, подбирая и анализируя коллекционный материал, сотрудник музея может обратиться к информационно-поисковой системе и получить списки тех предметов, которые соответствуют заданным критериям отбора (например – по датировке, по жанру, по событиям и др.). С другой стороны, при наличии банка оцифрованных изображений, экспозиционер имеет возможность подбирать материал, анализируя представленный на экране монитора изобразительный ряд. Вряд ли следует убеждать кого-либо, что такая технология позволяет существенно сократить и упростить последующий этап работы непосредственно с предметами в запаснике.
А как много времени и усилий
занимают у музейного сотрудника
оформление выставочной документации
(особенно – при подготовке внешних
выставок): всевозможных списков, актов,
приказов и прочих документов, регламентированных
существующими нормами и
Информация о работе Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности