Шпаргалка по "Радиоэлектронике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:41, шпаргалка

Описание работы

1 . История возникновения радио (Маркони, Попов).
2. Радио в период гражданской войны.
3. Радио в довоенные годы.(все что нашла).
4. Радио в период ВОВ.
5.Радио 50-60х годов.
....
12. Коммерческие радиостанции (Европа+, Русское радио).

Файлы: 1 файл

radio.docx

— 54.77 Кб (Скачать файл)

1 . История возникновения радио (Маркони, Попов).

Русский ученый Александр  Степанович Попов 25 апреля по старому  стилю (7 мая - по новому стилю) 1895 года впервые  в мире сделал научный доклад для  научно-технической общественности об изобретенном им методе использования излученных электромагнитных волн для беспроводной передачи электрических сигналов, содержащих полезную информацию для получателя, и продемонстрировал такую передачу в действии, получая в приемнике эту информацию. В марте следующего года он продемонстрировал уже прибор для передачи сигналов, передав на расстояние 250 м радиограмму их двух слов "Генрих Герц".

Первые сообщения об этом докладе появились в газете "Кронштадский вестник" (от 30 июня 1895 года). А также А,С, Попов в ряде журналов сам опубликовал описание аппаратуры. Эти журналы распространялись не только в России, но и за рубежом и были весьма популярны среди иностранных ученых. Предложенный А.С. Поповым метод беспроводной передачи полезной информации путем модуляции (манипуляции) излучаемых электромагнитных волн получил в дальнейшем название радиопередачи (Radio - испускать лучи, лат.).

В 1945 году было издано постановление, в связи с тем, что радио  играет важнейшую роль в культурной и политической жизни населения, установить 7 мая ежегодным «Днем  Радио».

После демонстрации радиопередачи 25 апреля(7 мая) 1895 года А.С. Попов в  течение ряда лет передавал на корабли Балтийского флота множество  служебных радиограмм для нужд этого  флота и исследовал методы увеличения дальности приема радиограмм. 

Публикации А.С. Попова, посвященные  изобретенному им методу радиопередачи  привлекли внимание известного физика Аугусто Риги (Университет в городе Болонья, Италия), который изучал метод радиопередачи А.С. Попова. Этими работами под влиянием А. Риги заинтересовался молодой предприимчивый итальянец Гульельмо Маркони, который согласно сообщениям (появляющимся в настоящее время) западной прессы, пытался повторить в доме своего отца в Болонье опыты А.С. Попова. 

Первое сообщение об этом появилось в печати в апрелье1897г. без каких-либо подробностей и без  описания аппаратуры и полученных результатов.  Г. Маркони 2 июня 1896 г. подал в Англии заявку на изобретение аппаратуры для связи без проводов с помощью электромагнитных волн,  2 марта 1897 года он закончил внесение изменений в эту заявку и 2 июля 1897 года он получил английский патент № 12039 на "Усовершенствования в передаче электрических импульсов и сигналов и в аппаратуре для этого". Описание аппаратуры Г. Маркони было впервые опубликовано в докладе инженера У.Г. Приса в Королевском Обществе Англии 4 июня 1897 года, который был напечатан в журнале "The Electrician" (1897 г.,11 июня, с. 216-218). Из этого доклада следует, что Г. Маркони в своем патенте применил приемник по схеме А.С. Попова, а его "Усовершенствования" состояли в добавлении (с целью внесения отличий от приемника А.С. Попова) в приемник отдельной батареи звонка, что усложнило схему. Из сравнения схем А.С. Попова и Г. Маркони следует, что Г. Маркони отстал от А.С. Попова на 2 года. 

Как колониальная держава, владеющая  большим флотом в морях и океанах, Англия остро нуждалась в быстрой  беспроводной связи с колониями  и кораблями. Поэтому Г. Маркони  открывались блестящие перспективы  получения больших заказов на аппаратуру радиосвязи, для выполнения которых необходимо создание мощной радиопромышленности. С этой целью  Г. Маркони в 1899 году создает в  Англии фирму "Marconi Telegraph Company", а в 1900 году эта фирма получает название " Marconi Wirelles Telegraph Company". Таким образом, в создании радиопромышленности Г. Маркони отстал от А.С. Попова на 3-4 года. Однако необходимо отметить, что наряду с созданием этой фирмы господин Маркони сделал большой вклад в развитие радиосвязи, активно работая по определению дальности приема радиосигналов на приемник, аналогичный по схеме приемнику А.С. Попова.

2. Радио в период гражданской  войны.

В годы гражданской войны  особое значение для Советской страны приобрело радио. С его помощью  удавалось информировать местные  органы власти о мероприятиях правительства, доводить до сведения населения положение  на фронтах. Основным передающим центром  после переезда правительства в  Москву стала Ходынская радиостанция. К осени 1918 г. передаваемая по радиотелеграфу информация в тот же день вывешивалась в виде листовок и плакатов на вокзалах крупных железнодорожных станций, водных пристанях, городских площадях и в других людных местах. 
19 июля 1918 г. Совнарком принял «Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР», в соответствии с которым в стране началась организация государственной радиотехнической сети. Проведение этой работы возлагалось на Народный комиссариат почт и телеграфов. 
 
30 июля 1919 г. Совет рабоче-крестьянской обороны принял специальное постановление о срочном строительстве мощной радиостанции в Москве для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с окраинами и западными государствами. 
 
Станцию решено было построить на Шаболовской улице. 1 марта 1920 г. она была сдана в эксплуатацию. Радиус ее действия составлял около 2 тыс. км. Возрастал объем не только передаваемых, но и принимаемых, точнее, перехватываемых по радио сообщений из-за границы. Радиоперехваты публиковались в наших газетах, являясь важным, а подчас единственным источником иностранной информации. На страницах советских газет сообщения из-за границы печатались с указаниями: «Получено по радио», «Парижская радиостанция передает», «Радио из Берлина». 
В годы гражданской войны радио выполняло немаловажные функции в системе советской журналистики: оно становилось важнейшим структурным звеном передачи оперативной информации, новейшим каналом связи. Это явилось решающей предпосылкой организации в Советской стране регулярного массового радиовещания. 
 
3. Радио в довоенные годы.(все что нашла).

В общем конец 30-х гг. характеризовался укреплением в мире двух тоталитарных режимов - фашистского в Германии и советского в СССР. Угроза возникновения войны, явно исходившая от Германии, была велика. Начиная с середины 30-х гг. СССР, исходя из своих геополитических интересов, вступает в переговоры с немецким руководством и договаривается о разделе сфер влияния. Период 1935-1941 гг. был странным в истории развития нашей журналистики. Официальная печать пропагандировала дружеские отношения с Германией, ей запрещались всяческие выпады против этой страны, ее руководства и ее политики. Но угроза становилась все реальнее.

В конце 30-х годов сдвиги произошли в  советском радиовещании. Среднесуточный объем Центрального радиовещания в 1940 г. составил 64,3 часа, в том числе  на основные программы приходилось 41,3 часа, на передачи для зарубежных слушателей – 23 часа.

Как в печати так и в радио проблематика в предвоенные годы была тесно  связана с пропагандой «величайших  побед социализма в СССР», провозглашенных  в марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б), и описаниями мрачных картин жизни капиталистического мира. Причем сравнение «у нас» и «у них» всегда было в пользу советской страны и ее народов, начавших борьбу за выполнение третьей пятилетки.

В 1933 году был образован самостоятельный общесоюзный орган управления – Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (ВРК) при Совете Народных Комиссаров СССР. Вот эту управленческую структуру обычно и называли "Радиокомитет". Все вопросы развития радио постепенно были взяты под эгиду государственной власти. Становилось реальностью составление единого плана радиофикации страны, менялась система руководства и организации подготовки программ. Смысл этих перемен журнал "Радиослушатель", начавший выходить в 1928 году, обозначил в статье "На новом пути" как переход "к наиболее интересной, живой и разнообразной форме пропаганды... чтобы она отвечала насущным запросам широкой массы рабочих и крестьян. Это значит – изыскать и применить новые формы общественно-политического, культурного и художественного радиовещания (рабоче-крестьянский университет по радио, радиотеатр и т.д.)".

В довоенные годы ленинградские  радиовещательные станции обеспечивали передачу программ центрального и местного вещания на Ленинград, Ленинградскую, Нов-городскую, Псковскую, Калининскую, Великолукскую и другие области России. Связные радиостанции обеспечивали радиотелеграфные связи с Москвой, другими городами СССР, со столицами ряда зарубежных стран, а также с морскими судами и самолетами во время дальних перелетов Чкалова, Громова, Леваневского. 

 

Наряду с выполнением  основных своих задач, на ленинградских радиостанциях в этот период создавались и отрабатывались образцы новой радиопередающей аппаратуры, радиоламп, антенных устройств.

 

4. Радио в период ВОВ.

С начала Великой Отечественной  войны возникла необходимость эвакуации  многих радиовещательных станций из западных районов страны в восточные. Срочно были демонтированы и переброшены на новые места мощные основные радиостанции Москвы и ряда других городов, находившихся в зоне военных действий. В особо сложных условиях приходилось эвакуировать ленинградские радиостанции. Демонтаж одной из них радисты провели под артиллерийским обстрелом.

Эвакуация радиостанций из Москвы потребовала полного перевода Центрального вещания на короткие волны. Центральное вещание перешло  от трех программ к одной. Радиопередачи  звучали в основном в живом  исполнении, удельный вес звукозаписи  был незначительным.

К 1943 году объем работы радиостанций не только достиг довоенного уровня, но и превысил его. Чтобы обеспечить качество слышимости передач советского Центрального радиовещания на территориях, оккупированных фашистами, в 1942 году было начато проектирование и строительство  новой радиовещательной станции  огромной мощности – в 1200 кВт. Производство основного оборудования для нее велось в блокадном Ленинграде в труднейших условиях, к месту строительства в Куйбышев (Самара) его отправляли через линию фронта.

В 1943 году, спустя 15 месяцев  после выбора строительной площадки, новая сверхмощная радиостанция, выполненная по последнему слову  техники, была пущена в действие. Ее голос уверенно зазвучал на большой  территории, в том числе и во всех районах, оккупированных врагом.

В годы войны огромную роль сыграли радиотрансляционные узлы в тылу и в прифронтовой полосе. Они позволяли миллионам советских  людей принимать радиопередачи, оперативно получать информацию о положении  на фронте. Проводное радиовещание выполняло также крайне важную функцию  быстрого оповещения населения о  налетах вражеской авиации, о  приближающейся военной опасности. Огромное значение имела радиофикация казарм, лазаретов, общежитии и бомбоубежищ.

Первый военный выпуск "Последних известий" вышел  в эфир через 45 минут после передачи правительственного сообщения о  нападении фашистов на нашу страну. В нем звучали лозунги: "Ответим на удар врага сокрушительным ударом!", "Удесятерим трудовые усилия для помощи Красной Армии!", "Сметем с лица земли фашистских поджигателей войны!" 22 июня 1941 года в ночном выпуске "Последних известий" было передано первое сообщение с фронта. 3 июля 1941 года в 8 часов по радио выступил И. В. Сталин, призвавший советский народ мобилизовать все силы для разгрома фашистских захватчиков.

В самые напряженные для  страны дни с обращением к народу у микрофона "Последних известий" выступали партийные и общественные деятели.

За период 1941–1945 годов  только в выпусках "Последних  известий" Центрального вещания  было передано до 7 тыс. корреспонденций  из действующей армии.

Основу программ информационного  и общественно-политического вещания  в годы войны составляли материалы  Совин-формбюро. Всего за этот период радио передало 2373 таких материала, в том числе около 2 тыс. ежедневных сводок Совин-формбюро и 122 сообщения "В последний час". Эти сводки и сообщения многократно повторялись.

Совершенно по-иному, чем  в мирное время, строилась вещательная  сетка: место многих традиционных довоенных  рубрик заняли фронтовые передачи, сводки и сообщения. Радиокомитет находился  на военном положении.

7 ноября 1941 года был организован  репортаж с Красной площади,  где состоялся традиционный военный  парад, посвященный годовщине  Октябрьской революции. Враг находился  в 25–40 км от Москвы, фашистские  самолеты ежедневно по нескольку  раз совершали налеты на столицу,  и проведение парада в таких  условиях являлось важнейшим  политическим актом.

Этот прямой репортаж с  Красной площади Москвы с волнением  слушала вся страна. Позже радио  неоднократно повторяло его в  записи. Участники парада прямо с  Красной площади уходили на передовую.

В разгар битвы под Москвой  непосредственно на полях сражений Всесоюзным радиокомитетом совместно  с Политическим управлением Западного  фронта были организованы передачи "Говорит  Западный фронт!". 5 ноября 1941 года была сформирована выездная редакция фронтового вещания, редактором которой был  назначен Н.М. Потапов, ответственным  секретарем и дежурным редактором – М.Ф. Платов. В состав редакции входили также А.Т. Фетисов (погиб во время войны), B.C. Синявский, Г.Е. Красавцев и Л.М. Шмонин. В эти передачи включались репортажи, записи боев, беседы с жителями освобожденных районов и партизанами. В них постоянно звучало горячее, воодушевляющее слово, столь необходимое в то время.

Для вещательных программ военных лет характерна их абсолютная централизация и легко объяснимый обстоятельствами высокий уровень  цензуры.

 

5.Радио  50-60х годов.

 

В 1952 году родился "Научный радиотеатр" – цикл спектаклей и радиокомпозиций о творческих свершениях отечественных деятелей науки и техники. Прозвучавшие в эфире сценические произведения можно по праву считать плодом тесного творческого содружества на радио литературы, науки и искусства. В спектаклях, подготовленных ведущими режиссерами Всесоюзного радио, были заняты крупнейшие мастера советского театра: М. Астангов, В. Белокуров и др. Инициатором, художественным руководителем этой рубрики и автором многих спектаклей был радиодраматург Роман Глиер. Это была очень важная для нашего вещания практика, ибо в ней отрабатывались эстетические и технологические принципы и критерии того художественного направления, которое позднее, уже в 60-е годы, станет ведущим на нашем радио, и, в частности, отрабатывались приемы соединения строго документальных, исторически достоверных материалов с авторской фантазией, с игрой актеров, с режиссерскими приемами монтажа, которые свойственны были игровому радио и кинематографу.

Информация о работе Шпаргалка по "Радиоэлектронике"